Георгий Свиридов и Башкортостан

«Творчество Георгия Свиридова — одно из самых ярких явлений отечественного музыкального искусства ХХ века. В нем органично соединились лучшие традиции русской музыки с новым оригинальным языком. В произведениях Свиридова, таких, как «Поэма памяти Сергея Есенина», кантата «Курские песни», цикл хоров «Песнопения и молитвы», в его романсах и песнях выражены самые заветные мысли и чаяния нашего народа. В искусстве Свиридова отражены трагические стороны жизни, но оно покоряет сердца миллионов людей своим жизнелюбием, своей добротой. Именно поэтому музыка Свиридова так популярна во всем мире, ее любят и слушают, и исполняют. Значителен вклад Свиридова и в развитие отечественной хоровой культуры. Собрание его хоровых произведений — крупнейшее не только в России, но и во всей мировой музыке ХХ столетия». Эти замечательные слова были высказаны министром культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александром Сергеевичем Соколовым во время открытия музыкального фестиваля «Всероссийские хоровые ассамблеи», посвященного 90-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова. Фестиваль стал уникальным явлением музыкальной жизни России. Он был необычен и по географии, и по составу участников. Фестиваль носил монографический и моножанровый характер. Программа фестиваля была посвящена, главным образом, хоровому творчеству одного композитора – Георгия Свиридова (1915—1998). В программу вошли музыкальные произведения, являющиеся его первым опытом создания массовой песни для двухголосного мужского хора в конце 30-х годов ХХ века, а также духовные песнопения, созданные композитором на склоне лет жизни. Фестиваль состоял из серии хоровых концертов, которые последовательно проходили в тринадцати городах России: Архангельске, Балашихе (Московская область), Владимире, Волгограде, Краснодаре, Курске, Москве, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Саратове и Тамбове. Заявленные в программе города – своеобразные ступеньки в становлении творческого амплуа композитора. Курская область – родина Георгия Свиридова, его детство и юность прошли здесь. В Курской музыкальной школе он получил первые музыкальные знания, с 1932 по 1936 год он продолжил музыкальное образование в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме.
В географию фестиваля не вошли Уфа и Башкортостан, но жизнь и творчество Георгия Свиридова оказались связанными с Башкортостаном в годы Великой Отечественной войны, хоть и непродолжительное время. Георгий попал в Башкортостан после окончания Ленинградской государственной консерватории по классу композиции у Дмитрия Шостаковича. Об этом периоде своей жизни Георгий Свиридов мало вспоминает. Мы не найдем упоминаний о нем и у других авторов, пишущих его жизнеописание и исследующих его творческое наследие. Недавно вышла книга «Георгий Свиридов в воспоминаниях современников». Среди авторов данного сборника – Георгий Ержемский, его однокурсник по Ленинградской государственной консерватории. Интересно, что и его творческая судьба получила продолжение в Башкортостане. В 1954—1955 годах он работал в Уфе главным дирижером Башкирского театра оперы и балета. Георгий Ержемский, известный ученый, профессор Санкт-Петербургской консерватории вспоминает: « С Георгием Васильевичем я познакомился в середине 1937 года. Это был неприметный, на первый взгляд, сутуловатый, в очках, абсолютно не спортивного вида студент 2-го курса, ученик Шостаковича. Но с любимыми всеми песнями Хренникова уже тогда успешно конкурировали романсы молодого Свиридова «Роняет лес багряный свой убор…» и особенно «Подъезжая под Ижоры» из Пушкинского цикла. Романсы, как правило, бисировали. Имя Свиридова было на слуху».
Известность пришла к молодому композитору уже в 1935 году после написания цикла романсов на слова А.С.Пушкина. Многие известные певцы включали этот цикл в свой репертуар. Как пишет известный музыкальный критик Людмила Полякова, зная зрелое творчество Свиридова и сравнивая с ним пушкинские романсы, трудно поверить, что эти поэтичные, глубокие по мысли, а порой остроумные, по-русски распевные вокальные миниатюры композитор создал, когда ему едва минуло двадцать лет. Внимание Свиридова привлекли стихотворения – размышления о смысле бытия, об одиночестве, картины природы и изображение тройки, уносящей поэта то в зимнюю вьюгу, то в золотисто-солнечный осенний день – навстречу бурной, кипучей молодой жизни. Как будто он уже задумывался о том, какие мысли и настроения нужно перекладывать на язык музыки. Как напишет А.Белоненко, кандидат искусствоведения, президент Национального Свиридовского фонда, заслуженный деятель искусств России, племянник Георгия Свиридова по материнской линии, Георгий прошел долгий и трудный путь, характерный для того поколения советских художников, которое вступило в музыкальную жизнь в 30-е годы и чье личное и творческое возмужание проходило под знаком Великой Отечественной войны. Это поколение имело совершенно особую судьбу, оно внесло в музыкальное искусство свое неповторимое слово и, прокладывая свою дорогу, во многом предопределило направленность развития нашей музыки. Затем случается совершенно неожиданное – его, закончившего музыкальный техникум, принимают одновременно в Ленинградскую консерваторию и в Союз композиторов СССР – редкий случай для советской творческой организации. Именно тогда сложилось у него отношение к искусству, к творчеству, как к высокоэтическому и гражданскому подвижничеству, которому художник должен отдать всего себя, без остатка.
