Генератор идей

Еще в начале нового века автор данного очерка обратил самое пристальное внимание на целый цикл статей, опубликованных в республиканском еженедельнике «Истоки» и посвященных раскрытию истории и значению символов. Все материалы выгодно отличались грамотным изложением темы, настоящим научно-исследовательским подходом и в то же время были написаны популярным, доступным для рядового читателя языком.
Автором этих замечательных публикаций был доктор педагогических наук Ильяс Валеев. Надо сказать, книги за его авторством периодически встречались мне и раньше. А вскоре мне посчастливилось встретиться с Ильясом Иштугановичем в коридорах редакции (в бытность мою еще внештатным сотрудником газеты) и пообщаться с ним. Так состоялось личное знакомство автора с талантливым ученым, прославленным педагогом и просто неутомимым тружеником пера профессором И.И.Валеевым. Знакомство постепенно переросло в тесное творческое сотрудничество и дружбу.
Сегодня Ильяс Валеев – автор, известный не только у нас, в республике, но и далеко за ее пределами. Блестящий популяризатор науки, яркий публицист… Круг интересов Валеева-исследователя и Валеева-писателя достаточно широк – пропедевтика, культурология, педагогика, литературоведение, история, философия, экология и многое другое.
Мы не случайно использовали в качестве заголовка данный эпитет. Именно так — «генератор идей» — назвала однажды Ильяса Иштугановича замечательная башкирская поэтесса Тамара Ганиева.
Есть в науке, искусстве, журналистике ли – на благо всем нам – такой тип человека: неуспокоенного искателя правды, поборника социальной справедливости, защитника интересов многих. Именно таким мне представля ется заведующий кафедрой Уфимской государственной академии экономики и сервиса Ильяс Валеев.
Трудно просто перечислить названия множества его трудов, изданных в крупнейших издательствах страны «Наука», «Герои Отечества», и Башкортостана – «Китап»е, «Гилем»е, «Информрекламе»… Монографии, которые читаешь на одном дыхании, словно какой художественный бестселлер – таковы притягательность и сила его пера. Это книги, написанные в совершенстве владеющим журналистско-публицистическим пером литератором. Ибо мало быть ученым, погруженным в свои исследования или преподавательскую деятельность. Но гораздо важнее и труднее быть популяризатором знаний, научной истины. Таковым с полным правом можно назвать И.Валеева.
А начиналось все в далеком прошлом. С детства закладывается в человеке тяга к поиску истины, в молодости закаляется характер борца за правду и справедливость, и в зрелости оттачивается мастерство творца, исследователя и мыслителя.
Родился Ильяс Иштуганович 25 января 1949 г. в деревне Таишево Мечетлинского района нашей республики. Учился в Таишевской семилетней школе. Затем поступил в Уфимскую школу-интернат № 1. Именно учеба в школе-интернате заложила в юном Ильясе тягу к знаниям, желание творить, стремление стать лучшим и приносить пользу обществу, людям. Скорее всего, в эти школьные годы были заложены задатки будущего ученого и педагога.
В 7–8 классах он находил в газетах, выписывал в специальную тетрадь, а затем выучивал наизусть имена глав государств и правительств стран мира. Организовывал с помощью своей воспитательницы Ф.Л.Гирфановой школьные викторины. Ильяс участвовал и в драматическом кружке, которым руководила будущая народная артистка СССР Г.А.Мубарякова. Незабываемым событием для Ильяса, да и для всех участников кружка стала постановка двух спектаклей, которые демонстрировались по прямому эфиру Башкирским телевидением.
Первые пробы на творческом пути, первые успехи. Они привели молодого человека в педагогический вуз. После учебы в Красноусольской школе рабочей молодежи в 1969 году Валеев поступил в Гурьевский государственный педагогический институт (Казахская ССР), историко-филологический факультет которого окончил экстерном и с отличием в 1973 году. А до этого прошел иные университеты – успел поработать рабочим коммунальных предприятий Гафурийского района, сборщиком Гафурийского мебельного цеха № 4 Стерлитамакской мебельной фирмы, слесарем-ремонтником Мангышлакского энергозавода. Как видно – не чурался потрудиться и руками, набивая трудовые мозоли. Во время учебы в пединституте попробовал себя в качестве командира ССО «Энтузиаст-71».
