ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ СЕМЬИ

На протяжении многих веков попытки осмысления общественной жизни людей были всегда прямо или косвенно связаны с пониманием семейно-ролевой организации, а интерес к происхождению человечества и человеческой истории сопровождался интересом к семье, браку, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. Провозглашение 2008 года Годом семьи в России свидетельствует не только о признании общественностью той огромной роли, которую этот социальный институт играет в сохранении и развитии цивилизации, в формировании личности, непреходящих ценностей, в гуманизации отношений между людьми, но и о том, что семья в настоящее время переживает глубокий кризис. Более того, проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных, так как невнимание к семейно-бытовой сфере людей часто оборачивается серьезными издержками в области воспитания, а значит, оказывает влияние на процесс реформирования экономической и политической жизни, на духовное обновление жизни общества.
В настоящее время существует множество различных (порой противоречивых) мнений относительно настоящего и будущего семьи. При характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катас¬трофа», «семья скоро отомрет». Правда, есть и успокаивающие суждения, что ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит, просто меняется модель семьи. Действительно, современная семья приспосабливается к новым условиям жизни общества, она меняется, но она останется в будущем как единственный способ существования человека, поскольку история пока не дала ей альтернативы. Важным моментом является осознание того, какой мы хотим видеть семью в будущем, какова ее ценность как фактора формирования личности. Ведь в конечном итоге мир и спокойствие, благополучие и счастье каждого человека непосредственно зависят не только от стабильности общества, но и от прочности его семьи.
Муж, жена, дети – всегда ли это семья? На такой вопрос ответить очень легко: ну конечно же, нет! Иногда семья, а иногда нечто вроде пансионата, куда приходят поесть и поспать. А вот чем отличается настоящая семья от обиталища внутренне чужих людей – тут так просто не ответишь. Философы в таких случаях напоминают одну парадоксальную истину: все то, что кажется здравому смыслу очень простым и естественным, в самой действительности таковым не является. То, что на первый взгляд представляется очевидным и непосредственным, на самом деле трудно для понимания, ибо в реальной жизни оно многократно опосредовано.
Простую и очень глубокую мысль высказал американский психолог Дейл Карнеги. Он говорил и подтверждал примерами, что семью можно назвать настоящей лишь в том случае, когда человека уважают дома больше, чем вне его [8]. Любого человека – и взрослого, и маленького. Вот тогда он действительно воспринимает свою семью как защиту, чувствует поддержку, а главное, знает, что здесь его примут такого, какой он есть.
Каждый в свое время был ребенком, поэтому почти нет человека, который так или иначе не пережил бы на себе детскую сторону родительства. Не раз мы возвращаемся в своем сознании к годам детства, к событиям и впечатлениям детских лет, вспоминаем чувства и переживания, сопровождавшие нашу жизнь в кругу родительской семьи. Хорошо известно, какое огромное значение на всю последующую жизнь человека оказывают дет¬ские годы. Какими мы станем родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, поняли в поведении собственных родителей. Здесь может оказать решающее влияние все: и какими были наши родители, когда радовались и огорчались, как сердились, как хвалили и наказывали, как разрешали конфликты, какими были их семейные ссоры, как выражали родители расположение и немилость. Вся эта сложная гамма детских впечатлений от поведения родителей, часто помимо нашей воли и сознания, проявляется в то время, когда мы сами становимся родителями. И не секрет, что эмоции детей, вызванные взаимоотношениями с родителями, обладают огромной моделирующей силой. Что-то из этих впечатлений остается с нами навсегда. Все психические качества ребенка, умения, навыки, его эмоциональные особенности и способности возникают как результат формирования в процессе совместной деятельности ребенка и близких взрослых, в процессе активного усвоения ребёнком всех богатств, достигнутых обществом в целом. Врождённые способности как качества, присущие индивиду, его организму в целом, — лишь условие развития, движущая сила которого заключается во взаимодействии ребёнка и взрослого. Способность человека к любви, в том числе любви к собственным детям, — это приобретаемая социальная способность, которая в полной мере формируется в семье. Это подтверждает мысль о том, что семья несет ответственность за сохранение и развитие всеобщих начал человеческого бытия. Она является необходимым социокультурным лоном бытия индивидов. Здесь создаются не только необходимые общечеловеческие нравственные и культурные традиции, обычаи, ценности, но, что особенно важно, и собственно семейные ценности, реликвии. Они отражают этнические, бытовые, национальные, исторические особенности народа, особенности менталитета, самосознания.
В связи с этим особое внимание хочется обратить на исследование семьи, как хранительницы обычаев и традиций. Ибо огромная роль в воспитании подрастающего поколения в семье принадлежит прогрессивным по характеру и назначению семейным обычаям и традициям. Эта особенность характерна для башкирской семьи, где нравственному воспитанию молодого поколения отводилась важная роль, как в прошлые эпохи, так и в наши дни.