В начале своего творчества Георгий Свиридов пробует себя в разных жанрах. В 1938 году он создает вокальные циклы на слова А.Блока, М.Лермонтова, А.Прокофьева и М.Исаковского. В 1937 году им была начата, но не закончена симфония для симфонического оркестра. Начало 1940-х годов – очень плодотворный период в становлении и развитии творческого пути музыканта. Он пишет симфонию для струнного оркестра в четырех частях, два фортепианных концерта, фортепианные квинтет и трио, два струнных квартета, две сонаты и две партиты для фортепиано, фортепианный альбом для детей и множество других пьес. Он даже пробует себя в жанре оперетты. В это же время начинается плодотворная работа Свиридова в жанре театральной и киномузыки. В 1940 году выходит кинофильм «Поднятая целина» с его музыкой, а в 1941 году был поставлен спектакль «На бойком месте», где тоже звучит музыка Георгия Свиридова. Таким образом, начиная с конца 30-х и на протяжении 40-х годов ХХ века начинающий композитор осваивает жанр камерных и симфонических произведений, вокальных циклов, а также продолжает работу в направлении обработки народных песен. Грянувшая Великая Отечественная война существенно не изменила его творческие планы, лишь внесла изменения в саму жизнь.
Георгий Свиридов и Георгий Ержемский готовились к государственным экзаменам в Ленинградской консерватории, успешно их сдали и получили диплом, датированный 1 августа 1941 года за подписью Дмитрия Шостаковича. Затем они снова встретились, но уже не в стенах консерватории, а на призывном пункте, чтобы продолжить учебу в военном училище ВНОС (военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи Красной Армии). Оно было сформировано 7 мая 1941 года по прямому указанию Сталина. Благодаря хорошему музыкальному слуху Георгий Свиридов в числе других консерваторцев зачисляется в училище. Начались учебные будни.
Немцы упорно двигались к Москве и Ленинграду. В такой военной обстановке было небезопасно оставаться в городе. Для продолжения нормальной и бесперебойной подготовки военных кадров Верховное командование принимает решение эвакуировать училище. 11 августа 1941 года училище получило распоряжение о передислокации в город Белебей, в состав Уральского военного округа. В тот же день было получено распоряжение об изменении места дислокации – вместо города Белебей был выбран город Бирск Башкирской АССР. Из директивы Штаба Ленинградского Военного Округа явствует, что в период с 14 по 23 августа училище двумя эшелонами прибыло в город Бирск, где оно находилось до 19 июля 1945 года. Разместившись в помещениях, территориально расположенных на 5 участках в разных концах города Бирска, училище максимальными темпами приступило к оборудованию классов, лабораторий, подготовке материальной части. Постановлением особого заседания СНК Башкирской АССР № 99 от 22 августа 1941 года военному училищу ВНОС было предоставлено помещение, занимаемое Бирским татарским педучилищем. 1 сентября 1941 года училище возобновило занятия, плановую учебу курсантов. В здании, где в настоящее время находится библиотека и французское отделение факультета иностранных языков Бирской государственной социально-педагогической академии, размещался клуб училища ВНОС, здесь же проходили концерты курсантов музыкального отделения.
Так Свиридов и Ержемский волею судьбы очутились в городе Бирске. По воспоминаниям Ержемского, это был заштатный, провинциальный городок на берегу реки Белой. Среди одноэтажных деревянных домов выделялись каменные постройки: клуб и кинотеатр.
Еще в Ленинграде силами курсантов был образован эстрадный джазовый коллектив, который время от времени давал концерты в городе. Так вот в Бирске музыкальные занятия продолжились. Удаленность фронта и отсутствие каких-либо военных наклонностей у многих курсантов лишь способствовали музыкальному творчеству. В роли ведущего режиссера, чтеца и эстрадного автора-исполнителя выступил Лев Компанеец. Он составлял программу концертных выступлений. Свиридов и Салманов (их однокурсник) сделали блистательные аранжировки популярных песен «Вечер на рейде», «Темная ночь» и других вокальных и оркестровых произведений. Выступления курсантов имели огромный успех у жителей города. Это сыграло свою положительную роль, ибо начальство училища, видя музыкальное рвение курсантов и отсутствие рвения к учебе, решило перевести консерваторцев (за исключением успешно учившихся Краснова и Тикачинского) из курсантов в подсобный батальон. Батальон нес караульную службу, выполнял некоторые санитарно-медицинские обязанности, участвовал в погрузочно-разгрузочных работах, а также проводил различные культурные и концертные мероприятия в городе. Свиридов получил возможность больше заниматься музыкальным творчеством. В эти годы он занят обработкой народных песен для голоса соло или вокальных ансамблей в сопровождении народных инструментов или хора. Такие песни, как «Славное море, священный Байкал» (слова Дениса Давыдова), песня о Кирове (слова Бориса Лихарева), «Когда я на почте служил ямщиком» (слова народные), «Огородник» (слова Николая Некрасова), «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова), «Что затуманилась, зоренька ясная» (слова Александра Вельтмана), «Прогремела труба» (слова народные), «Прощальная песня моряков» (слова Бориса Лихарева), частушки в его обработке были исполнены в этот период. Свиридов учится жить «по-свиридовски». Это значит лелеять в себе некую побудительную силу, которая в нем постоянно генерирует. Он целенаправлен, целесообразен, неистово трудоспособен, ищет новые музыкальные темы. В этом ему помогают его начитанность, образованность. Вдруг он решает взяться за стихи китайских поэтов. В 1941—1942 годах он создает «Песни странника» (музыкально-философский цикл: романтические мотивы и образы, мотив «странничества»), на слова Ван Вея (№ 1-4), Бо Цзюй-И (№5) и Хэ Чжи-чжана (№6). Сегодня нотная рукопись «Песен странника» хранится в архиве Александра Белоненко. Пройдя через трудную пору учебы, самосовершенствования, Георгий активно вошел в жизнь, имея прочную основу для творчества. В городе Бирске происходит возмужание музыкального характера Свиридова, его мощной индивидуальности. В 1941 году он пишет сонату для скрипки и фортепиано.
