На журнал "Ватандаш" можно подписаться в любом почтовом отделении РФ. Индекс - 78384.//Подписка по каталогу «Почта России» через ФГУП по РБ для индивидуальных подписчиков.//Альтернативная (льготная) подписка через редакцию.






Когда и как возникла Башкирская республика?

В 2002 году в издательстве «Гилем» вышла монография З.И.Еникеева «Правовой статус Башкортостана в составе России: историко-правовое исследование». В ней впервые представлен сложный путь государственно-правового развития Башкортостана с древнейших времен до образования БАССР и его становления как субъекта Российской Федерации. В объемном труде известного ученого-правоведа очень подробно рассматриваются революции 1917 года, первые всебашкирские съезды, приводятся архивные материалы. Автор монографии показал политико-правовое оформление башкирского национального движения, взгляды лидеров движения на государственное устройство Башкирской республики и провозглашение Республики Башкурдистан.

I
В богатом на исторические события XX веке башкирский народ в лице избранного им правительства (легитимного в правовом аспекте) дважды совершил договор с Правительством России. И, отмечая 90-летие Соглашения Башкирского правительства с Центральной Советской властью, нам необходимо осмыслить те далекие от нас события в контексте преобразований конца XX столетия и начала нынешнего века. Для этого мы обладаем открытыми и опубликованными архивными историческими материалами и исследованиями наших башкортостанских ученых. Они доступны и вышли в свет на страницах не только научной, но и периодической печати. Это обстоятельство избавляет меня от строго хронологического изложения событий того периода, и позволяет сосредоточиться на их исторических, политических и нравственно-правовых факторах и предпосылках. Хотя, к сожалению, следует отметить, что имеются попытки либо умышленного, либо по неграмотности искажения некоторых исторических фактов отдельными деятелями науки. Например, В.И.Хрисанов в своем учебнике «История государства и права России 1917 – 1999 гг.» пишет, что Башкирия статус автономной республики получила Декретом от Центральной Советской власти наряду с Татарией и другими автономиями. Поэтому нам важно знать и помнить, что башкирскому народу государственность не была дарована сверху, а наоборот, – кровью им завоевана. В результате этой борьбы и в последующие годы Советской власти башкирский народ понес огромные людские потери. Лучшие из лучших были репрессированы в 30-е годы как башкирские националисты – валидовцы. «Соглашение Российского Рабоче-Крестьянского Правительства с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башкирии» от 20 марта 1919 года не является правоустанавливающим документом образования Башкирской республики. В результате этого Соглашения, созданная еще в ноябре 1917 года демократическая Башкирская республика парламентского типа была преобразована в Советскую социалистическую автономную республику.

II
Создание своего государства, государственности, безусловно свойственно пассионарному, высокоорганизованному народу, имеющему давние исторические традиции жить в правопорядке, справедливо устроенном обществе.
Башкиры, как свидетельствуют исторические источники, принимали участие в создании различных, иногда сменяющих друг друга тюркоязычных империй и иных государств: империи гуннов, тюркский, хазарский каганаты, конфедерации Дешт-и-Кипчак и др. Они имели и собственные государства, такие как Табынское ханство и Держава Масем-хана и др. Когда они находились с другими государствами в отношениях вассалитета-сюзеренитета, башкиры заранее обговаривали все условия и сохраняли свой внутренний суверенитет, свою автономию. Так было и в раннее средневековье, и в период монгольских завоеваний. Например: французский исследователь М.Бувье-Ажан отмечает о заключении предводителем гуннов Атиллы договора с родственным им народом башкирами.1 Как пишет Лев Гумилев, «монголо-башкирская война тянулась 14 лет… Башкиры неоднократно выигрывали сражения и, наконец, заключили договор о дружбе и союзе…».2
Таким образом, веками сформировавшиеся правовая культура и менталитет башкир гарантировали соблюдение ими условий договоров с другими государствами. Башкиры всегда, прежде чем предпринимать действия, значимые в правовом смысле (отказ от сюзеренитета), стремились выяснить официальную позицию правительства по поводу имевших место правонарушений. И лишь исчерпав все мирные средства разрешения конфликта и убедившись в поддержке центральным правительством противоправных действий (то есть, что имеет место не эксцесс исполнителя – местных должностных лиц государства), башкиры начинали военные действия против правительственных войск. Именно нарушения условий Соглашений XVI века со стороны царского правительства явились причинами башкирских войн, восстаний в течение XVII—XVIII столетий. В конечном итоге, когда башкиры пришли к выводу, что с царской Россией нельзя строить цивилизованные договорные отношения, они, уже в начале XVIII столетия, взяли курс на строительство своего башкирского государства. И в неравной борьбе потерпели поражение. Но дух народа не был сломлен…

