АДМИРАЛЫ И ГЕНЕРАЛЫ — СЛАВНЫЕ СЫНЫ БАШКОРТОСТАНА НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА В СОСТАВЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СТРАНЫ

Адмирал — красивый военно-морской термин, воинское звание (чин) имеет арабское происхождение и означает «амир аль», в переводе на русский язык «владыка на море». Этот чин присваивается высшему офицер¬скому составу военно-морских флотов многих государств и имеет свою историю. В странах Европы этот термин применяется еще с XII века, а в России появился в 1706 году. В составе Военно-морского флота России в настоящее время установлены следующие адмиральские воинские звания: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота. В советское время было установлено воинское звание Адмирал Флота Советского Союза, которое соответствовало воинскому званию Маршал Советского Союза. Лицам, удостоенным этих званий, вручался знак отличия «Маршальская звезда». Следует подчеркнуть, что воинское звание адмирал флота в настоящее время является воинским званием высшего офицерского состава России, США, Великобритании, Болгарии и многих других государств. Это звание соответствует званию генерал армии. Лицам, удостоенным такого звания в Российской Федерации, также вручается знак отличия «Маршальская звезда»1 . Адмиральские звания носят выдающиеся военно-морские деятели, занимающие высокие, ответственные должности.
По имеющимся данным, более двадцати адмиралов и генералов Военно-морского флота являются уроженцами Башкортостана. Среди них есть адмирал, несколько вице-адмиралов и контр-адмиралов, а также генералы береговой службы и генералы авиации флота. Все они имеют богатый послужной список и интересную биографию. Жизнь их и служба Отечеству могут быть предметом отдельного исследования и примером для подрастающего поколения. В целом воспитание столь многих военно-морских начальников высокого ранга является особой страницей военной славы Башкортостана.
Удивительным является то, что до сих пор в историографии военной славы Башкортостана не нашли отражения эти важные страницы военной истории республики. В книге «Генералы Башкортостана» даны сведения лишь о двух из них: о вице-адмирале Ю.Ф.Ралле и контр-адмирале М.И.Бакаеве2 . Некоторые биографические данные адмиралов Башкортостана приводятся в книге Г.Ш.Илишева «Черноморский Флот России» (Уфа, 2007).
Среди адмиралов и генералов, посвятивших жизнь службе Военно-морскому флоту страны, особое место занимает адмирал Владимир Петрович Маслов. Интересно то, что в далекой от моря Башкирии родился и вырос командующий флотом. К сожалению, биография столь масштабной и колоритной исторической личности пока еще остается неизвестной населению республики. Нет ни слова об этом выдающемся человеке в различных энциклопедиях, капитальных исторических изданиях. Историкам-исследователям еще предстоит изучить его судьбу и весомый вклад в укрепление обороноспособности страны.
Адмирал В.П.Маслов родился 14 апреля 1925 года в селе Красная Горка Белебеевского района Башкирской АССР. Известно, что с детства он мечтал стать военным моряком, однако осуществить эту мечту сразу ему не удалось. Помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Суровые военные годы круто меняли судьбы миллионов людей и, конечно же, весьма существенно повлияли на жизнь молодого В.П.Маслова. В феврале 1942 года он был направлен во Вторую Московскую военно-авиационную школу механиков. После успешного окончания школы воевал в составе штурмового авиационного полка 16-й воздушной армии. Полк отличился в 1943 году на Украине. Экипаж обслуживаемого им самолета совершил 150 боевых вылетов и сбил несколько самолетов противника3 . Командир эскадрильи капитан А.В.Андреев отмечал умелые действия старшего сержанта В.П.Маслова. Постепенно старший сержант В.П.Маслов стал лучшим авиамехаником полка. В последующем в числе других авиационных специалистов был направлен в состав Войска Польского. Там он за умелые действия и оказанную квалифицированную помощь полякам после освобождения их столицы от немецко-фашист¬ских захватчиков был награжден медалью «За освобождение Варшавы»4 .
