Из истории художественной жизни Башкортостана

В 1935 году в журнале «Искусство» появилась интересная статья Николая Барютина под названием «Художники Советской Башкирии», посвященная выставке, проходившей в канун IХ Всебашкирского съезда советов в Уфе. Это была не только первая серьёзная публикация о художниках Башкортостана в центральной прессе, но и первая публикация, где шел разговор о молодых художниках из национальной республики. Барютин пишет: «Революция, открывшая для башкир двери изотехникумов, создала молодые национальные кадры художников. Не сразу, а с некоторым трудом, преодолевая запреты религии, башкирская молодежь идет в изотехникумы. Зреют национальные кадры молодого башкирского искусства, насчитывающего в своих рядах десяток имен художников-башкир, чьи работы отмечены несомненным дарованием… Всю молодежь выставки роднит серьёзное отношение и любовь к искусству».
Становление изобразительного искусства в Башкортостане мы неизменно связываем с именами таких художников, как К.Девлеткильдеев, А.Тюлькин, В.Урядов, А.Лежнев, Ю.Блюменталь, М.Елгаштина. Говоря о художниках старшего поколения, мы непременно отмечаем их заслуги и в деле воспитания молодых художников. В первые послереволюционные годы перед республикой и всей страной одной из основных задач стала ликвидация безграмотности и воспитание молодых кадров для культурно-просветительной и административной работы. В Башкорт¬остане ведется целена¬правленная работа по вовлечению в просвещение национальных народных масс.
В 1919—1921 годах в Уфе организуется целый ряд художественных студий. Так при клубе железнодорожников была создана 1-ая изостудия, которой руководил А.Лежнев. В здании бывшего Коммерческого училища (ныне здание авиационного техникума) был открыт рабочий клуб имени В.И.Ленина, а при нем художественная студия, основателем и педагогом которой был К.Девлеткильдеев. Лозунг «Искусство — в массы!» приобретает решающее значение. В 1924 году Наркомпрос утвердил Положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С.Девлеткильдеева, А.Э.Тюлькина, А.П.Лежнева, И.Н.Самарина, Г.П.Черкашенинова, которая позднее (в 1926 году) перерастет в изобразительное отделение Уфимского техникума искусств. В 1930 году состоялся первый выпуск студентов этого отделения.
Кто же они, эти первые национальные художники республики, как пришли они в искусство, как сложилась их дальнейшая судьба? Среди молодых участников выставки Барютин называет имена Рашида и Махмуда Усмановых, Р.Гумерова, М.Батыршина, Г.Халисова. Особо выделяет он в своей статье Махмуда Усманова, называя его даровитым живописцем, работы которого «интересны по своему ясному восприятию жизни и выраженному чувству цвета». Усманов Махмуд Даутович, башкир по национальности, родился в 1909 году в деревне Зеленовка станции Кулат (ныне Самарская область). Рано остался без родителей, беспризорничал. Как и когда он попал в Уфу, в школу-интернат имени Ленина, сейчас сказать сложно, но именно здесь он начал заниматься живописью. Высокую оценку работам Усманова давал в своё время и Александр Эрастович Тюлькин, его первый учитель. В 1928 году в школе-интернате Махмуд, как старший по возрасту, руководит изокружком и имеет свою студию, в которой постоянно собираются члены кружка, которую часто посещает Тюлькин. Здесь обсуждаются творческие проблемы, говорят о предстоящих выставках, решают и чисто житейские вопросы. В 1930 году по направлению Башнаркомпроса Махмуд поступает в Институт пролетарской культуры (Ленинград, ныне Академия художеств), но, к сожалению, завершить образование ему не удается — его отзывают обратно в Уфу для замещения ряда должностей. В 1932—1935 годы Махмуд работает научным сотрудником Художественного музея, ведет активную работу, являясь завучем изоотдела Уфимского техникума искусств, одновременно заведует изосекцией Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Не оставляет он и творческую работу. В 1930 году в местной прессе была опубликована его работа «Восстание Пугачёва». А в 1932 году на конкурсе, объявленном Наркомпросом, темой которого стало социалистическое строительство в стране, он экспонировал работу «Металлургический завод им. К.Маркса в Ленинграде», за которую получил поощрительную премию. Руководит работой творческо-производственного кооператива «Башхудожник». Как педагог и художник, М.Д.Усманов много уделяет внимания подрас¬тающему поколению. В 1935 году в местной печати выходит его статья «О башкирских кадрах». А в 1936 он вместе с Девлеткильдеевым едет в Бурзянский и Баймакский районы для сбора предметов декоративно-прикладного искусства и создания ряда зарисовок народных типов.
Ещё в интернате судьба свела Махмуда с Рашидом Галеевым. В школе был такой обычай: вновь прибывших из детдомов или из иных инстанций малышей брали под своё покровительство более взрослые ребята. Попав в школу, Рашид понял, что его непреодолимо тянет к рисованию. Так началась большая дружба двух в прошлом беспризорников, а позднее талантливых художников. Покидая школу, Махмуд сказал Рашиду: «Отныне ты мне как брат, мы братья, и я тебя никогда не брошу». И Рашид Галеев принял решение поменять свою фамилию на фамилию «брата» и стал называться Усмановым Рашидом Фахрисламовичем, именно под этой фамилией мы сегодня знаем этого уфимского художника.