III
В поворотные моменты истории, как правило, в качестве вдохновляющей, организующей и ведущей силы выступает высокообразованная национальная интеллигенция.
Несмотря на дискриминацию в области образования при содействии национального купечества и буржуазии особое место в народном просвещении занимали светские мектебе и медресе. Медресе, по мнению исследователя дан ного вопроса Л.Ш.Сулеймановой, по сути представляли университетский тип учебного заведения, они способствовали формированию собственной демократической интеллигенции. Среди них можно выделить ученых Мухаметсалима Уметбаева, Хади Мунира, Мухаметшу Бурангулова, А.-З.Валидова, поэтов-писателей Акмуллу, Мажита Гафури, Шайхзаду Бабича, Даута Юлтыя и других. В своих произведениях они показывали прошлую историю башкирского народа, его героическую борьбу против колониального гнета, утверждали историческое право башкир на национальное самоопределение. Дети обеспеченных башкир получали образование в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Германии, Швейцарии и Турции. К примеру, один из лидеров башкирского национального движения Шариф Манатов обучался в Швейцарии. Несмотря на свою молодость, А.-З.Валидов как ученый был признан ведущими учеными Российской империи.
Таким образом, к началу ХХ столетия башкирский народ имел свою интеллигенцию, вхожую в научную и политическую элиту России тех времен, хорошо знакомую с программными документами политических партий и трудами ученых по решению национального вопроса в России, и осведомленную опытом федеративного устройства США и других стран. Они являлись носителями развитого национального самосознания. Это позволило им выделиться из общемусульманского движения в начале 1917 г. и выступить под самостоятельными лозунгами за образование автономного Башкортостана путем выделения башкироязычных районов Южного Урала из Российской Федерации и реализовать эту идею.