Активный участник Великой Отечественной войны старший сержант В.П.Маслов после ее завершения твердо решил посвятить себя служению Отечеству в рядах Вооруженных Сил. Стремясь осуществить свою давнюю мечту, он поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. Успешно завершив учебу в этом престижном учебном заведении, В.П.Маслов служил на подводной лодке на Северном флоте. Здесь он прошел все ступени военной службы, являясь командиром боевой части, помощником и старшим помощником командира, набрал необходимый опыт5 . Учитывая высокий профессионализм и накопленный опыт службы капитана III ранга В.П. Маслова, руководство флота решило назначить его командиром подводной лодки. Капитан III ранга В.П. Маслов как фронтовик и опытный командир знал, что необходимо для достижения успеха, и старательно учил своих подчиненных. Усилия командира и старания экипажа привели к тому, что подводная лодка «С-155» была отмечена Главнокомандующим Военно-морским флотом СССР С.Г.Горшковым как «Отличный корабль»6 . Экипаж лодки показал высокую боевую выучку и организованность во время торпедных стрельб. Эти успехи не могли остаться незамеченными, постепенно В.П.Маслов стал признанным и авторитетным командиром на Северном флоте.
В 1958 году Владимир Петрович был назначен начальником штаба дивизии подводных лодок7 . Это была весьма ответственная и высокая должность. И здесь опытный офицер сумел показать свои способности, он четко выполнял многосторонние служебные обязанности. И высшее военно-мор¬ское руководство страны сочло возможным назначить его в 1961 году командиром дивизии подводных лодок8 . Соединение подводных лодок под его командованием несло службу в акватории Северного Ледовитого океана. Владимир Петрович в эти годы набрал еще больше опыта и стал крупным военно-морским начальником.
В сентябре 1968 года контр-адмирала В.П.Маслова назначили первым заместителем командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом9 . Здесь требовались оперативно-стратегическое мышление и государственный подход в деле обучения и воспитания подчиненных. На этой должности вице-адмирал находился до 1974 года, после чего высшее руководство страны приняло решение назначить его на один из ключевых постов в Вооруженных Силах, и он стал командующим Тихоокеанским флотом10. На должность командующих флотов назначают опытнейших, ответственных, не¬ординарных, признанных, имеющих политическую волю, стратегическое мышление людей. Таковым являлся В.П.Маслов. В 1975 году он стал адмиралом. Время было сложное, возникли напряженности в международных отношениях. Флот перевооружался. Проходили крупные учения. Тихоокеанский флот имел важное значение во внешней политике государства. В этот период многие подводные лодки и надводные корабли оснащались ядерным оружием. На флот поступали современные самолеты. Корабли Тихоокеанского флота в 1973 году расчищали порты Бангладеш, а в 1974 году участвовали в разминировании Суэцкого канала11. Адмирал В.П.Маслов твердо и уверенно до 1979 года командовал флотом.
Участие в Великой Отечественной войне, ответственная многолетняя служба на флоте не могли не сказаться на здоровье адмирала. В 1979 году после длительной болезни ему стало трудно командовать флотом. Адмиралу В.П.Маслову предложили должность советника командующего Военно-морским флотом Германской Демократической Республики, одновременно он стал представителем Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Варшавского Договора во флоте ГДР. Владимир Петрович с 1984 года находился в распоряжении Главнокомандующего Военно-морским флотом страны. И в 1985 году он по болезни был уволен в запас12. В это время ему уже было 60 лет.
Известно, что В.П.Маслов вел большую общественную работу. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.
Адмирал В.П.Маслов умер 24 сентября 1988 года. За многие годы службы Отечеству он был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и многими медалями13. Владимир Петрович прожил достойную и интересную жизнь, посвятив ее служению Отечеству в составе Военно-морского флота. Его всегда отличали верность воинскому долгу и высокий профессионализм. Адмирал В.П.Маслов много сделал для укрепления оборонного могущества страны.