Но вот новоиспеченный педагог вступил на новую для себя стезю – ту самую, которая стала делом всей его последующей жизни. Поработав, там же в Казахстане, ответственным секретарем районной организации общества «Знание», а после инструктором райкома партии, попробовав себя в качестве внештатного корреспондента областной газеты, он вернулся в родные края. В 1978 году Ильяс Валеев устроился заместителем директора Уфимской СШ № 41 по учебно-воспитательной работе, а уже в следующем году в качестве директора получил символический ключ от школы-новостройки № 5 в Уфе. Забегая вперед, скажем, что такие ключи герой нашего очерка – единственный в стране (!) – получал трижды от вновь открытых средних учебных заведений: помимо упомянутой школы № 5, еще от средней школы № 124 и лицея Башкирского государственного аграрного университета, созданного по его инициативе.
В течение четырех лет своего директорствования Валеев выступил инициатором многих начинаний в педагогической практике. К примеру, первые выпускники руководимой им средней школы надели ленту «Выпускник СШ № 5 – 1980». Впоследствии подобные ленты, придуманные и внедренные впервые молодым директором уфимской школы, стали вручаться выпускникам школ по всей стране. Успел получить и свои первые награды – Почетную грамоту Министерства просвещения БАССР и благодарность Министерства просвещения СССР.
Проработав пару лет инструктором отдела науки и учебных заведений Башкирского обкома КПСС, Валеев вновь вернулся на столь знакомое ему и любимое поприще – в 1984 г. его назначают директором уфимской школы-интерната № 1, из стен которой вышел он сам почти двадцать лет тому назад. Здесь Ильяс Иштуганович с еще большим рвением взялся за повышение качества учебно-воспитательного процесса вверенного ему заведения и, по словам коллег, приложил много сил, энергии и душевного тепла для его развития.
За последующие без малого семь лет в данной школе-интернате были построены культурно-спортивный комплекс, теплица, зимний сад в учебном корпусе, общежитие для сотрудников и даже школьный телецентр (впервые в республике). Им созданы четыре музея: школы-интерната, Мустая Карима, Рашита Нигмати и Рами Гарипова.
А насколько впечатляют успехи экспериментирования в области педагогики: по его инициативе впервые в стране начато совмещение выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузы (с 1987 г. в Уфимский авиационный и Башкирский медицинский институты), также впервые в СССР начато углубленное профильное изучение математики с 7 класса и открыта заочная республиканская математическая школа для учащихся 4–8 классов. Впервые в республике внедрена зачетная система для учащихся, одобренная Министерством просвещения РСФСР, начато изучение информатики с применением ЭВМ. В ноябре 1990 года Валеев стал инициатором учреждения премии имени замечательного башкирского поэта Рами Гарипова.
За тот период, что директорствовал школой-интернатом № 1 г. Уфы Ильяс Валеев, она была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР, двумя Почетными грамотами Министерства просвещения СССР, Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, Красным Знаменем Совета Министров БАССР (за победу во Всесоюзном смотре-конкурсе, посвященном 70-летию Великого Октября). Школа стала победительницей во Всесоюзном соревновании среди общеобразовательных школ СССР (1990 г.) и дважды участницей ВДНХ СССР (подряд в 1988 и 1989 гг.).
Не обошли награды и самого директора: он был награжден Почетным знаком ГДР «За заслуги в народном образовании», знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник просвещения СССР».
В 1991 году Ильяс Иштуганович покинул пост директора родной ему школы-интерната, чтобы принять ключи от уфимской школы-новостройки № 124, с которой он связал свою судьбу последующие девять лет. Именно будучи руководителем этой школы, он защитил сначала кандидатскую, а затем (впервые в истории образования республики и четвертый в бывшем Советском Союзе) и докторскую степени по педагогике. Вскоре в 1995 г. он был избран действительным членом (академиком) Академии педагогических и социальных наук России, а год спустя – Международной педагогической академии.