IV
После февральской революции большой размах приобрело общемусульманское движение в России, которое возглавила мусульманская фракция Государственной Думы, где в качестве представителя уфимских мусульман работал А.-З. Валидов. Первого мая 1917 года по инициативе мусульманской фракции состоялся I Всероссийский мусульманский съезд. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу национально-государственного переустройства бывшей Российской империи.
Ахмедбек Цаликов, ответственный за проведение съезда, выступивший с позиций единства мусульманской нации, завершил свой доклад следующими выводами: «1) Россия должна стать унитарной парламентской народной республикой; 2) Национально-культурная автономия мусульман должна найти свое признание в Конституции России».
Идея национально-культурной автономии была поддержана делегацией казанских татар, которые, в свою очередь, ратовали за единую тюрко-татарскую нацию, в состав которой включали и башкир как часть татарского этноса. Следует заметить, что о татаро-башкирских отношениях в годы революции, гражданской войны, в период образования БАССР и ее становления имеется много документов и публикаций. На основе их обобщения историки С.Ф.Касимов и М.М.Кульшарипов приходят к выводу, что: «Лидеры татарского движения проявляли великодержавные притязания, в первую очередь к башкирам. В основе этого лежали, прежде всего, помимо других причин, и экономические интересы». Как пишет М.М.Кульшарипов: «Дело обстояло так, что многие татарские деятели, особенно правого толка, выступали защитниками интересов татарской буржуазии, ведущей посредническую торговлю между рынками центральной России и Средней Азии, Казахстана, которая давала баснословные прибыли… Татарскому торговому капиталу не были нужны никакие государственные границы, таможенные барьеры, национальные различия внутри мусульман России». Угрозу своим интересам в автономии Башкортостана видели и представители татарской буржуазии, занимающиеся добычей золота и других полезных ископаемых на башкирских землях.
И татарское крестьянство было заинтересовано в уравнительном перераспределении башкирских вотчинных земель. Как писала татарская газета «Юлдуз»: «У наших башкирских братьев очень много земли… Если произвести справедливый передел, то от башкирских аулов отойдет часть их земель…» Один из лидеров татарского национального движения М.Султан-Галиев в своем докладе «О татаро-башкирском вопросе» на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока (18 ноября 1919 г.) по данному вопросу говорил следующее: «Башкиры по своему экономическому положению занимают лучшее положение и являются более обеспеченными землей <…> и после Февральской революции на долю каждого башкирина пришлось минимум по 40—50 десятин… В среднем на каждого татарина приходится 2,1 десятины, а может и меньше, земли». Тем не менее, в острой дискуссионной борьбе Башкирская делегация в составе 58 человек совместно с азербайджанской, казахской, крымско-татарской делегациями отстояла идею федеративной России на основе территориальной автономии.

V
Башкирская делегация не была удовлетворена резолюцией съезда по земельному вопросу, предполагавшей ликвидацию вотчинного землевладения башкир. В связи с этим группа башкир, в основном из числа делегатов Всероссийского мусульманского съезда в количестве 50 человек, 17 мая 1917 г. в Оренбурге провела организационное совещание, где решено было созвать первый Всебашкирский съезд. Была установлена норма представительства – два делегата от каждой волости, где проживали башкиры.
Первый Всеобщий съезд башкир (в дальнейшем – Первый съезд) проходил в г. Оренбурге с 20 по 27 июля 1917 года. На нем было поддержано решение всеобщего мусульманского съезда, созванного в Москве, о том, что «системой управления, широко обеспечивающей интересы и права российских мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориально-федеративных началах. Принятые на съезде решения показывают о высокой правовой культуре башкир и об их социальной справедливости. Так, в резолюции по вопросу местного управления подчеркивается, что: «только через выборы, то есть законным путем башкиры соответственно своему количеству должны (были) добиться мест волостных шуро и земства, и осуществить свои особенности быта и языка, обычаев и войти в путь узаконения таковых». Касаясь земельного вопроса, съезд решил, что: «все земли, несправедливо отошедшие и отобранные у башкир, должны быть возвращены башкирскому народу и предоставлены исключительно безземельному и малоземельному башкирскому населению. Распределение земель было возложено на Главный Башкирский Земельный Комитет (ГБЗК). Излишки земельных участков должны были быть распределены между единоверами, родственными башкирам племенам».
В резолюции «О солдатах-дезертирах» подчеркивается, «… что дезертирство солдат и недоставка их в соответствующие судебные органы для башкирского народа является черным пятном и для государства — вредным». Съезд считал, «… что дезертирство и скрывание дезертиров должно быть прекращено». Данная резолюция свидетельствует о менталитете башкир в исторические времена как военного сословия.