Известный военно-морской начальник вице-адмирал Ралль Юрий Федорович родился в городе Уфе 16 марта 1890 года. В десятилетнем возрасте он поступил в Московское реальное училище, которое окончил к 18 годам. И сразу же, в 1908 году оказался в рядах Военно-морского флота. В последующем, в 1909 году он окончил один курс Морского инженерного училища в Кронштадте. После этого молодой моряк поступил в Морской корпус, где в течение трех лет, т.е. до 1912 года, упорно осваивал сложную морскую науку. Юрий Федорович и в дальнейшем стремился получить хорошее военно-морское образование. Это стремление увенчалось успехом, когда он в 1915 году успешно окончил Штурманский офицерский класс, получив звание лейтенанта. В 1917 году, успешно завершив курсы траления, лейтенант Ю.Ф.Ралль повысил свою военно-морскую квалификацию. Весьма солидное военное образование им было получено во время учебы на Высших морских академических курсах в 1925—1926 годах14. Перечисленные нами сведения говорят о том, что в свое время Ю.Ф.Ралль получил солидное военно-морское образование.
Военную службу Ю.Ф.Ралль начал в 1908 году в составе Черноморского флота мичманом, являлся вахтенным офицером на корабле «Кагул». В 1913 году был переведен на Балтийский флот, где проходил службу на кораблях «Россия», «Видный» и «Резвый». Здесь он занимал ряд ответственных долж¬ностей, являлся вахтенным начальником, штурманом дивизиона, флаг-штурманом отряда дивизии траления и временно исполнял обязанности командира эскадренного миноносца «Рьяный»15. Таким образом, Ю.Ф.Ралль был активным участником Первой мировой войны, в ходе которой получил большой опыт службы на флоте.
В октябре 1917 года лейтенант Ю.Ф.Ралль перешел в состав Рабоче-крестьянского Красного флота. По рекомендации Центробалта он одним из первых был избран Председателем судового комитета дивизиона кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллин)16. В 1917—1918 годах Ю.Ф.Ралль являлся командиром корабля «Подвижный»17.
В годы гражданской войны участвовал в боевых действиях против белофиннов на Ладожском озере и английских интервентов. В 1918 и 1919 годах Ю.Ф.Ралль командовал эскадренным миноносцем «Капитан Изылметьев». Этим кораблем он преградил путь противнику на Неве. В 1919 и 1920 годах Юрий Федорович являлся флаг-штурманом и заведовал тральным и заградительным делом, а потом в 1920 и 1921 годах — минной обороной Балтийского моря. Участвовал в тральных операциях и оборонительных минных постановках в Финском заливе против англичан. В 1921 году Ю.Ф.Ралль исполнял обязанности начальника оперативного отдела штаба Морских Сил Балтийского моря. В том же году молодой перспективный офицер был уволен из рядов флота. Через некоторое время он был вновь восстановлен и получил новое назначение, стал штурманом отдела траления Главного управления мореплавания. В 1922 и 1923 годах Ю.Ф.Ралль являлся флаг-штурманом флота18. В последующем в течение длительного времени он являлся командиром линейного корабля «Марат». Время было сложное, не хватало сил и средств для восстановления флота. В этих условиях Ю.Ф.Ралль прилагал огромные усилия по организации ремонтных работ на кораблях Балтики. Весной 1924 года на рейде рядом с «Маратом» стояли линкор «Октябрьская революция», крейсер «Аврора» и учебное судно «Комсомолец». Это была уже новая эскадра советского флота в Балтийском море. С этими силами Ю.Ф.Раллю предстояло осуществить первый заграничный дальний поход. Он проходил по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт. Поход проходил в период с 10 июля по 24 августа 1924 года. За время дальнего похода корабли прошли без аварий и ремонта более пяти тысяч миль. Моряки показали высокую морскую выучку, большую выносливость, получили основательные практические навыки и морскую закалку19.
