Ученые, в которых нуждается башкирская школа

Мировая культура, цивилизация всегда имели и имеют свои национальные корни. Общечеловеческие ценности вытекают из конкретных национальных родников. Возможно, самое ценное, что человечество до сих пор создало, — это разнообразие, сохранение национальных культур, взаимодействующих друг с другом, обогащающих друг друга, создающих общечеловеческие, общепризнанные нормы.
В суверенной Республике Башкортостан, которая является крупным регионом России с богатой древней историей, искусством, литературой, музыкальной традицией, определенную лепту вносят в процесс развития образования и культуры научные учреждения, связанные со школой, служащие ей. В частности, остановимся на работе Башкирского филиала Института национальных проблем образования Министерства образования РФ. Со дня учреждения (с февраля 1957 года) на филиал была возложена задача по проведению исследований, связанных с разработкой проблем обучения русскому и родным языкам и литературам, а также методов преподавания русского и родных языков и литератур в школах республики. С момента своего основания филиал обеспечивает школы республики как программами, учебниками и методическими пособиями и комплексами, так и научно-методической помощью путём проведения конференций, семинаров для учителей республики, чтения лекций, посещения и анализа уроков.
Создание Башкирского филиала Института национальных школ МО РФ связано с именем Ф.Х.Мустафиной, проработавшей министром просвещения 17 лет. По её инициативе и ходатайству был открыт Башкирский филиал НИИ национальных школ.
Филиал пользуется правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, угловой штамп, гербовую печать со своим наименованием. Учредителем филиала является Министерство образования Российской Федерации. Башкирский филиал обеспечивает научно-методическую поддержку национальной школы, и его план научно-исследовательских работ практически полностью ориентирован на разработку национально-регионального компонента образования. Вместе с тем вхождение филиала в структуру федерального института обеспечивает координацию и экспертизу исследований и разработок в интересах целостности научно-образовательной политики в рамках Федерации, помогает решать проблему подготовки и переподготовки научных кадров, выступает фактором сохранения единого культурного и образовательного пространства России.
Основой формирования нравственной и эмоциональной сферы и интеллекта ребёнка, его творческой личности признается в школе родной язык. Он первое и важнейшее средство познания окружающего мира, истории народа, его духовных ценностей.
К сожалению, со второй половины 50-х годов начались перекосы — время фронтального перевода большей части национальных школ на русский язык обучения. С этого времени национальная школа стала утрачивать свои качества, оставляя преподавание родного языка лишь как предмета. Именно в этот период сыграли большую роль в сохранении родного языка и культуры ученые Башкирского филиала национальных школ. Они понимали, что угроза потери национального интеллектуального потенциала, исчезновение из повседневной жизни языка и культуры, определяющих лицо и сущность нации, вполне реально могут привести к утрате внутренней целесообразности существования национальной автономии и ухудшению положения республики на мировом и внутреннем рынках. Учёные Башкирского филиала Института национальных школ видели выход из положения прежде всего в повышении роли национальной школы, где большинство предметов преподается на родном языке. Центральной здесь является задача разработки проблем содержания образования в национальной школе. Национальная школа ставит перед собой весьма специфические задачи, не столько изменяющие, сколько дополняющие задачи общеобразовательной школы вообще.
Одним из положений новой образовательной политики, отвечающей чаяниям народов нашей республики, является обеспечение права обучения в школе на родном языке. Язык, равно как и обычаи, традиции, мифы, стереотипы, неизбежно носит на себе печать истории, этноса, национальности. Данный подход получил государственную поддержку в Законе «О языках народов Республики Башкортостан». И это говорит о том, что государство и общество публично признают приоритетность развития национального образования.
Коллектив филиала вносит большой вклад в развитие народного образования в Башкортостане и в его столице г.Уфе. Свидетельством тому являются более 1000 научных трудов по самым актуальным проблемам педагогики и методики преподавания башкирского, русского языков и литератур. В их числе большое место занимают учебники, учебно-методические пособия, школьная справочная литература, пособия по истории, литературе и культуре народов, населяющих Башкортостан.