VI
Обращаясь к политико-правовым взглядам отцов-основателей башкирской республики, зададимся вопросом, почему же они стремились к созданию автономной республики в составе Российской Федерации? Этот вопрос особо актуален для старшего и среднего поколения, живших в советское время. В целом, если обратиться к этимологии слова «автономия» — она с греческого языка переводится (autos – сам, nomos – закон), как самозаконие и означает, таким образом, предоставление широкого самоуправления части государства с правом на законодательную деятельность. Реализация данного права возможна в государствах с федеративным устройством. Изучение документов, касающихся деятельности башкирского национального движения и первого башкирского правительства, приводит нас к выводу о том, что именно вышерассмотренное нами содержание вкладывали в понятие «автономия» лидеры башкирского народа в начале ХХ столетия. В этом отношении заслуживает особого внимания «Резолюция об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации». Она была принята на Учредительном съезде Башкурдистана как автономной части России в декабре 1917 г. и в ней отражено отношение башкирского национального движения к государственному устройству России. Данный документ представляет и сегодня огромный интерес для государствоведов.
Рамки настоящей статьи не позволяют подробно остановиться на ней. По моему глубокому убеждению, основные принципы, заложенные в данном документе, должны быть реализованы в будущем переустройстве России на федеративных началах.

VII
Республика Башкурдистан была образована 16 ноября 1917 года Башкирским областным шуро и его решение было утверждено Учредительным съездом Башкурдистана, который прошел с 8 по 20 декабря в Оренбурге.
Съезд рассмотрел и вопросы управления Башкурдистаном. Областным съездом к ведению Башкурдистана были отнесены следующие функции: сохранение общественной безопасности; сбор и расходование прямых (земских и окладных) налогов; суд; распоряжение вооруженными силами, землею, недрами, водами и т.д. и охрана их; народное образование; содержание милиции; народное продовольствие, кооперация и мелкие кредиты. В ведении общероссийских правительственных учреждений областной съезд оставил «продовольствие войска и их семей, почту, телеграф, железные дороги, банки, вексельные дела и косвенные долги».
Был образован Предпарламент Башкурдистана в количестве 22 членов. Предпарламенту было предоставлено право назначить министров. Также было учреждено и Правительство со следующими отделами: 1) Внутренних дел; 2) Военный; 3) Финансовый; 4) Экономический; 5) Народного образования; 6) Юстиции; 7) Земледелия. В целях охраны общественного порядка была создана милиция.
В отдельном постановлении было объявлено отделение религии от государства и равноправие всех религий. Было признано, что: «духовное управление, будучи автономным, по своей линии имеет право открывать духовные и другие духовно-культурные и просветительские учреждения (мектебе, медресе, библиотеки и прочие)».
Сведения, каким виделось руководству башкирского правительства государственное устройство Башкурдистана, имеются в «Положении об автономии Малой Башкирии», разработанной им в январе 1918 года. В пункте 1 говорится, что Башкирия составляет нераздельную часть России и представляет из себя автономно-управляющуюся страну парламентского типа. В нем курултай объявлялся высшим органом самоуправляющейся Башкирии, которому принадлежала вся полнота власти на ее территории. Депутатами курултая могли быть лица обоего пола не моложе 22 лет без различия национальности и веры, избираемые всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием по одному от каждых 5000 душ населения волостного земства (п.17), предусматривалась неприкосновенность депутата. Были установлены предметы ведения курултая, к ним относились все вопросы, за исключением тех, которые по «Резолюции об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации» не были делегированы в ведение Союзной власти (России).
Исполнительным органом курултая являлось правительство Башкирии, которое состояло из шести человек: председателя, товарища (заместителя) председателя и 4-х членов (п.71). В том же пункте было специально оговорено, что для обеспечения национальных прав русских, проживающих на территории Башкирии, согласно пропорционального количества населения их (русских), членами правительства могут быть лица русского происхождения, но во всяком случае не более трех и не менее одного.
Отдельный раздел посвящен судебной власти. Предусматривалось, что на территории Башкирии учреждаются мировые и общие судебные органы, действующие на основании общегосударственных законов с подчинением их Российскому правительствующему Сенату, который для них являлся кассационной инстанцией. В тех случаях, когда сторонами выступали исключительно башкиры, применению подлежали законы, изданные Курултаем.