В 1926—1930 годах Ю.Ф.Ралль возглавлял Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, затем в течение трех лет служил заместителем начальника учебно-строевого управления ВМС РККА. В 1932 году командовал отрядом учебных кораблей. С 1932 по 1935 год являлся командиром бригады крейсеров Черноморского флота. В 1935 году флагман II ранга Ю.Ф.Ралль был переведен на преподавательскую работу в Военно-морскую академию. В 1936 году он стал начальником кафедры ВМФ Военно-политической академии. С 1939 по 1941 год руководил Управлением боевой подготовки Главного штаба ВМФ СССР. 4 августа 1940 года Ю.Ф.Раллю было присвоено воинское звание контр-адмирал20.
В самые тяжелые дни Великой Отечественной войны контр-адмирал Ю.Ф.Ралль был востребован на Балтийском флоте. 25 июня 1941 года его назначили командиром Восточной позиции, и он руководил установкой батарей на островах Большой Тютерс и Лавенсаари, лично участвовал в минных постановках. В последующем был назначен командиром минной обороны Балтийского флота, здесь в сложной обстановке проявились его организатор¬ские способности. Контр-адмирал Ю.Ф.Ралль был одним из руководителей перехода кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. Командуя арьергардом и находясь на корабле «Калинин», замыкал колонну. Руководил приемом с берега эвакуированных подразделений из Таллина, прикрывал третий и четвертый конвои на всем пути их следования. В это время для перевозки личного состава береговых частей флота и 10-го корпуса 8-й армии, защищавших Таллин, командование флота организовало четыре конвоя, по 20—30 судов, транспортов и кораблей боевого охранения в каждом. В ходе активных боевых действий эсминец «Калинин», шедший под флагом командира арьергарда, подорвался на мине, контр-адмирал Ю.Ф.Ралль получил тяжелую контузию, до конца оставался на своем посту, проявил мужество, отвагу и показывал личный пример своим подчиненным. В Кронштадте контр-адмирала сняли с корабля в тяжелом состоянии. Он месяц находился на лечении в военном госпитале. После чего был назначен начальником штаба Балтийского флота21. На этом большом и ответственном посту он находился с сентября 1941 по январь 1943 года. Постановлением СНК СССР от 16 сентября 1941 года Ю.Ф.Раллю было присвоено воин¬ское звание вице-адмирал. С оперативной группой офицеров штаба разработал план эвакуации морской базы Ханко, участвовал в формировании в мае 1942 года четырех морских артиллерийских групп для поддержки войск Ленин¬градского фронта. Штаб флота оказал значительную помощь войскам Ленинградского и Волховского фронтов в Синявинской наступательной операции в августе-сентябре 1942 года22. 1 января 1943 года Юрий Федорович стал командующим эскадрой кораблей флота, которая принимала активное участие в наступательной операции по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом в январе—марте 1944 года. В начале операции корабли эскадры под командованием Ю.Ф.Ралля мощным артиллерийским огнем взламывали долговременные оборонительные сооружения противника на Ропшинском, Красносельском и Пушкино-Слуцком направлениях, а в последующем обеспечивали успешное продвижение войск. С марта 1944 года вице-адмирал Ю.Ф.Ралль — командующий Кронштадтским оборонительным районом. Он принял участие в развертывании Лужской военно-морской базы, перевозке войск из Ораниенбаума в поселок Лисий Нос. Являлся командующим спективный офицер был направлен на учебу в Академию Генерального штаба, по окончании которой полковник В.В.Попов нес службу на Тихоокеан¬ском флоте. Но так сложилось, что его судьба оказалась тесно связанной с Северным флотом, и он снова вернулся туда, на этот раз уже командиром авиационной дивизии. Очевидным является то, что в течение всей многолетней службы Виктора Викторовича не покидала военная удача. В последующем он стал начальником штаба — первым заместителем командующего авиацией Северного флота26.
С января 2002 по ноябрь 2005 года генерал-лейтенант В.В.Попов занимал весьма ответственную и высокую должность, являясь командующим авиацией Северного флота. С 2005 года В.В.Попов в запасе и проживает в городе Москве. Накопленный многолетний опыт работы с людьми на флоте пригодился ему и в гражданских условиях. Он успешно трудится заместителем генерального директора одного из московских предприятий27.