В Башкирском филиале научные исследования велись по плану, который утверждался министром народного образования БАССР и коллегией Министерства народного образования РСФСР, по следующим проблемам: 1) совершенствование содержания и методов обучения русскому языку в башкирских детских садах и начальных классах башкирских школ; 2) совершенствование содержания и методов обучения русскому языку в 4-10 (5-11) классах башкирских школ; 3) совершенствование содержания и методов обучения русской литературе в 4-10 (5-11) классах башкирских школ; 4) совершенствование содержания и методов обучения родному языку и литературе в национальной школе; 5) аудиовизуальные пособия как компоненты учебных комплексов и методика их использования при обучении русскому, родным языкам и литературам в башкирских школах.
В 60-80-х годах в филиале развернула свою работу целая группа учёных, которая, по существу, и создала в своих печатных трудах методику преподавания башкирского языка и литературы.
В филиале работали ученые: Г.Н.Фатихов, С.Р.Алибаев, А.М.Азнабаев, А.Ильтенбаев, Т.Х.Аслаев, М.Г.Гималова, Ф.Г.Исламова, А.М. Ахмерова, Р.В.Альмухаметов, Ф.Х. Мустафина, В.Ш.Псянчин, Т.И.Ягудин, Х.А.Тулумбаев, Р.Г.Ишимова, М.Т.Салихова, С.Г.Сунаршин, З.Г.Сахипова, С.Г.Сулейманова, А.Б.Ишемгулова, Ф.Ф.Азнабаева, Р.Г.Азнагулов, Ф.Х.Аминева.
Одним из главных предметов в башкирской школе был и остаётся родной язык как предмет, затрагивающий область чувств, духовной деятельности человека.
В современных условиях крутого поворота школы к родному языку, к родной культуре труд учителя башкирского языка становится близок к труду учёного-исследователя. Ему требуются новейшая научная информация, основательные изыскания в области истории, традиций башкирского народа. Значительный вклад в разработку методики башкирского языка в башкирских школах, в педучилищах внёс академик, победитель конкурса на лучший учебник (1995 г.), заслуженный учитель РБ В.Ш.Псянчин. Он занимается многими аспектами изучения родного языка (“Стилистика башкирского языка”, “Основы риторики”). Сегодня по его учебникам работают учителя не только школ, но и педучилищ и вузов.
Как известно, любое многонациональное государство не может нормально развиваться, если его население не будет понимать друг друга, не будет пользоваться достижениями современной науки, техники и культуры. Сама жизнь настоятельно требует выдвижения одного из языков как средства межнационального общения. Таким языком у нас является русский.
Научные интересы учёных — Р.В.Альмухаметова, А.М.Ахмеровой, А.Ф.Азнабаевой, М.Т.Салиховой, З.Г.Сахиповой, С.Г.Сулеймановой, Р.Г.Ишимовой — в течение многих лет связаны с методикой обучения русскому языку в башкирской школе, что отражено в их научно-методических публикациях и экспериментальной деятельности. Ими созданы сотни научно-методических работ, учебников по русскому языку для башкирских школ.
Впервые в истории республики была создана “Методика преподавания русского языка в 5-9 классах башкирской школы” (1996 г.) под редакцией профессора К.З.Закирьянова. Было издано научное пособие “Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе” (1995 г.) под редакцией З.Г.Сахиповой.
Вот уже почти два десятка лет дети-башкиры г.Уфы и других городов, обучающиеся в русских школах, изучают свой родной язык. О создании учебников для этих детей позаботились научные сотрудники Башкирского филиала. Имея многолетний опыт работы в городской школе, заслуженный учитель школы БАССР, старший научный сотрудник Башкирского филиала И.Шарапов разработал методику обучения башкирскому языку в городских условиях. А победитель конкурса “Учитель года”, научный сотрудник филиала М.Давлетшина в соавторстве с Х.Тулумбаевым создали букварь “Буляк” для детей, обучающихся в русских школах, дидактический материал “Волшебный подарок”, “Методическое руководство к учебнику “Буляк” и т.д.
Созданию словарей немало сил и знаний отдал ведущий ученый Башкирского филиала ИНПО МО РФ Р.Азнагулов. Им созданы “Школьный толковый словарь по башкирскому языку”, “Башкирско-русский школьный словарь” и т.д.
Ведущий научный сотрудник филиала, заслуженный учитель БАССР Р.Г.Ишимова значительный отрезок своей жизни посвятила созданию звуковых приложений к учебникам для 4, 5, 6, 7, 8 классов башкирской школы. Это было в 80-е годы. Сейчас уже нужны другие учебники с новым содержанием, особенно для глубинки, чисто башкирских школ, где нет русской среды. Следовательно, без аудиовизуальных средств, наглядных пособий, дидактического материала, без финансовой поддержки республики трудно представить развитие башкирской национальной школы.