VIII
После Всебашкирского Учредительного съезда Правительство Башкурдистана располагалось в Оренбурге в башкирском архитектурном комплексе Караван-Сарай и активно занималось реализацией принятых съездом решений. В тот период город Оренбург находился под властью Советов. Лидеры башкирского национального движения и Правительства Башкурдистана, как свидетельствуют документы, пытались дистанциироваться от наметившегося раскола среди русских на красных и белых. К примеру, в Фармане (указе №2) они писали, что «… мы не белые и не красные, мы — башкиры, и наша задача — строить свою республику». Тем не менее, на основании постановления Военно-революционного комитета мусульман от 3 февраля 1918 года, утвержденного впоследствии Оренбургским военно-революционным комитетом, в ночь на 4 февраля 1918 года они были арестованы как участники контрреволюции.
Об остроте борьбы между федералистами и унитаристами Заки-Валиди Тоган пишет следующее:
«Солдаты, взявшие нас под стражу… предъявили фальшивую бумагу, якобы выданную местной Советской властью, начальник тюрьмы ответил, что никакого приказа о нашем аресте он не получал, поэтому может принять нас только временно… Позже мы узнали, как был основан этот произвол: «Разрешено заключить в советскую тюрьму башкир, арестованных Оренбургским мусульманским военным комитетом», — это решение Оренбургский губернский Совет опубликовал 4 февраля (по новому стилю 18 февраля) в газете «Известия». Причину ареста сообщил А.-З. Тоган его бывший шакирд (студент) в Казани – Мухамет Тагиров. Он был направлен в Башкортостан Казанским мусульманским шуро «…для содействия Оренбургскому Совету в деле разложения башкирского движения и правительства. Со слезами раскаяния на глазах он рассказал мне следующее: «Учитель, мы вас арестовали только для того, чтобы напугать вас и заставить отказаться от идеи самостоятельности башкир».

IX
В ночь с третьего на четвертое апреля 1918 года члены Башкирского правительства были освобождены из тюрьмы во время совместного налета башкир с оренбургскими казаками.
К осени 1918 года был организован Башкирский корпус, который состоял из 7 тысяч воинов. Кроме того, на местах организовывались особые башкирские отряды. Для координации их действий при Военном Совете Башкирского правительства был образован особый отдел добровольческих отрядов. Главной задачей этих отрядов являлась защита жителей башкирских селений «от нападения красноармейцев». В июле 1918 года была организована башкирская милиция, которую возглавил А.Биишев.
Башкирским правительством были заключены договоры о признании автономного Башкортостана и оказании помощи башкирскому войску вооружением, снаряжением с Временным сибирским правительством, с Комитетом учредительного собрания (Комуч), созданным в июне 1918 года в Самаре, и руководством чехословацкого корпуса.
Башкирскому правительству фактически приходилось бороться на двух фронтах. Если башкирские войска с оружием против Советской власти отстаивали автономию Башкортостана, то Башкирскому правительству приходилось бороться против шовинистических и великодержавных устремлений Временного сибирского правительства. Так, во время работы Уфимского государственного совещания от Председателя Совета Министров Сибирского правительства П.Вологодского поступила телеграмма, в которой предлагалось его делегации «не признавать правительства Алаш-Орды, Башкирии… им — только культурную автономию, казачьим правительствам – только хозяйственное самоуправление».
18 ноября 1918 года под флагом восстановления «Единой Великой России» адмирал Колчак провозгласил себя Верховным правителем государства Российского. Все органы демократического характера: Директория, Екатеринбургский съезд членов Всероссийского Учредительного собрания, Уфимский «Совет управляющих ведомствами», который представлял Самарское правительство, были разогнаны.