Национальный быт представляет собой для исследователей один из самых доступных способов для наблюдения, изучения поведения, нрава народа, его привычек, обычаев и т.д., так как из повседневного быта, обыденных ситуаций складывается жизнь, в итоге – вечность. Именно в каждо¬дневной мир¬ской суете ярко проявляется истинное лицо народа [5]. Башкирская семья выступает одним из основных очагов формирования и развития традиций народа, хранительницей национальной культуры. По мнению молодого специалиста в области исследования национального менталитета башкир З.Н.Рахматуллиной, основополагающую роль при становлении башкирского менталитета сыграл образ жизни народа, который отразился в его своеобразном устройстве быта и богатом творчестве. Именно данный фактор повлиял на деятельность многих социальных институтов, на форму существования и развития литературы, обусловил появление специфических черт мусульманской религии в Башкортостане в отличие от ортодоксального ислама, в значительной степени определил отношение башкир к времени, свободе, труду и т.д.[5].
Историческое развитие башкирской семьи имело определенную специфику. Такие черты, как многопоколенность, многодетность, сохранение духовных ценностей, передача нравственного опыта предков, ориентация на создание крепкой семьи, формирование экологической культуры, забота о духовном развитии молодого поколения – стали главными константами традиционной башкирской семьи.
Научно-познавательное значение изучения и рассмотрения башкирских семейно-бытовых обрядов и традиций представляют особый интерес в том плане, что они и сегодня сохраняют свой педагогический потенциал. Народные традиции прошлого стараются довести до молодого поколения жизненный опыт предков. Их представление о честности, совести, национальном достоинстве актуальны и в сегодняшние дни. Характеризуя особенности организации семейных отношений в башкирском обществе, Н.В.Бикбулатов пишет: «В семейном быту и в народных празднествах башкир до конца ХIХ века ярко проявлялись пережитки патриархально-родового строя с некоторым отпечатком правил шариата». Семейно-родовой быт в наиболее ярких своих формах проявлялся среди зажиточного слоя населения. У древних башкир существовала архаическая большесемейная община, о чем свидетельствуют черты арабского типа в их системе родства и другие прямые и косвенные данные [1].
Консервативность семейных устоев сказалась на семейном обычае возрастной очередности во вступлении в брак между братьями и сестрами. Женатый сын продолжал жить с родителями до тех пор, пока не подрастал следующий за ним младший брат, а к этому моменту общими усилиями возводили ему дом. Самому младшему доставался отцовский дом и все то, что осталось при отце до конца его жизни.
Главой в башкирской семье был и остается мужчина – отец семейства, муж. Н.В.Бикбулатов, Ф.Ф.Фатыхова отмечают, что даже в тех семьях, в которых фактически лидером является женщина (например, у нее большой заработок, она пользуется большим влиянием на детей и остальных членов семьи, более самостоятельна), официальным главой выступает мужчина [2]. Здесь сказывается сила устоев прошлого, когда муж был господином для своей жены или жен. В настоящее время содержание понятия «глава семьи» приобрело совершенно иной смысл, чем в прошлом. Оно не означает беспрекословного подчинения ему всех остальных членов семьи и жены. Глава семьи является главным защитником семьи, обеспечивает ее безопасность, материальное благополучие, представляет ее перед обществом.
Отдельно хотим выделить роль женщины в башкирской семье. Башкирская женщина имела относительную свободу по сравнению с женщинами Востока. Главной причиной независимого положения башкирок было то, что быт и семья не были глубоко пропитаны предписаниями ислама и мусульманской моралью. Профессор Д.Ж.Валеев, изучая истоки нравственного сознания башкир, считал, что изображение башкирок ХIХ века забитыми, лишенными всякой общественной деятельности не соответствует действительности: «Здесь обычно идут по легкому пути, исходя из явно устаревшей, мало соответствующей исторической реальности, аксиомы, что башкирки, как и все мусульманки, были весьма забитыми». Доказательством является, например, участие башкирских женщин в военных походах 1812 года наравне с мужчинами [3].
