Заслуженная награда

На экране — смуглая красавица, от взгляда которой даже старик забывает о своем возрасте, а джигиты готовы ринуться на любой подвиг...
А вот два мальчугана — темноволосый башкир и рыжий, весь в веснушках русский — друзья не разлей вода. Радуются солнцу, купаются, вместе смеются, вместе плачут.
Другой ролик. Батыр сгребает пятерней горсть родной земли, вдыхает запах ее и гордо скачет на резвом коне по просторам родного Башкортостана...

Кто постоянно смотрит БСТ, наверное, обратили внимание на красочные, содержательные и профессионально сделанные исторические и тематические ролики социального характера. Режиссером-постановщиком этого масштабного проекта, посвященного 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав Российского государства, является Вилюра Адигамовна Исяндавлетова.
...Родившись в деревне Гумерово Баймакского района, выросла Вилюра в красивой деревне Актау, живописную природу которой воспевали лучшие художники и поэты Башкортостана. С малых лет она была в центре внимания сверстников и односельчан: пела, танцевала, рассказывала стихи. Всезнающие соседки говорили: «Быть этой девочке актрисой».
Сбылись эти слова. Вилюра поступила в Стерлитамакский техникум культуры. Уже в студенческие годы она исполняла главные роли в самодеятельных спектаклях, тогда же познакомилась с известным режиссером Гульдар Ильясовой. Это она пригласила Вилюру на работу в Салаватский башкир¬ский драматический театр. Юная актриса выступала во всех спек таклях театра. Но мечта о режиссер¬ской работе не давала покоя. Гульдар Музафаровна тоже поддержала ее.
И Вилюра поступила на режиссерское отделение Уфимского института искусств. Но, проучившись полгода, засомневалась в выборе. Ей хотелось снимать кино, а здесь этому не учили.
Вилюра оставила учебу и вернулась в свой район. Начала работать в Баймакском доме культуры художественным руководителем. Организовывала концерты, вечера, встречи. В те годы почти все мероприятия в городском дворце культуры проходили на русском языке. Вилюра недоумевала: почему бы в башкирском крае это все не проводить на башкирском языке? Стала сама писать сценарии и организовывать мероприятия на родном языке. Народ был доволен, и руководству понравилось.
А мечта стать режиссером не оставляла Вилюру. И она решила: во ВГИК!
...Изначально все было против нее. В объявлении, которое Вилюра нашла в газете «Совет Башкортостаны», было ясно сказано, что принимаются только лица мужского пола на режиссерский факультет ВГИКа. Но она всю жизнь мечтала об учебе в этом престижном учебном заведении. «Пусть, но я все равно попробую», — решила Вилюра. Оформила отпуск. А тут одна из коллег с издевкой выпалила: «Чего ты хочешь? Где ты слышала, чтобы какая-то деревенская девчонка из башкирской глубинки училась во ВГИКе? Да ты и не сможешь туда поступить». Сейчас Вилюре кажется, что именно эти слова, наоборот, помогли ей преодолеть все препятствия.
I тур экзаменов проходил в Уфе. Раз в объявлении было сказано, что принимают только мужчин, они прошли первыми. Вилюра зашла в комнату, где сидела комиссия, последней, уже заметно уставшая. Членам комиссии понравилось ее умение составлять исторический сюжет по нескольким заданным фотографиям.
II тур проходил уже в Москве. Здесь ее ожидало столько неприятностей. Во-первых, она в суматохе вовсе забыла взять нужные документы. И руководитель группы оставил ее в аэропорту, чтоб дождаться доставки документов. Но документы из Баймака так и не доставили. Вилюра не знала: ехать или не ехать без документов в Москву. В конце концов решила: была не была, поеду, попробую пройти II тур экзаменов.
А дальше уже ей сопутствовали одни удачи. В самолете встретилась добрая женщина, которая приютила ее на ночлег, как говорится, накормила, обогрела. А утром ее сын проводил Вилюру во ВГИК, так как она не знала, куда и как ехать. Ведь в Москве она была впервые. Насчет документов она сказала только одной женщине из членов жюри, которая и взяла ее потом в свою группу.
Вот с такими приключениями Вилюра стала студенткой Всероссийского государственного института кинематографии имени С.Герасимова.
Первой режиссерской работой Вилюры стал десятиминутный документальный фильм о драматурге Азате Абдуллине. Назывался он «Чужой и родной».
Писатель не хотел сниматься, долго отказывался. Но настойчивость девушки сделала свое: она застала его в больнице, поговорила с актерами театра имени Е.Вахтангова, сыгравшими в его пьесе «Тринадцатый председатель». Все они тепло отзывались о писателе. Во время каникул нашла его сестру в родной деревне, поговорила и с ней. Фильм получился удачным.