X
21 ноября 1918 года колчаковское правительство издало распоряжение о ликвидации Башкирского и Казахского правительств, реформировании башкирско-казахского военного корпуса.
В таких условиях Башкирское правительство вынуждено было принять решение о переходе на сторону Советской власти, которая в своих «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 года, обращении Совета народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 года и «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов, декларировала «Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Обращаясь к мусульманам, Советское правительство уверяло, что «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными…».
В постановлении III Всероссийского съезда Советов об основных положениях Конституции РСФСР было определено, что: «Способ участия советских республик, отдельных областей в федеральном правительстве, областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, равно как разграничение сферы деятельности федеральных и областных учреждений Российской республики определяется немедленно по образовании Советских республик Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и центральными исполнительными комитетами этих республик. В нем также отмечалось, что «на центральную власть возлагается проведение мероприятий, осуществимых лишь в общегосударственном масштабе, и она будет гарантировать права субъектов федерации». К тому времени большевистское правительство признало независимость Эстонии, Латвии, Литвы, что, конечно, не могло не сказаться на решении лидеров башкир¬ского национального движения о переходе на сторону Советской власти.
21 ноября 1918 года правительство Башкортостана рассмотрело вопрос об условиях перехода на сторону Советской власти. В тот период башкирские войска держали фронт от Уфы до Оренбурга на протяжении 400 верст. Положение Красной Армии на Восточном фронте было исключительно тяжелым. В связи с этим Башкирское правительство посчитало необходимым немедленно начать переговоры с Советами. Для этих целей 15 декабря в органы Советов Уфы с проектом соглашения был направлен член Башкирского правительства Муллаян Халиков. Условия проекта соглашения предусматривали полную самостоятельность Башкортостана во внутренних и экономических делах, подчинение башкирских войск советскому командованию, но самостоятельное определение всей внутренней жизни. Строительство коммунизма в республике было не обязательно. Правительство РСФСР должно было признать Башкирскую Советскую Республику в составе РСФСР.

XI
Соглашение об образовании Башкирской автономной Советской Социалистической Республики и создание органов управления республики. 16 мар та 1919 г. вопрос о договоре с Башкирским правительством был рассмотрен на заседании ЦК ВКП(б). 17 марта в Наркомнаце РСФСР состоялось подписание «Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии». 20 марта 1919 г. Совет Народных Комиссаров на своем заседании утвердил текст Соглашения и передал на окончательное утверждение Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.
Соглашение было утверждено ВЦИКом в тот же день. 23 марта текст Соглашения был опубликован в газете «Известия ВЦИК».
Соглашение состояло из 16 пунктов и из них первый, шестой, восьмой, одиннадцатый и тринадцатый пункты относились собственно к государственному устройству, формированию правовой системы и обеспечению законности автономного Башкортостана. В первом пункте говорилось о том, что БАССР образуется в пределах Малой Башкирии, составляет федеративную часть, входящую в состав РСФСР. Шестой пункт закреплял административно-территориальное устройство БАССР, согласно которому территория республики была разделена на кантоны, которые в свою очередь состояли из волостей.
Восьмой пункт Соглашения носит бланкетный характер и гласит, что «власть в автономной Башкирской Советской Республике организуется на точном основании Советской Конституции, утвержденной V Всероссийским Съездом Советов 10-го июля 1918 года».
Пункты 9 и 10 Соглашения были посвящены организации отдельной Башкирской Армии в целях борьбы «...как с Российской, так и мировой контрреволюцией». Она была подчинена общему командованию и управление ею производилось согласно положению о Красной Армии. Полное вооружение и содержание Башкирской Армии производилось на общих основаниях с Красной Армией из общероссийского военного фонда.
Согласно пункта 11 внутренняя охрана и порядок в автономной Башкирской республике поддерживались вооруженным пролетариатом республики.
Вопросы организации власти в республике были рассмотрены в пункте 13 и 14 Соглашения. Так, в пункте 13 было предусмотрено, что: «Вся полнота власти в пределах Башкирской Советской Республики переходит к Временному Революционному Башкирскому Комитету. Для созыва съезда образуется смешанная комиссия из пяти лиц, из коих двух делегирует Башкирский Революционный Комитет, двух — Центральная Советская власть, пятый же назначается по соглашению сторон в комиссии».
Согласно пункта 14 Башкирский Временный Революционный Комитет (или ЦИК Башкирской Советской Республики) и Всероссийский ЦИК взаимно делегировали своих представителей (по два) на правах полномочных членов названных учреждений.
Последний, шестнадцатый пункт гласит о том, что «члены Башкирского Правительства, административных учреждений и общественных организаций не подлежат репрессиям за свою минувшую деятельность».
В пунктах 5 и 12 рассматривались вопросы хозяйственного строительства. Так, согласно пункта 5, «железные дороги, заводы и рудники на территории Башкирии остаются в непосредственном ведении центральной Советской власти, причем при распределении продуктов местной промышленности запросы и нужды Башкирской Советской Республики удовлетворяются в первую очередь».
В пункте 12 говорится о том, что: «Для организации Советской власти и проведения культурно-просветительных мер в стране РСФСР оказывает всемерную финансовую поддержку автономной Советской Башкирской Республике».