«В башкирском сознании всегда превалировал материнский (деметрический) тип женщины, находящийся внутри природного порядка, подчиненный законам и задачам рода, символизирующий жизнь и приумножение, прирост бытия. Отсюда традиционное внимательное и уважительное отношение в башкирской традиции к женскому началу (матери, жене, сестре, дочери) [6]. Башкиры всегда высоко ценили роль женщины – матери в воспитании детей. Они говорили, что в семье все зависит от женщины. Спокойствие в семье сохраняла мать. У башкир считалось, что мать должна быть требовательной к себе. От небрежной, ленивой матери будет такая же дочь. Поэтому мать должна, прежде всего, быть трудолюбивой, уважать мужа, поддерживать его, следить за собой, любить и уважать окружающих, быть доброй и порядочной. Башкиры всегда помнили, что они воспитывают будущих матерей и отцов. И какими они будут, зависит от родителей: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Для башкир характерно бережное отношение к беременной женщине. Для нее стремились создать душевный покой, исключить негативные эмоции, полагая, что они отрицательно отразятся на здоровье будущего ребенка, прежде всего на его психике. Муж старался оберегать жену в этот период от большой физической нагрузки, она могла есть все, что пожелает. Особый интерес представляют два народных обычая. Беременной не позволялось утолять жажду сырой водой, не рекомендовалось длительное пребывание у горящего очага. Это объясняли так: в будущем ребенок мог утонуть или сгореть в огне. Однако суеверия имели под собой рациональную основу. С употреблением сырой воды в организм могли попасть болезнетворные микроорганизмы, которые могли вызвать нежелательные последствия. Перегрев организма женщины был также неблагоприятным для плода.
Рождение ребенка в башкирской семье воспринималось как радостное событие. С первых дней появления на свет малыша окружали большой за ботой. Перед первым кормлением ребенку на счастье и достаток в будущей жизни давали с ложечки немного меда и топленого масла.
В общественном сознании башкир всегда высоко оценивалась роль конкретного примера в процессе воспитания. «Сын отцу подражает, а дочь мать повторяет» гласит пословица. Личный позитивный пример родителей и труд – важнейшее условие духовного формирования детей, и это шло на интуитивном уровне. Поэтому труд занимал главное место как фактор формирования морального и физического воспитания. Это отразилось в башкир¬ских пословицах и поговорках: «Трудолюбивого не покидает пот, а лентяя – болезнь», «В труде прошедшая жизнь – золотая жизнь», «У портнихи дочь умеет кроить, у отца-плотника сын владеет топором».
Для регулирования отношений в семье между родителями, мужем и женой, детьми у башкир из поколения в поколение существовали определенные нормы поведения, которые составляли традиционный семейный этикет. Он строился на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Это наиболее древняя форма морали, на основе которой шел процесс дальнейшего нравственного развития башкирского народа. Но было бы не совсем верно видеть в нормативном требовании – уважать старших по возрасту, только рациональный мотив, продиктованный соображением рассматривать старшее поколение как носителя социального опыта и житейской мудрости. Этот фактор, вне всякого сомнения, имеет место, но он не единственный. В основе нормы уважения к старшим лежит также и моральный мотив сострадания и сопереживания, умения человека смотреть на мир глазами другого человека [3].
Самым большим уважением в семье пользовались дед и бабушка. Они занимали почетную половину дома. В их присутствии не полагалось громко говорить, перебивать их во время разговора, за общей трапезой их сажали на самые лучшие места. Почти такое же положение, по обычаю, занимали родители, особенно отец. Старшие старались держаться перед младшими, детьми и внуками, с большим достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в обращении друг к другу. Соблюдение этикета было принято и между детьми: младшие должны были слушаться старших братьев и сестер, а те, в свою очередь, оберегать их, заботиться о них. К старшим было принято обращаться не по имени, а с помощью уважительных форм.
К семейной жизни молодежь готовили заранее. Для того, чтобы молодежь могла познакомиться, устраивали посиделки для девушек, которые проходили в свободном доме. Этот обычай так и называется «Свободный дом или Урнаш». Девушки выполняли различные виды работ (аулак). На посиделках за девушками присматривала пожилая женщина, обычно родственница хозяев дома. Она рассказывала девушкам сказки, различные поучительные истории из жизни, семейные сюжеты. Отдельно от девушек собирались юноши. Они играли на гармошке, пели, плясали. Иногда девушки и юноши вместе танцевали до утра. За ними присматривал кто-то из взрослых, который должен был бодрствовать всю ночь. Урнаш являлся своеобразной формой общения молодежи, единственным легальным развлечением, входящим в очень древние формы семейно-брачных отношений. Также наиболее благоприятные условия для встреч зарождались во время массовых празднеств на лоне природы (сабантуй), где молодежь могла показать себя: юноши соревновались в физической силе, ловкости, юморе; девушки в смекалке, музыкальных способностях. Нередко здесь зарождались отношения и симпатии между молодыми людьми [4].
Одним из важнейших направлений воспитания в семье является формирование экологической культуры, формирование бережного отношения к природе. Башкиры всегда были неразрывны с природой, «осознавали себя частью Космоса – Природы» [7]. На лоне природы организовывалась большая часть празднеств: игры, свадебные церемонии, танцы, спортивные состязания и т.д. Природа пробуждала в человеке эстетическое начало, что, безусловно, важно для воспитания личности. Старшее поколение, которое заботилось о воспитании молодежи, ясно осознавало эту идею, поэтому старалось с раннего возраста привить ребенку любовь и бережное отношение к природе.
