На журнал "Ватандаш" можно подписаться в любом почтовом отделении РФ. Индекс - 78384.//Подписка по каталогу «Почта России» через ФГУП по РБ для индивидуальных подписчиков.//Альтернативная (льготная) подписка через редакцию.






Башкиры и Башкирия по данным ал-Идриси

Арабский сицилийский ученый Абу Абдаллах Мухаммад ал-Идриси (1100—1165) известен как автор одного из крупнейших и интереснейших географических сочинений эпохи средневековья «Нузхат ал-муштак фи-ихтирак ал-афак» («Развлечение истомленного в странствии по областям») или «Китаб ар-Руджар» («Книга Роджера»). Инициатива создания этого труда принадлежала сицилийскому королю Роджеру II, а главным исполнителем стал ал-Идриси с большим числом помощников. Работа над книгой продолжалась в течение пятнадцати лет и была закончена в 1154 году. В своем энциклопедическом произведении ал-Идриси попытался свести воедино все географические знания, накопленные к середине XII века.
Сам Идриси среди башкир никогда не был, поэтому все его сведения о них являются пересказом первоисточников, которых он, как это было принято в арабской средневековой географической литературе, в большинстве случаев даже не указывает. Тем не менее, при крайнем дефиците письменных источников по средневековой истории башкир, даже эти данные представляют огромный интерес. Сведения Идриси о башкирах давно привлекают внимание исследователей, но они еще не были предметом ком¬плексного анализа, что неудивительно, так как эти сведения не собраны воедино, а разбросаны по разным местам сочинения Идриси. О башкирах он пишет в седьмой секции пятого климата, шестой и седьмой секциях шестого климата и в седьмой секции седьмого климата. Сочинение ал-Идриси включает в себя не только текстуальную часть, но и подробнейшую карту мира, в том числе Восточной Европы.
В седьмой секции пятого климата Идриси со ссылкой на ал-Хаукали пишет о реке, «известной под названием Исил. Эта река берет начало в земле тюрок и течет, отклоняясь на восток, пока не достигнет [земли] булгар; там она разделяется на два рукава, первый из которых течет в море ал-Баб ва-л-Абваб (Каспийское море)…, тогда как второй рукав течет на запад до моря Нитас, начинающегося у земли ал-Кустантина и сообщающегося с Окружающим морем через пролив Зукак (Гибралтарский пролив)»1 . Там же Идриси пишет: «Восточный рукав реки Исил [берет начало] в области басджиртов, затем течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет позади булгар; затем снова отклоняется на восток, пока не минует руссов, затем булгар, затем буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море ал-Хазар. …От этой реки отделяется рукав, [текущий] на запад до впадения в море Нитас, о чем мы уже сказали»2 . Упоминанием во втором отрывке «области басджиртов» уточняется, какой тюркский народ имеется в виду в предыдущем отрывке3 . Правда, в первом отрывке речь идет о самой реке Исил, а во втором — о ее восточном рукаве, однако это по существу и есть одна и та же река, впадающая в Каспийское море. Под западным рукавом этой реки, впадающим в Черное море, Идриси, очевидно, имел в виду Дон. Поэтому в первом отрывке правильно сказано, что «в земле тюрок», т.е. басджиртов, начинается сама река Исил, а не ее восточный рукав, так как западного рукава у нее на самом деле не было. Началом реки Исил Идриси считал реку Белую, как это и показано на его карте.
В шестой секции шестого климата Идриси пишет: «От баджанаков до внутренних басджиртов (Басджирт ад-дахила) десять дней, а от последних до Булгара (название города. — И.А.) двадцать пять дней»4 . У предшественника Идриси — Джейхани (900 г.) — было сказано: «От Гор до Внутренних Башхирт 10 дней. От Внутренних Башхирт до Булгар 25 дней»5 . У Идриси слово «горы» заменено именем баджанаков (печенегов). В этом сообщении отражен азиатский период истории печенегов, летние кочевья которых могли находиться в южных предгорьях Уральских гор. Таким образом, внутренних башкир Идриси помещает в лесостепном Приуралье, что не противоречит его предыдущему сообщению о башкирах, живущих на реке Белой.