На третьем курсе будущим режиссерам нужно было снимать проблемный фильм. Вилюра решила поднять проблему неженатых сельских парней. На шел в Белорецком районе трех братьев. Все трое — трудолюбивые красавцы, мастера на все руки. В деревне парней много, нет девушек. Зазвучала в фильме и такая мысль одного из этих джигитов: «Вот тебе неужели ни один из нас не понравился? Если бы ты вышла за одного из нас замуж, эта проблема начала бы решаться».
Как бы там не было, документальный фильм Вилюры Исяндавлетовой «Жили-были мужики» (это ее курсовая работа) потом завоевал пять призов: в 1996 году — приз кинокритиков на международном кинофестивале «Молодость» в Киеве, потом на международном кинофестивале, прошедшем в Минске — специальный приз жюри. Председатель жюри, талантливый кинорежиссер Элем Климов особо подчеркнул, что Вилюре удалось создать документальный фильм через призму комедийного жанра. Он сказал: «До этого я женщиной-режиссером мог назвать только свою жену (Ларису Шепитько), сегодня стал свидетелем рождения еще одной женщины-режиссера».
Далее фильм «Жили-были мужики» был удостоен самого престижного приза — приза зрительских симпатий и еще других.
В 1988 году, после окончания ВГИК, Вилюра начала работать в редакции «Хазина» телерадиокомпании «Башкортостан». В том, что передачи «Хазина» стали кладовыми духовной культуры башкирского народа, огромная заслуга молодого режиссера. Телезрители также с интересом смотрят передачи исторического цикла «Золотое наследие» по мотивам башкирских народных песен.
Будучи профессиональным кинорежиссером документального кино, Вилюра не изменяет жанру документалистики. В этом году в киностудии она закончила документальный фильм из двух частей «Золотое дно» о Тубинском руднике и о людях, там живущих. На телевидении тоже старается быть верной своей стезе. Об этом говорят телефильмы режиссера «Мятеж» (о башкирских восстаниях), «Уравнение судьбы» (о жертвах политических репрессий).
Башкирские телезрители тепло приняли фильм-трилогию «Война. Родина. Любовь» по мотивам стихов народного поэта Башкортостана Мустая Карима.
В 2000 году фильм «Мятеж» в ее режиссуре (автор — С.Хамидуллин) стал номинантом фестиваля документальных фильмов, прошедшего в городе Алматы.
Вообще, Вилюра — режиссер ищущий, она не любит повторяться.
И вот когда нужно было снимать рекламные ролики к знаменательному юбилею — 450-летию со дня добровольного вхождения Башкортостана в состав Российского государства, эту почетную миссию доверили режиссеру Вилюре Исяндавлетовой. И не ошиблись. Председатель телерадиокомпании Р.Р.Давлетбаев сам участвовал в этой акции. Зухра Буракаева помогла подобрать емкие высказывания видных ученых, писателей о Башкортостане, о башкирском народе.
— Если честно, я сначала очень волновалась, — говорит Вилюра Адигамовна. — Но морально была готова. Сразу поняла, что здесь кинорежиссеру есть место для творчества. А историческая тематика меня интересовала всегда. Наш проект назывался «Высказывания великих русских писателей о башкирах». По ним и были созданы ролики. Я их называю микрофильмами, где есть и сюжет, и действие, и драматургия. Моей задачей было — уложиться в 40 секунд!
В начале работы над роликами мы поставили себе такую цель: показать в них славное прошлое нашего народа, его духовной мир, богатое песенное творчество, добродушие, гостеприимство, разнообразие национальных блюд, красоту башкирских женщин, удаль мужчин, — говорит Вилюра. — Я с восхищением читала воспоминания русских писателей о Башкортостане. Например, в рассказе «Шамсинор» В.Н.Львова есть такие великолепные строки: «Чем больше я жил среди башкир, тем больше учился ценить их хорошие душевные качества. Мне очень нравился этот народ — добродушный, смирный, приветливый, но без малейшей приниженности и с сознанием собственного достоинства. Башкир, даже самый бедный, никогда не держит себя подобострастно. Он видит в Вас своего гостя, человека равного себе, которому он свободно протягивает свою руку...» Я была поражена тем, с каким восторгом и искренностью написаны эти строки.
Ролики получились очень удачными. Они сразу привлекали внимание, говорили о многом. Поэтому, наверное, были представлены на престижный телевизионный конкурс «ТЭФИ—2007».
Эти двадцать короткометражных фильмов были сняты режиссером для эфира на канале БСТ и транслировались в качестве заставок.