О своей первой встрече с Махмудом Рашид Фахрисламович рассказывал так. Однажды, идя по коридору школы, он увидел открытую дверь и заглянул в класс, где занимались изокружковцы. Писали они тогда картину «Пугачёви Салават». В центре картины был изображен Салават, который обращался с воззванием к народу, рядом стоит Пугачёв, вокруг них столпились люди. Все это было изображено на фоне зимнего пейзажа в суровых тонах. Изокружковцы много экспериментировали в духе времени. В картине особенно пастозно были выписаны лица воинов, носы которых горельефно торчали на полотне. В том же духе был выполнен и «Натюрморт с самоваром» Махмуда Усманова, на котором к чайнику был прикреплён нас¬тоящий фарфоровый носик. В своё время этой работой Усманова весьма восхищался Тюлькин, позднее он признавался об этом Рашиду Фахрисламовичу: «Тогда, много лет назад, глядя на эту работу, я здорово струхнул, да, да не смейся. Это было просто здорово, я остолбенел, и подумал, что пришёл конец моему таланту. Надо же было так написать. Это просто чудо. Я до сегодняшнего дня не могу забыть эту работу». Об этом натюрморте с восторгом отзывался и художник А.В.Храмов.
В 1930 году друзьям пришлось расстаться: Махмуд едет на учёбу в Ленин¬град, а Рашид — в город Стерлитамак, куда по решению Наркомпроса переводят школу-интернат. Вновь друзья встретятся лишь в 1932 году, когда Рашид приедет в Уфу поступать в техникум искусств. Они живут при Художественном музее на втором этаже, а на первом — директор музея Юлий Юльевич Блюменталь. Рашид отмечал, что Махмуд был человеком неуёмной энергии, успевал повсюду. Его дом часто посещали художники и студенты. Приезжая в творческую командировку, к нему заходил скульптор Б.Ефимов (автор одного из первых скульп¬турных изображений Салавату Юлаеву). В 1934—1935 годах Рашид с Махмудом занимаются созданием агитплакатов, темами которых становятся борьба с кулачеством, с лодырями, с расхитителями социальной собственности, особым разделом является атеистическая пропаганда. В 1936 году, окончив техникум, Рашид едет продолжать учёбу в Ленинград на подготовительные курсы Института пролетарской культуры. В 1937—1938 годах оба работают в Хвалынске, пишут картины о прошлом башкирского народа. Позднее едут в Москву, здесь живут у Сергея Герасимова (председателя Московского союза художников), и по его протекции, без кандидатского стажа, вступают в члены МОСХа. Затем Рашид уезжает на службу в ряды Красной Армии, а Махмуд возвращается в Башкортостан. Живет сначала в Ишимбае, затем в Уфе. Он уже отец семейства. Но в изменившихся условиях художественной жизни Уфы он, видимо, не находит применения своего таланта и уезжает снова в Хвалынск, где вскоре и умирает от кровоизлияния в мозг. А Рашид, отслужив в армии, остается жить в Приморском крае (до 1951 г.), затем переезжает в Самарканд и только в 1976 году возвращается в Уфу, где начинается новый этап его творческой жизни.
В своей статье Барютин упоминает, что на выставке также были представлены рисунки тушью комсомольца Мавлюта Насыровича Батыршина. В 1933 году, окончив Башкирский техникум искусств, Батыршин поступает на работу в Художественный музей практикантом, а в 1937—1940 годах (с перерывом в 1939) был его директором. В конце 30-х годов он работал над созданием панно для оформления башкирского павильона на Выставке достижений народного хозяйства в Москве (ВДНХ). Великая Отечественная война меняет привычный ход событий и в 1942—1944 годы Батыршин находится на фронте. Но и там он не забывает о творчестве, делает зарисовки фронтовых будней, создает ряд эскизов («Битые «тигры», «Взятие траншеи», «Разгром немецкого штаба», «Взятие языка»), пишет портреты бойцов.
Барютин отмечает: «К сожалению, в выставке участвовали не все художники-башкиры, многие из них, занятые повседневной работой в «Башгизе», в театре, видимо, сочли себя не подготовленными к выступлению».
Художественная жизнь республики в 20—30-е годы ХХ века была весьма насыщена событиями. Ежегодно в Уфе проводились художественные выставки, объявлялись конкурсы произведений на исторические темы. В 1925 году в Уфе был создан башкирский филиал Ассоциации художников России (АХР). Художники данной организации свой долг видели в необходимости «запечатлеть величайший момент истории» в его революционном порыве и изобразить день сегодняшний. В составе АХР имелась молодежная группа ОМАХР. В 1935 году в Уфе прошла выставка работ московских художников, которая вызвала большой интерес у публики, и, прежде всего, у молодых художников. Среди её экспонатов были работы Дейнеки с его огромными бегунами, прыгунами, физкультурниками, которые в силу своих размеров стояли прямо на полу. Экспонировались индустриальные пейзажи, а также произведения графики и скульптуры. Был здесь и раздел под названием «Как не надо писать», где были выставлены работы, композиции которых были перегружены ненужным количеством всевозможных деталей, а живопись была сухой и бездушной. Целью подобных разделов выставок было желание показать, что создание картины — это сложный процесс, при котором количество не всегда перерастает в качество. В 1932 году при «Башгизе» под руководством В.