Далее Идриси пишет: «Ал-Хазар — название страны, а ее столица — Атил. Атил — это [также] название реки, которая течет к ней от русов и Булгара и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки в восточной стороне, из некоего места «опустошенной страны» (билад ал-хариб), затем река проходит через «Зловонную землю» (ард ал-мунтина) и землю басджиртов на запад до тех пор, пока не проходит позади булгара близ земли русов, после чего возвращается на восток и протекает через Русскую землю (ард ар-Русиййа), затем через булгар, далее через буртасов и течет [далее], пока не впадает в море ал-Хазар, проходя через их земли в южном направлении»6 . Таким образом, если в пятом климате Идриси пишет, что Атил начинается в земле басджиртов, то в шестом климате получается, что эта река начинается в какой-то «опустошенной стране», затем протекает через не менее загадочную «Зловонную землю» и лишь потом — землю басджиртов. В этой связи надо обратить внимание на приводимый ал-Идриси доклад арабского путешественника середины IX века Саллама ат-Тарджумана, который, двигаясь из резиденции хазарского царя, дошел, «через 27 дней, до пределов страны Башкир». Отсюда он переходил, «в продолжение 10 дней, обширную страну черноземистую и издающую вонючий запах», а затем странствовал «целый месяц по пустынной стране, покрытой развалинами и остатками прежних жилищ»7 .
Известно, что из Хазарии Саллам направился на восток в поисках Великой Китайской стены, «он побывал где-то в районе Алтая, в верховьях Иртыша». Обнаруженная им в 842—844 гг. «страна башкир», по мнению Р.Г.Кузеева, находилась в северо-западном Приаралье8 . Ал-Масуди (Х в.) сообщает, что тюркские племена баджнак, баджна, баджгард и нукарда изначально обитали у Джурджанийского озера (Аральского моря). Печенежский союз племен, в состав которого входили и баджгарды (баш киры), был вытеснен из Приаралья огузами, карлуками и кимаками «между серединой и концом IX в.»9 . Таким образом, в реальности встречи Саллама ат-Тарджумана с башкирами можно не сомневаться, несмотря на то, что он не мог углубиться далеко к северу. Однако Саллам не дал точных координат страны башкир (басджирд), которую последующие авторы с большой вероятностью могли поместить где-то на севере10 . Идриси поместил страну башкир на реке Атил, начало которой он удлинил дальше к востоку, чтобы связать эту страну со «Зловонной землей» и «опустошенной страной». Если отбросить ненужное упоминание об этих мифических странах, получится, что река Атил начинается в самой стране башкир, как и сказано в седьмой секции пятого климата.
Особый интерес представляет рассказ ал-Идриси о седьмой секции шестого климата. «Эта секция охватывает часть Каспийского моря, в разных зависимостях страну Внутреннюю Башкирию (Inner Basdjirt), Внешнюю Башкирию (Outer Basdjirt) и то, что относится к стране Аскония, на севере. Большинство этих мест составляют широкие пустыни и бесплодные невозделанности. Деревень в них очень немного в количестве, они редки, самые жалкие, и коммуникации трудны и опасны из-за постоянных ссор жителей»11 .