Генерал-лейтенант В.В.Попов является заслуженным военным летчиком28. За высокие показатели в службе, умелое обучение и воспитание подчиненных он награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и «За военные заслуги», а также многими медалями29.
Большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны внес генерал-лейтенант Гавриил Федорович Зайцев. Он родился 7 апреля 1905 года в Белорецке. До Великой Отечественной войны он прошел большую жизненную школу, последовательно пройдя многие ступени военной службы, набрал значительный опыт работы с людьми. Службу на флоте начал в 1927 году краснофлотцем, затем был младшим командиром, в последующем в течение четырех лет являлся начальником клуба учебного отряда подводного плавания. С 1932 по 1934 год — ответственный секретарь парткомиссии политотдела Ленинградской военно-морской базы. В 1934 году Г.Ф.Зайцев — военный комиссар подводной лодки «Л-55». Несколько лет службы опытного политработника были посвящены кадровой работе, в 1938 и 1939 годах он возглавлял отдел кадров Главного Политуправления Военно-морского флота. Перед началом Второй мировой войны Г.Ф.Зайцев становится членом Военного совета Каспийской военной флотилии. На этом высоком посту он находился до июня 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны Г.Ф.Зайцев являлся крупным политработником, до конца 1941 года был заместителем военного коменданта береговой обороны Балтийского района по политической части. С 1942 по 1944 год генерал-майор Г.Ф.Зайцев — заместитель начальника политуправления Тихоокеанского флота. Сразу после войны и до 1946 года Гавриил Федорович был членом Военного совета Сахалинской военно-морской флотилии, затем в течение многих лет занимал ответственные должности на различных флотах. Генерал-лейтенант Г.Ф.Зайцев завершил службу на флоте в 1956 году, в это время он являлся заместителем по политической части начальника Главного штаба Военно-морского флота. В своей работе особое внимание уделял воспитанию личного состава, формированию у подчиненных чувства любви к Родине, верности военной присяге, высокой бдительности и сознательной воинской дисциплины. Генерал Г.Ф.Зайцев многое сделал для сохранения флотских исторических традиций. Воинское звание дивизионный комиссар ему было присвоено в очень сложное для страны время, 3 сентября 1941 года. Это было высоким доверием ему лично со стороны руководства флота и Государственного Комитета Обороны страны. 12 декабря 1942 года он стал генерал-майором береговой службы, а уже после войны, в ноябре 1951 года, генерал-лейтенантом30.
Гавриил Федорович в ходе службы в рядах Вооруженных Сил получил солидное образование. В 1938 году он окончил военно-морской факультет Военно-политической академии и в 1955 году военно-морской факультет Академии Генерального штаба31.
За большой вклад в укрепление обороноспособности государства, за личные заслуги в деле воспитания и обучения личного состава, а также организаторскую работу и мужество Г.Ф.Зайцев был награжден двумя орденами Ленина (1945, 1952), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1947, 1956), Красной Звезды (1944), многими медалями и именным оружием32.
Гавриил Федорович умер 8 июня 1975 года в городе Москве33.
Яркую и очень интересную жизнь прожил мужественный защитник Родины контр-адмирал Михаил Иванович Бакаев. Он родился 12 сентября 1902 года в городе Белебее Уфимской губернии. М.И.Бакаев воспитывался в рабочей семье и в детстве смог получить только начальное образование, в 1913 году он окончил церковно-приходскую школу. С двенадцати лет стал работать в типографии34.
После победы Октябрьской революции М.И.Бакаев служил рядовым в Пятой армии Восточного фронта Красной армии. В 1919 году молодого красноармейца перевели в типографию политического отдела армии, учитывая его прежнюю работу наборщиком. В этом же году, после сокращения штатов Пятой армии М.И.Бакаев был демобилизован35. В последующем он снова был призван в ряды Вооруженных Сил.
После окончания годичных курсов Военно-политической академии М.И.Бакаев служил инструктором политотдела Крымского укрепленного района. К 1940 году он прошел многие ступени службы на флоте и набрал солидный опыт работы с людьми. В этом же году его назначили членом Военного совета Амурской флотилии36.