Творческому настрою способствовал и последующий шаг со стороны руководства училища. Видя, какой резонанс в городе имеет эстрадный коллектив, начальник училища принимает решение об организации симфонического оркестра. Свиридов стал исполнителем на ударных инструментах. Сохранилась фотография, на которой запечатлена группа музыкантов училища в военной форме. Под фотографией надпись: «Фотография 41 года. Город Бирск». На переднем плане – высокий, худощавый молодой человек в очках, в шинели почти до пят, тяжелых кирзовых сапогах и пилотке. В его руках большой полковой барабан. Лицо строгое, даже суровое. Это и есть Георгий Свиридов. Как отмечают многие, кто общался с ним, Свиридов был очень прост в общении, но очень горяч и последователен в творческой работе. Он увлекался сам и мог увлечь своим творчеством новых исполнителей. Но не хватало музыкальных инструментов, не хватало нот. Поэтому Ержемский получает задание отправиться в Москву для приобретения недостающих инструментов. В Москве Георгий Ержемский приобретает и сборник вокальных произведений Свиридова, изданный до Великой Отечественной войны. Ознакомившись с ним, начальник училища вызвал к себе курсанта Георгия. После этого разговора «он получил некоторые послабления по службе». К 1942 году относится написание второго концерта для фортепиано с оркестром. Он пишет музыку к спектаклю «Русские люди» по пьесе К.Симонова в 4 действиях. Учитывая этот факт и то, что Свиридов имел очень слабое зрение, которое, к тому же ухудшалось, было принято решение о демобилизации Свиридова и отправке его в город Новосибирск. В Новосибирске состоялась премьера спектакля «Русские люди» в постановке Ленинградского академического государственного театра драмы имени Александра Пушкина в 1942 году. Но уже в 1944 году он вернулся в Ленинград, где жил и работал до 1956 года, а затем переехал в Москву.
Георгий Свиридов, недолгое время находившийся в Башкортостане, тем не менее, интересовался башкирской народной музыкой. Например, в ходе работы Международной конференции «Традиционная музыка тюркских народов: сегодня и в будущем», которая состоялась в 2006 году в городе Кзыл-Орде, в котором участвовали видные специалисты из США, Германии, Москвы, из республик СНГ, из регионов РФ, было отмечено, что, например, по высказываниям Г.Свиридова, башкирская музыка в корне отличается от музыки всех тюркских и восточных народов и наиболее близка по своей природе к пентатонике кельтских народов. Это сходство в последнее время отмечают и некоторые уфимские специалисты.
В дни, когда проходили торжественные концерты в городах Москве и Санкт-Петербурге, посвященные 90-летию Георгия Свиридова, в городе Бирске состоялось открытие памятной мемориальной доски в честь пребывания в этом городе великого русского композитора. Под звуки знаменитого вальса из свиридовской «Метели» было снято полотнище с доски, на которой на башкирском и русском языках значится, что в годы Великой Отечественной войны в этом здании располагалось Ленинградское училище воздушного наблюдения, оповещения и связи Красной Армии (ВНОС), где был курсантом будущий музыкальный классик Г.В.Свиридов. Музыка великого композитора, звучавшая на центральной площади провинциального города, засыпаемого декабрьской метелью, соединила воедино музыкальные столицы страны с Башкортостаном. Это событие ознаменовало собой начало проведения ежегодных декабрьских Свиридовских дней в Республике Башкортостан. Большим энтузиастом проводимых событий является Анатолий Крюков, региональный полномочный представитель Национального Свиридовского фонда. Национальный музей Республики Башкортостан пополнился ценным экспонатом: ручкой, которой писал великий композитор. Ее музею подарил Александр Белоненко.

Ирина Бакке


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018