Вот что пишет ал-Идриси о Внутренней Башкирии: «Население живет там за счет собственных ресурсов, и его торговля и промышленность удовлетворяют его нужды. Эти люди постоянно нападают друг на друга и совершают набеги на окрестные страны для вещей, необходимых для них. Страна плодородна, пастбища обильны, пастухи многочисленны. Басджирты делятся на два племени, которые живут у края страны гузов, недалеко от булгар. Они имеют около 2 000 солдат. Они имеют убежище в неприступных горах и смелы, также как предприимчивы. Их длинные границы соприкасаются со страной печенегов, народа, который подобен им по тюрк¬ской расе, соседи Рума и в течение длительного времени находятся в перемирии с ним»12 . Идриси, таким образом, указывает на явное преобладание кочевого уклада в хозяйстве и образе жизни населения Башкирии: деревень там мало, зато «пастухи многочисленны». Отрывок о двух башкирских племенах восходит к сочинению арабского географа Абу-Зайда Ахмеда Ибн-Сахла ал-Балхи (850—934) «Ашкал ал-билад» («Виды стран»), в котором сказано: «Башджарды разделяются на два племени; одно племя живет на самой границе Гуззия — то есть, Гузов — Куман13 — Болгар. Говорят, что оно состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Они подвласт¬ны Болгарам. Другие Башджарды соседят с Печенегами. Они и Печенеги — Тюрки — близкие соседи Румийцев (византийцев. — И.А.)»14 . Идриси передает этот отрывок неточно. У него получается, что оба племени живут между гузами и булгарами, но их границы настолько длинны, что «соприкасаются со страной печенегов», находящейся в Северном Причерноморье. Предложение «Они имеют убежище в неприступных горах и смелы, также как предприимчивы», согласно К.А. Макартни, «повторено в сообщении автора о печенегах, но сравнение с Истахри показывает, что оно находится в своем надлежащем месте здесь»15 . Таким образом, у ал-Балхи речь идет о лесах, а у Истахри и Идриси — о горах. Они правильно подчеркивают, что башкир никто не может покорить не только из-за суровых природно-климатических условий их местности, но и потому, что они смелы и предприимчивы. Таким образом, Идриси знает народ под названием «Basdjirt», который он, также как и печенегов, относит к «тюркской расе».
Из ал-Идриси следует, что на границах Внутренней Башкирии находятся гузы, булгары и горы. Где же находился «край страны гузов»? В пятом климате Идриси пишет о реке Мора, находящейся севернее Араль¬ского моря и разделяющей страны башкир и гузов16 . Речь, несомненно, идет о реке Яик, ныне называемой Урал. Из Ибн-Фадлана также следует, что между гузами и башкирами находилась река Урал17 . У Идриси, в отличие от ал-Балхи, нет прямого указания на подчиненность башкир булгарам, но он упоминает о лежащей на границах Булгарии горе Кукайа. Этот ороним восходит к названию Рифейских гор у античных авторов18 . Поэтому надо признать, что башкирские племена, кочевавшие по западным склонам Уральских гор, были в той или иной степени зависимы от булгарских властитетелей19 . В горах Южного Урала башкиры, согласно Идриси, скрывались в случае нападения врагов, но нет оснований полагать, что они там постоянно жили. Итак, Внутренняя Башкирия по Идриси — это лесостепное Приуралье.
Внешнюю Башкирию Идриси помещает где-то за обрывистыми горами по направлению от города Карукии на Волге20 . У К.А. Макартни, таким образом, были основания разместить внутренних башкир в Южном Приуралье, а внешних — в Южном Зауралье21 .
«Башкирия — страна, в которой жители крайне редки. — Пишет ал-Идриси. — От центра страны, называемой Внутренней, до центра Внешней одиннадцать дней»22 . В этих словах находит подтверждение точка зрения Р.Г.Кузеева о существовании на Южном Урале двух основных центров расселения раннесредневековых кочевников: «в Приуралье — Бугульминская возвышенность»; «в Зауралье — обширный район бассейна верхнего течения р. Урал (Яик)». «Эти два центра не были территориально изолированными областями; напротив, «древняя Башкирия» представляла собой единую, огромную страну на стыке Европы и Азии»23 .
«Обычаи башкир такие же, как тюркских булгар, и подобно им они носят длинные кафтаны»24 , — такими словами ал-Идриси заканчивает описание башкир в седьмой секции шестого климата.
Наконец, в седьмой секции седьмого климата Идриси пишет: «Из городов внутренних басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил»25 . Эта информация не повторяет данные более ранних авторов и потому является наиболее загадочной. В седьмой секции пятого климата и в шестой секции шестого климата Идриси помещает башкир на реке Исил. Теперь же оказывается, что они живут не на самой реке Исил, а на какой-то неизвестной реке, впадающей в нее. Именно эти сведения нашли отражение на карте.