XII
28 апреля Председатель Башревкома А.-З.Валидов был вызван в Москву и оставлен там для организации мусульманских воинских формирований на Украинском фронте. В мае во ВЦИК работала комиссия, которая разрабатывала Положение о внутреннем устройстве Башкирской АССР. А.-З.Валидов приглашался на заседания этой комиссии. Комиссией, несмотря на возражения высшего должностного лица БАССР А.-З.Валидова, был принят декрет «О государственном устройстве БАССР» за подписями Калинина и Ленина.
В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР по всей территории республики: комиссариаты продовольствия, финансов, Совет народного хозяйства с отделами труда и путей сообщения, рабоче-крестьянской инспекции и управление почт и телеграфов при Народном комиссариате внутренних дел оставались в непосредственном подчинении соответствующих народных комиссариатов РСФСР с обязательством исполнения инструкций и распоряжений последних.
Таким образом, данный Декрет констатировал форму государственного устройства Башкирской АССР, сходной с формой государственного строительства РСФСР с подчинением ключевых комиссариатов республики общероссийским. Такое положение неоднозначно было принято в республике. Так, лидер башкирского национального движения А.-З.Валидов в письме своим единомышленникам писал, что: «Центр отнимает все экономические богатства Башкортостана, а также подчиняет себе их политические органы, нам оставляет нечто вроде культурно-национальной автономии».
А.-З.Валидов писал в своих «Воспоминаниях», что его возражения против указанного декрета членами комиссии, готовившей настоящий документ, не были приняты во внимание. На его замечание о том, что конструирование внутреннего устройства БАССР непосредственно Центральной Советской властью нарушает Соглашение 1919 года, В.И. Ленин ответил, что «…наше с вами соглашение – лишь клочок бумаги, который никого ни к чему не обязывает».
Время, как говорят мудрецы, самый лучший и справедливый судья. Только по истечении 70-ти с лишним лет мы смогли по достоинству оценить великие деяния «отцов-основателей» Башкирской республики. Говоря словами поэта «…плохая досталась им доля…». Почти все они были репрессированы. Спаслись только те, которые смогли выехать за границу. Лидер башкирского движения А.-З. Валиди за рубежом стал всемирно известным ученым… Его родственники, престарелые родители были расстреляны при Советской власти.
Сегодня ученый мир Российской Федерации признает Валидова и его единомышленников как первых федералистов России, которые лозунг
«К федеративному переустройству России!» претворили в жизнь на этапе становления Советской власти. Однако, когда эта власть установилась, произошла трансформация в сторону унитаризма. Так было в 20-е годы и аналогичное наблюдаем, к сожалению, и по сегодняшний день. История повторяется…

Примечания

1 См.: Бувье-Ажан М. Атилла – бич Божий. М., 203. С. 271.
Через культурного атташе Франции в Российской Федерации мне удалось выяснить, что эти сведения автор взял в архивах Папы Римского. В связи с этим есть необходимость подготовки специалистов со знанием латыни, чтобы направить их для исследовательских работ в Рим.
2 См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. 1989. С. 459.

Зуфар Еникеев


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2017