В стенах Башкирского филиала разработана методика изучения русской литературы в старших классах во взаимосвязи с родной башкирской литературой. Существенной новизной пособий ведущего учёного Ф.Х.Аминевой стали идеи интеграции двух культур: русской и башкирской, идеи учёта местных, этнорегиональных особенностей, связи двух литератур и культур на уровне конкретных имён (Сергей Есенин — Рами Гарипов, Михаил Шолохов — Зайнаб Биишева, Валентин Катаев и Анвар Бикчентаев и т.д.).
В последние годы делаются конкретные практические шаги в создании содержательных учебников на новой научной основе по башкирскому и русскому языкам для начальных классов. Они были созданы в результате эксперимента в Уфимской башкирской гимназии. Мы, авторы учебников по каждому предмету, очень благодарны директору этой гимназии Хисаму Салаватовичу Хайбуллину, энтузиасту своего дела. Большую роль сыграл он в внедрении развивающей системы в башкирских школах.
Сегодня работниками народного образования принята новая концепция развития башкирской национальной школы, на основе которой расширяются функции башкирского языка и сеть башкирских образовательных учреждений. Значит, нужны будут новые программы, новые учебники, звуковые приложения, визуальные пособия, дидактический материал и каждой школе — компьютерный класс. Созданием этих учебно-методических пособий в состоянии заниматься только сотрудники Башкирского филиала, глубоко знающие башкирскую национальную школу.
К сожалению, финансирование БФ ИНПО на федеральном уровне резко сокращено с 1998 года. Плодотворная деятельность филиала в последние три года продолжает осуществляться лишь благодаря финансовой поддержке Правительства РБ. Сокращение финансирования привело к ограничению нашей деятельности.
Было время, когда нашим научным сотрудникам не приходилось подолгу сидеть в филиале. Они свои исследования проводили непосредственно в школьных кабинетах. Одной из центральных тем научно-исследовательской работы сотрудников филиала было изучение состояния преподавания и качества знаний, умений и навыков учащихся в конкретном районе, школе.
В этих целях ежегодно организовывались плановые выезды сотрудников в сельские школы. Без такого регулярного контроля и наблюдения за учебным процессом нельзя было определить, что те или иные педагогические коллективы взяли на вооружение идеи реформы школы, начали перестраивать свою систему работы в соответствии с новыми требованиями. Сегодня этих данных нет ни в Министерстве народного образования, ни в Башкирском институте развития образования, ни в нашем филиале.
Сегодня же учитель очень нуждается в том, чтобы ему помогли освободиться от старых стереотипов. Образование национальное, ориентированное на духовное саморазвитие ребёнка, подростка, юноши, предполагает иной уровень профессиональной деятельности учителя, который напрямую связан с уровнем его культуры. Создается новый тип обучения через общение. Башкирский филиал, как научное подразделение, призван был обеспечить органическое единство элементов цикла “Наука — создание опытного образца — внедрение в практику школы”. Без единства элементов такого цикла невозможно осуществить перестройку в области народного образования. Понимая объективную необходимость контакта с учебными заведениями, некоторые наши научные сотрудники устраиваются на почасовую работу в школах. Но и это не решает проблему, т.к. это только городские школы.
Нужно заметить, что Башкирский филиал ИНПО является своего рода кузницей научных кадров — за период его существования около 40 сотрудников защитили кандидатские диссертации на базе исследований, проводимых по плану работы филиала.
К сожалению, остаточный принцип финансирования научных исследований в области образования очень мешает нашей работе. Низкая заработная плата, материальная ущемленность научных работников порождает у них комплекс неполноценности, второсортности, ненужности.
Нынешние условия жизни ученого приводят к тому, что он, думая о собственном выживании, забывает о творчестве, о поиске альтернатив в процессе работы.
Все, кто осознает свою принадлежность к Республике Башкортостан, дорожит её великой историей, заботится о развитии её культуры и верит в будущее республики, не могут не способствовать развитию башкирской школы и быть равнодушными к судьбе Башкирского филиала ИНПО. Надеемся, что сотрудники Башкирского филиала ИНПО МО РФ, благодаря поддержке Правительства Республики Башкортостан, будут работать спокойно и плодотворно, не боясь за завтрашний день.

Ф. Азнабаева


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018