На карте Идриси 1154 года надпись «башкиры» пересекает в нижнем течении реку, вытекающую из гор Айани и впадающую в реку Атил с севера. На левом берегу этой безымянной реки выше по течению показаны города Масра и Касра, первый — на середине, а последний — почти у истоков26 . На современной карте эта река соответствует Каме, а сама река Атил, вытекающая из гор Оскаска, соответствует Белой27 . Таким образом, на карте Идриси башкиры размещены на реке Каме до впадения в нее реки Белой28 . Как ни странно, у ал-Идриси в этом отношении были последователи. На карте братьев Пицигано 1367 года на реке Каме показан город Башгорд и к востоку нанесена надпись «башкиры». На Каталонской карте мира 1375—1377 гг. башкиры показаны на левом берегу Камы29 . А.М.Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал: «...те башкиры живут в лесах в верховьях большой реки Камы, которая впадает в Волгу в двенадесяти милях ниже Казани»30 . Традиция изображать башкир на Каме, таким образом, имела место не только в арабской, но и в западноевропейской, а также русской географии.
Собственную интерпретацию карты ал-Идриси в одной из своих статей предложил Н.А.Мажитов. Безымянный правый приток Итиля исследователь попытался отождествить с рекой Уфой. Этот приток вытекает из гор Айани, в которых Н.А.Мажитов видит Уральские горы. «Среди притоков Уфы с горами Айани созвучна река Ай, стекающая с Урала. Поэтому безымянный правый приток Итиля расшифровывается как реки Уфа и Ай: а горы «Айани» как часть Урала с истоками р. Ай. В этом случае башкиры на карте Идриси размещены по рекам Ай, Уфа и Белая, т. е. в пределах современного расселения этого народа»31 . Такое «новое прочтение» карты ал-Идриси маловероятно и бездоказательно. Почему правым притоком Итиля была именно река Уфа, а не более известная арабским авторам река Кама, по которой пролегал торговый путь в страну Вису? И почему Уральские горы — это расположенные горизонтально горы Айани, а не расположенные вертикально горы Оскаска? Реки Белая, Уфа и Ай берут начало в горах Оскаска, и башкиры там не размещены32 . В книге, написанной Н.А.Мажитовым совместно с А.Н.Султановой, авторам уже не понадобилось отождествлять правый приток Итиля с рекой Уфой: «На карте (Идриси. — И.А.) страна башкир размещена в верховьях реки, впадающей в Каспийское море». Верховьями этой реки, как известно, считалась «Агидель (Белая) со своими притоками», вытекающими с Уральских гор, которые на карте «выведены под названием Айани»33 . Но если река, на которой жили башкиры, вытекала из гор Айани, то это не Белая, а Верх¬няя Кама, где и помещены башкиры на карте Идриси. Конечно, нельзя считать, что башкиры и в самом деле жили не на Белой, а на Каме. Ведь и сам Идриси в седьмой секции пятого климата размещает башкир в верховьях Итиля, т. е. на р. Белой. Но этим данным противоречат данные седьмой секции седьмого климата, которые отражены на карте. Стало быть, Идриси дает две версии локализации башкир — на Белой и на Верхней Каме. Нет необходимости доказывать, что первая версия правильна, а вторая — нет. Значит, локализацию башкир в седьмой секции седьмого климата сочинения Идриси и на его карте надо признать ошибочной, а попытки Н.А.Мажитова доказать, что на карте Идриси башкиры размещены правильно, — неубедительными. Возможно, в арабской географии не было однозначного представления о начале Волги: в одних случаях ее началом могла считаться Белая, в других — Верхняя Кама. Поэтому башкиры, жившие на Белой, помещались то на самой реке Итиль, то на ее притоке. Некритическое наслоение друг на друга разного рода сведений могло привести к тому, что в качестве такого притока стала восприниматься Верхняя Кама.
Конечно, труд Идриси при всех его достоинствах — это компиляция, различные части которой могли быть написаны разными авторами. Для нас наибольший интерес представляют данные, содержащиеся в седьмой секции пятого климата, шестой секции шестого климата в той части, где речь идет о расположении внутренних башкир, и седьмой секции шестого климата. Наименьший интерес представляют данные, содержащиеся в седьмой секции седьмого климата и на карте, где расположение башкир указано заведомо неверно.
Итак, что же реально известно из сочинения Идриси о башкирах и Башкирии?