Власова была набрана группа художников из числа учащихся Уфимского техникума искусств (Г.Халисов, Р.Гумеров и др.) для подготовки профессиональных художников-графиков. При издательствах появляется штатная единица художника книги. В 1933 году молодые художники, сплотившиеся при журнале «Хэнэк», начинают издавать карикатуры на злобу дня, высмеивая пороки общества. У истоков создания современной школы карикатуристов в республике стояли Рашид Усманов и группа его сокурсников (Мустафин, Тайчинов). 1935 году по решению СНК Башкирской АССР на основе АХР создается Башкирский филиал Союза художников. (Устав утвержден в 1937 году).
В эти же годы начинается творческая деятельность и Ишбулатова Рахима Усмановича – художника, одного из первых искусствоведов республики, ставшего позднее заслуженным деятелем искусств БАССР. Он родился в 1911 году в деревне Габдалилов Оренбургской области. Рано остался без родителей. Работал в родной деревне пастухом, беспризорничал. Обучаясь в сельскохозяйственном техникуме, увлекся оформлением стенгазеты, для которой делал рисунки, писал стихи. Заметив способности Рахима к рисованию, по решению педагогического совета он был направлен в Уфимский техникум искусств, где учился в 1930—1934 годах у К.С.Девлеткильдеева, А.Э.Тюлькина и у молодого педагога М.Д.Усманова. В 1934 году, по направлению Наркомпроса, Рахим продолжает учёбу на Высших музейных двухгодичных курсах в Москве. Здесь среди его учителей была сама Надежда Константиновна Крупская. По окончании курсов он защищает диплом на тему «Культурное строительство Башкортостана», и возвращается в Уфу, где начинается его активная трудовая деятельность. Он работает научнымсотрудником в Музее революции имени 1905 года (1936—1938), в Художественном музее (1938—1941), одновременно преподает в техникуме искусств. В годы Великой Отечественной войны, как многие его сверстники, Рахим был призван в армию (1941—1943), за боевые заслуги награжден орденом Красной звезды, медалью «За оборону Ленинграда».
Вернувшись в Уфу после ранения, Рахим Усманович долгие годы возглавлял Союз художников Башкортостана. Преподавал в Башкир¬ском техникуме искусств, среди его учеников были такие известные художники, как А.Лутфуллин, Р.Нурмухаметов, Ф.Кащеев, Б.Домашников, Г.Мухаметшин и другие. Произведения Ишбулатова выставлялись на Декадной выставке башкирского искусства в Москве в 1955 году. В 60-е годы он был членом Художественного совета при Управлении искусств БАССР.
Первым серьёзным произведением Р.Ишбулатова было полотно «Салавата ведут» (1940). К образу легендарного героя Салавата Юлаева художник вновь возвратится и по прошествии многих лет в работе «Непокоренная воля» (1964). Интерес к истории края нашел отражение в его произведении «Башкиры в Берлине. 1763 г.». В творческом наследии Рахима Усмановича значительное место занимают произведения, созданные на военную тематику: «Утро Победы», «Конница в рейде», «Рейд Башкирской дивизии», «Пограничники». Также он создал ряд портретов деятелей культуры и искусства Башкортостана: М.Тажи, Г.Саляма, Магинур Бибовой (солистка Башкирского государственного ансамбля народного танца имени Ф.Гаскарова и жена художника). Много внимания уделял Р.У.Ишбулатов изучению и пропаганде изобразительного искусства в республике, публикуя статьи в местных газетах и журналах на башкирском, татарском и русском языках.
Среди художников, начинавших свою творческую деятельность в послереволюционный период, наибольшую известность получили художник Рауль Гумеров, стоявший у истоков создания книжной графики республики, живописец Габдулла Мустафин, работы которого «Салават Юлаев» и другие хранятся в Башкирском художественном музее имени М.В.Нестерова, театральные художники – корифеи сценографии республики Махмуд Арсланов и Галия Имашева. Работы этих художников знают и любят зрители и ценители искусства не только в республике, но и за её пределами. К великому сожалению, Великая Отечественная война прервала жизни молодых, подающих надежды башкирских художников Г.А.Амирова, Г.Б.Халисова и многих других.

П р и м е ч а н и е

Барютин Николай Николаевич (1889–1960) поэт — (псевдоним – Амфиан Решетов), переводчик, литературный критик, историк искусства. В 1931—1937 годах жил в Уфе. Работал редактором и переводчиком Башиздата, сотрудничал с газетой «Красная Башкирия». Занимался изучением творчества М.В. Нестерова и его произведений из собрания Башкирского художественного музея.

Лилия Бондаренко


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018