Огромному запасу энергии, инициатив, креативности и даже изобретательности этого человека просто поражаешься! За описываемые годы он успел не только стать академиком и первым в Башкортостане директором – доктором наук, но и практически с нуля создал новое детище при школе – ученический завод «Светэл».
Но разве мог наш герой остановиться на достигнутом? Конечно же, нет. В начале нового века Ильяс Иштуганович переходит на преподавательскую деятельность в вуз – он становится профессором Башкирского государственного аграрного университета. Именно в это время благодаря его чаяниям, его неутомимому труду и пробивной силе был открыт лицей Башгосаграруниверситета, символический ключ от которого был вручен ему в качестве директора 1 сентября 2002 года. Одновременно он работает в должности проректора университета по довузовской подготовке.
Ныне И.И.Валеев заведует вновь открытой кафедрой педагогики и психологии Уфимской государственной академии экономики и сервиса (ранее – Уфимский государственный институт сервиса).
За заслуги в педагогической науке Ильяс Валеев был удостоен высшей педагогической награды страны – медали имени К.Д.Ушинского и знака «Почетный работник общего образования РФ». За цикл этнопедагогических исследований ему была вручена Международная премия имени академика Г. Н. Волкова, а за монографию «Народность и патриотизм» – премия имени Степана Злобина. Также он награжден медалью М.М.Джалиля за труды по патриотическому воспитанию молодежи, а за монографии «Российская деревня в XX столетии» и «Духовная власть земли» – медалью имени Т.С.Мальцева.
Все это время он плодотворно трудится на литературно-творческом, публицистическом поприще. Из-под его пера выходят одна за другой замечательные монографии, учебники, книги на педагогическую и другие темы. Часто и много он публикуется в прессе. Так, Валеев разработал приоритетную для современной России научную проблему воспитания молодежи на традициях народной педагогики (этнопедагогическое направление), о его достижениях в этой области высоко высказывались многие его именитые коллеги – члены Российской академии образования, Академии педагогических наук Украины, Международной педагогической академии…
Также он всесторонне изучил творческое наследие народного поэта Башкортостана, Героя Социалистического Труда Мустая Карима, его жизненный путь, обосновав вывод о том, что М. Карим является достоянием мировой культуры.
Перу профессора Валеева принадлежит около сорока книг и свыше пятисот публикаций в газетах, журналах, сборниках. Наиболее яркие, значимые труды стали достоянием научной и педагогической мысли не только Башкортостана, но и всей России. Такова вышедшая в 2000 году монография «Народность и патриотизм», где автор ставит самые острые и актуальные проблемы патриотического воспитания в ракурсе этнопедагогической теории и практики. По твердому мнению автора книги, необходимо неустанно взращивать в личности учащегося гражданско-патриотические качества, выработанные на боевых, нравственных, деловых качествах родного народа средствами этнопедагогики.
В следующей крупной работе «Педагогика Мустая Карима» (2002 и 2003 гг.) Ильяс Валеев скрупулезно исследует педагогические мотивы в творчестве народного поэта – пожалуй, впервые среди многочисленных исследователей творческого наследия великого поэта земли башкирской. По словам народного поэта Башкортостана Равиля Бикбаева, «народность и гуманность основ педагогики Мустая Карима, гражданственность, патриотизм его творчества, национальные отношения, современные общество и школа, личность как педагогический феномен – вот такие мысли пронизывают этот труд».
Во многом эту тему продолжает изданная в том же 2002 году монография «Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим», в которой автор вновь поднимает проблемы воспитания гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения, межнациональных отношений, преемственности поколений, семейных отношений, коллективистских принципов народной жизни – и все это сквозь призму огромного литературно-творческого наследия Мустафы Сафича, который досконально разбирался в истории и традициях башкирского народа. И как обычно, книга написана в доступной и увлекательной форме.