Во-первых, Идриси знает башкир как народ, который он наряду с печенегами и булгарами относит к тюркам. Н.А.Мажитов толкует эти сведения в том смысле, что в источниках Идриси, восходящих к IX—X векам, язык башкир определен тюркским34 . Однако о языке башкир Идриси ничего не пишет. Арабские средневековые авторы не могли использовать термин «тюрк» в его современном, т. е. лингвистическом, значении35 . Арабские географы IX и особенно Х века под тюрками подразумевали «все восточноевропейские народы, безотносительно к их языковой принадлежности»36 .
Во-вторых, Идриси знает Башкирию как страну, которая сама состоит из двух стран: Внутренней и Внешней Башкирии. Их можно локализовать соответственно в Южном Приуралье и Южном Зауралье. Внутренние башкиры, которые часто заменяются общим понятием «башкиры», живут на реке Белой, между гузами, булгарами и Уральскими горами. Они зависимы от булгар.
В-третьих, Идриси указывает на воинственный образ жизни башкир, которые постоянно ведут внутренние и внешние войны. Башкиры — смелый и предприимчивый, т. е. пассионарный народ. Башкирия — обширная, хотя и редконаселенная страна. Таким образом, башкиры и Башкирия в сочинении ал-Идриси предстают как внушительная сила в средневековой истории Евразии.

Л и т е р а т у р а

1 Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. — М., 1999. С. 83-84.
2 Там же. С.84.
3 Там же. С.86.
4 Бейлис В.М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982 год. — М., 1984. С. 216.
5 Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идриси 1154 года // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры Академии наук СССР. — М., 1952. Вып. XLIII. С. 27.
6 Бейлис В.М. Указ. соч. С. 217.
7 Пантусов Н.Н. Сведения арабских географов о средней Азии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казан¬ском университете. — Казань. 1909. Т. XXV, вып. 5. С. 96.
8 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. — М., 1974. С. 136.
9 Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам.— Алма-Ата, 1972. С. 58.
10 Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комментарии, исследование, указатели и карты Н. Велихановой. — Баку, 1986. С. 334.
11 Macartney С.А. The Oldest Report on the Countries of the North // Macartney С.А. The Magyars in the Ninth Century. Cambridge, 1930. Р. 222.
12 Ibid.
13 Это, очевидно, позднейшая вставка, так как место гузов в заволжских степях впоследствии заняли кыпчаки (куманы).
14 Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1868 г., декабрь. Ч. 140. С. 710.
15 Macartney С.А. Op. cit. Р. 222, note 3.
16 Ibid. Р. 222, note 2.
17 Мажитов Н.А. Историческая Башкирия по данным письменных источников и археологии // Проблемы древних угров на Южном Урале. — Уфа, 1988. С. 89-93.
18 Коновалова И.Г. Состав сообщений о Волжской Булгарии в сочинении ал-Идриси (XII в.) // Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX-XII веков. — Казань, 1999. С. 24-25.
19 История Татарской АССР. — Казань, 1955. Т. I. С. 45.
20 Macartney С.А. Op. cit. Р. 223.
21 Ibid. Map illustrating Places and Racial Movements discussed in Text.
22 Ibid. Р. 223.
23 Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. — Уфа, 1978. С. 46.
24 Macartney С.А. Op. cit. Р. 223.
25 Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. С. 192.
26 Рыбаков Б.А. Указ. соч. Рис. 1, 4.
27 Там же. Рис. 9.
28 Там же. Рис. 15а.
29 Псянчин А.В. Башкортостан на старых картах: история географического изучения и картографирования. — Уфа, 2001. С. 71-72.
30 Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. — М., 1986. С. 261.
31 Мажитов Н.А. Указ. соч. С. 96.
32 Рыбаков Б.А. Указ. соч. Рис. 1, 9.
33 Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. — Уфа, 1994. С. 136.
34 Мажитов Н.А. Указ. соч. С. 100.
35 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М., 1993. С. 24.
36 Кучумов И.В. Раннесредневековые сведения о башкирах и проблемы этнической идентичности // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. — Уфа, 2006. С. 65.

Игорь Антонов


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2017