— О том, что эти работы будут принимать участие в конкурсе, я узнала только после того, как мои коллеги отправили их на конкурс, — говорит Вилюра Адигамовна. — Наряду с моими претендентами были работы коллег из Челябинска и Екатеринбурга. Когда я смотрела ролики конкурентов, поняла, что они тоже очень постарались, вложили душевные и физические силы, но сразу заметила те места, где просто были использованы новые достижения компьютерных технологий. Я же своих героев искала по всей республике, даже отказалась от профессиональных актеров. В проекте мы сняли около пятидесяти человек разных профессий, возрастов, из разных деревень и поселков Башкортостана. И я не ошиблась в выборе: эти люди не играли перед телекамерой, они жили, они показывали себя такими, какие они есть в жизни. Получился фильм как бы о людях и для людей. Во время вручения премии мэтр телевидения Владимир Познер, например, отметил, что давно не встречал настолько естественных и самобытных съемок, что в этих короткометражных фильмах отражена вся красота и жизнь Башкортостана. Он посоветовал мне снимать телесериалы и документальное кино. Это и моя мечта.
В марте в Уфе прошел полуфинальный тур самого значительного ТВ-состязания в России, каковым является «ТЭФИ». 19 марта со сцены Конгресс-холла прозвучали имена тех, кто вышел в финал. В их числе были три проекта ГУП ТРК «Башкортостан». И вот в конце апреля в Подмосковье, в отеле «Холидей Инн Виноградово» были вручены награды тем, кого жюри назвало лучшими из лучших. Нужно заметить, состязались 475 работ, представленных на соискание «ТЭФИ—Регион—2007» 125-ю телекомпаниями из 90 городов нашей страны.
Председатель жюри — выдающийся кинорежиссер-документалист, генеральный директор Национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» — ЛАВР Виталий Манский при объявлении победителя в номинации «Телевизионный дизайн» не стал открывать заветный конвертик, а просто сказал:
— Я нарушу правила церемонии, поскольку знаю эту работу, запомнил ее еще по полуфиналу в Башкортостане, причем запомнил на всю жизнь. Очень рад, что выиграла именно она!
Он говорил о наших чудесных телевизионных межпрограммных роликах, посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Работа Государственной телерадиокомпании «Башкортостан» была удостоена статуэтки бронзового Орфея в числе 17 (из 475!) победителей.
После церемонии к Вилюре Адигамовне подошла заведующая кафедрой факультета журналистики Московского государственного университета Алла Качкаева и от души поздравила нашего режиссера заслуженной наградой.
— Я переписала все ваши ролики, чтобы специально показывать своим студентам, а в их числе есть представители самых разных национальностей, — сказала известный педагог. — Я в восторге от вашей работы. Раскрыть в миниатюрах всю историю республики, суметь продемонстрировать ее красоты, познакомить зрителя с замечательными, духовно богатыми людьми — это очень высокий класс!
— Конечно, в эту победу большую лепту внесли мои коллеги, — говорит Вилюра Адигамовна. — Наша команда состояла из единомышленников, талантливых, идейных ребят. Соавтор сценария Зухра Буракаева, композиторы Урал Идельбаев, Ришат Сагитов, художники Хаммат Исмагилов, Тансулпан Буракаева, оператор Леонид Мешков сделали свою работу на совесть. Текст читал народный артист Республики Башкортостан Валерий Гриньков. Хочется сказать большое спасибо Эмилю Латипову и Ильфату Давлетбирдину, которые довели ролики до совершенства.
А выпускница ВГИК, режиссер Башкирской студии телевидения Вилюра Исяндавлетова, завоевав «Орфей», еще раз доказала, что она профессионал самого высокого уровня.
Говорить о Вилюре Исяндавлетовой можно долго. Но лучше всех о ее профессионализме говорят ее работы. В конце статьи приведем содержание еще одного телевизионного ролика, удостоенного ТЭФИ.

«Йыйын»

Поляна. В центре растет древний дуб. К поляне подъезжают кипчакский бий Каракузяк, бий башкирского рода Тамьян — Шагали Шакман, бий башкирского рода Усерган — Бикбау, башкирский бий Бурзянского рода Искебий.
Они с разных сторон подходят к дубу.
Текст: «Год 1554-й. Башкирские бии четырех родов — от рода Усерган князь Бикбау, от Бурзянского рода Искебий, от имени всех кипчакских родов князь Мешевли Каракузяк, из Тамьяна князь Шагали Шакман собрались на йыйын, чтобы принять важное для их народов решение — принять предложение русского царя о союзе или нет?
...И решили: быть вместе с русским царем!»
На стволе дуба прижигаются каленым железом родовые тамги каждого рода.

Зухра Алтынбаева


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018