В 2004 году выходит (в московском издательстве «Герои Отечества») пятисотстраничный труд Валеева «Мустай Карим: воин, поэт, гражданин». Без преувеличения можно сказать, что выход этой книги в столь крупном и уважаемом издательстве (в редакционный совет которого входят многие известные деятели российской науки, литературы и обороны: лауреат Нобелевской премии, директор Физико-технического института РАН Ж.А.Алферов, Герой Социалистического Труда, писатель В.Г.Распутин, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт В.И.Севастьянов, Герой Советского Союза, генерал армии В.И.Варенников и другие) явился триумфом автора – ученого-исследователя, литератора и педагога. В ней Ильяс Иштуганович с присущим ему мастерством публициста создал яркий и теплый портрет выдающегося поэта России и Башкортостана, видного общественного деятеля и патриота своей малой и большой Родины. Не случайно в рамках XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки с большим успехом прошла презентация этой замечательной книги.
В 2007 году выходит фундаментальный труд — двухтомная монография «Мустай Карим — явление мировой культуры». Эта книга вышла в свет при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Фонда фундаментальных исследований Академии наук Республики Башкортостан.
Если говорить об этих и других книгах профессора Валеева, посвященных исследованию жизни и творчества М.Карима, то можно повторить вслед за народ ным поэтом Башкортостана Александром Филипповым, что «опираясь на творчество Мустая Карима, автор делает широкомасштабные экскурсы вглубь башкирской и общечеловеческой истории, поднимает огромные пласты быта народа».
На еще двух книгах Ильяса Иштугановича хотелось бы остановиться отдельно. Одна из них — монография «Воспитание на символах», увидевшая свет в 2004 г. (издательство АН РБ «Гилем»). Речь в этой книге-исследовании идет о символах и о той роли, которую они играют в нашей повседневной жизни – жизни личности и общества. Автор убедительно доказывает, что символы – это не просто какие-то изображения или отвлеченные понятия. Символы имеют огромное значение как в духовной культуре, так и в политике, в общественных отношениях. Но особенно велико их воздействие в области идеологии. Именно символы являются основными элементами, составляющими историческую память как народа, так и отдельной личности.
«Духовная власть земли» – одна из недавних крупных работ Валеева. Ученый размышляет в ней об имеющем огромную важность вопросе землепользования – о том, как он решался в царской России, в Советском Союзе и в нынешней Российской Федерации. В этой своей работе Ильяс Иштуганович проявил себя как настоящий патриот, радетель родной земли. Широкая эрудиция, анализ огромного массива данных, исторических источников позволили наглядно и просто и, в то же время, научно обоснованно доказать идею коллективной, общественной собственности на землю. В наше время – время экологических кризисов и глобальных проблем – единственно правильным решением во всем мире, а не только в отдельно взятых странах, будет разумно передать землю, недра, водные ресурсы в собственность государства, народов мира, установить за их пользованием жесткий контроль. В противном случае нарастание экологических и иных проблем неизбежно, и это, в конечном итоге, приведет к катастрофе в мировом масштабе.
Ильяс Иштуганович еще порадует всех нас многими книгами и публикациями, новыми идеями и инициативами, так нужными сегодня, в столь непростое время разительных перемен. Меняется культурная среда, меняются социально-политические основы, извечные скрепы общества. Содрогается в пароксизмах изменений мировая экономика, вот-вот изменится сам облик мировой цивилизации. Где найти человеку опору в этом бушующем море людских мнений, страстей и судеб? Только в тех маяках культурной традиции, что светят нам сквозь века и расстояния. Но и маяки нуждаются в периодической чистке и замене ламп на более новые, совершенные. Кто сумеет не разбить то хрупкое и ценное, что донесли до нас тысячелетия, кто в состоянии сохранить наследие прошлого? Автор данного очерка не сомневается: только люди, подобные герою нашей статьи способны сохранить и приумножить наследие предков, провести сквозь бури и невзгоды. Своим неустанным трудом, своими от Бога талантами, своим святым подвижничеством. А мы их обязательно поддержим.
В заключение хотел бы привести финальные строки стихотворения одного из продолжателей дела Мустая Карима и Ильяса Валеева, талантливого уфимского поэта Рустема Мирсаитова:

Так управляй же – Честность, Мудрость, Сила,
Чтоб мир царил в моем Башкортостане,
Чтобы башкир, и русский, и татарин
Жил счастливо – достойно и богато!..

А мы тебе, конечно же, поможем!..

Эдуард БАЙКОВ


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018