«Экологическая культура любого народа, — как подчеркивает З.Я. Рахматуллина, — одна из ипостасей его традиционной культуры, в рамках которой оформлялся особый тип культурных связей и отношений между обществом и природой, построенной на своеобразных нравственных и эстетических основаниях, признающих ценность и значимость природы как источника и основы материального и духовного бытия человека» [7].
Основы миропонимания, исходящего из осмысления нерасторжимого единства мира природы и мира человека, заложены уже в древнейшем духовном памятнике башкир – эпическом сказании об Урал-батыре. «Урал-батыр окропляет живой водой из Родника Бессмертия окружающую природу: «Пусть зеленеют голые чащи, пусть цвет бессмертия обретут, пусть щебечут звонче и слаще, пусть люди веселые песни поют… Пусть эту землю любит народ, пусть садом прекрасным она расцветет…» Благоухающая живая природа – источник жизни, основа вечности Добра, Истины и Красоты, залог бессмертия рода Человеческого – эти жизненно важные мысли башкирский народ усваивал еще на заре истории». Велик был духовный и педагогический потенциал некоторых экологических праздников, например, праздника «Летний Нардуган». В период праздника устанавливались запреты на охоту животных и птиц, запрещалось ловить рыбу, рубить деревья и косить траву и т.д. В это время природу особенно лелеяли, берегли, задабривали: в водоемы бросали цветы в надежде на хорошее, доброе лето и благосклонность природы. Этот праздник демонстрировал подрастающему поколению наглядные уроки гуманного отношения к окружающей среде. Идейную основу праздника составляла мысль, как подчеркивает З.Я.Рахматуллина, что природу, в которую пришел человек, он должен оставить потомкам такой, какой ее застал [7].
Массовое общение с природой было одним из традиционных бытовых звеньев, в которых происходила передача от поколения к поколению духовных ценностей, приобщение к духовному опыту прошлого. Старшее поколение вкладывало в эти мероприятия духовно-педагогический смысл.
Современная башкирская семья унаследовала очень многое из того, что было присуще традиционной башкирской семье, особенно в распределении обязанностей [2]. Эта характерная особенность присуща сельской семье. В традиционной башкирской семье существовало довольно четкое половозрастное разделение труда. Заготовка и разделка дров, забой скота, подвоз кормов, уход за рабочими лошадьми, строительство и ремонт дома счита лись мужскими работами. Женщины ухаживали за молочным скотом и молодняком, доили коров и кобылиц, выполняли всю домашнюю работу, летом участвовали в сенокосе, жатве.
Как и в прошлом, дети довольно рано начинают участвовать в работах по семейному хозяйству: уходу за птицей, уборке. Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом по принципу «мужские» и «женские». Мальчикам старались прививать уважение к физической силе, вырабатывали в них смелость, терпение, верность дому и дружбе, любовь к родной земле. В девочках воспитывали будущих матерей, тщательно оберегали их от всевозможных дурных влияний, прививали моральные качества скромности, совестливости, верности мужу и семейному очагу, уважение к старшим.
Отношения между супругами, родителями и детьми в современной башкирской семье более демократичные, нежели в прошлые эпохи, где семейный быт строился на беспрекословном подчинении старшим, свекру и свекрови, родителям. Современные родители стремятся использовать этикет в воспитательных целях, уважая достоинство личности каждого члена семьи.
В настоящее время семейная обрядность упростилась. Но, как ни парадоксально, характерной тенденцией развития общественной жизни послед¬них лет является возвращение к духовным истокам своей нации, возрождение забытых традиций и обычаев. Это свидетельствует о том, что возрождение и использование народных семейно-бытовых традиций в современном семейном воспитании является залогом сохранения духовности семьи. Стремление достичь гармонии в семейной жизни при постоянном изучении супругами самих себя, своих отношений, своих детей и стиля общения в целом с обращением к этнопедагогике позволит сохранить истинное богатство нации, накопленное за многие века и, в конечном итоге, предопределит будущее семьи, ее высокий духовный и нравственный потенциал, что неизбежно приведет и к укреплению башкирской семьи в современной цивилизации.

Л и т е р а т у р а

1. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этно-исторический справочник. – Уфа, 1995.
2. Бикбулатов Н.В. Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX в.в. – Уфа: Башк. Изд-во, 1995.
3. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. – Уфа, 1989.
4. Нагаева Л. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. —Уфа, 1999.
5. Рахматуллина З.Н. Менталитет башкир: сущность, характеристики /монография/. — Уфа, 2007.
6. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). — Уфа, 2000.
7. Рахматуллина З.Я. Экологическая константа нашей духовности // Бельские просторы. — Уфа, 2000, № 1.
8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — СПб., 1992.

Айгуль Акчурина


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018