В июле 1943 года Михаил Иванович был переведен на воюющий Черноморский флот на должность начальника политического отдела Новороссийского гарнизона и военно-морской базы. Здесь, особенно во время боев на Малой земле, проявился талант боевого политработника М.И.Бакаева. После успешных боев был обобщен и распространен опыт работы полит¬отдела, возглавляемого им в боях за Новороссийск.
С апреля 1944 года капитан I ранга М.И.Бакаев — начальник политотдела Севастопольской военно-морской базы. Занимая эту ответственную должность, Михаил Иванович принимал непосредственное участие в освобождении городов Севастополя, Анапы, Тамани и Керчи. В ходе этих тяжелых и кровопролитных боев он непосредственно находился в составе десант¬ников. Как раз здесь он проявил себя как талантливый политработник, умеющий работать с людьми в самых сложных ситуациях37.
В конце войны капитан I ранга М.И.Бакаев окончил Высшие военно-политические курсы и получил назначение на Северный флот на должность заместителя начальника Политуправления. Здесь Михаил Иванович активно участвовал в проведении послевоенной перестройки партийно-политиче¬ской работы на флоте. Затем он в течение нескольких лет возглавлял полит¬отдел военной флотилии, а в 1948 году стал Начальником Политуправле ния Черноморского флота. В 1949 году Михаилу Ивановичу было присвоено воинское звание контр-адмирал. До 1960 года М.И.Бакаев занимал ряд ответственных партийно-политических постов на флоте и 8 сентября этого года по состоянию здоровья он был уволен в отставку. Михаил Иванович умер 25 октября 1962 года38.
15 ноября 2005 года Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан совместно с Уфимским городским детским мор¬ским центром провели краеведческую конференцию «Первые Бакаевские чтения: Вклад Башкортостана в укрепление обороны страны в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». Жизненный путь мужественного защитника Отечества контр-адмирала М.И.Бакаева был и остается примером для подрастающего поколения республики.
Контр-адмирал Зулькарнаев Батыргарай Салимович достиг высоких результатов не только в воинской службе, он стал и известным ученым, доктором военных наук, профессором и государственным деятелем. Батыргарай Салимович родился 10 сентября 1949 года в деревне Худайбердино Юмагузинского района Башкирской АССР. После окончания средней школы в 1966 году поступил в Каспийское высшее военно-морское училище имени М.С.Кирова. Курсант Б.С.Зулькарнаев в период учебы привлекался к команд¬но-воспитательной работе с младшими курсами училища. Участвовал в трех дальних походах. По результатам учебы и личному желанию в 1971 году был назначен младшим штурманом на новейшую крейсерскую атомную подводную лодку Северного флота. В дальнейшем в течение 10 лет успешно продвигался по служебной лестнице и был командиром электронавигационной группы штурманской боевой части, потом командиром штурманской боевой части, затем помощником командира и старшим помощником командира подводной лодки39.
В послужном списке Б.С.Зулькарнаева подчеркнуто, что он за период службы штурманом подводной лодки надежно обеспечивал как навигационную безопасность, так и успешное применение ракетного и торпедного оружия. Являясь помощником командира, образцово вел корабельное хозяйство и уверенно руководил многонациональным экипажем. В короткий срок сдал экзамены на право самостоятельного управления подводной лодкой. Когда стал старшим помощником командира подводной лодки, сосредоточился на вопросах самостоятельного практического решения свойственных для подводной лодки задач в любых районах Мирового океана.
Капитан III ранга Б.С.Зулькарнаев в 1981 году был назначен командиром крейсерской атомной ракетной подводной лодки Северного флота. За успешное совершение первых двух боевых походов он был награжден орденом Красной Звезды. Атомная подводная лодка в этот период завоевала приз Главнокомандующего Военно-морским флотом. Экипаж, которым командовал Б.С.Зулькарнаев, на флоте отличался профессионализмом и сплоченностью. До 1983 года Б.С.Зулькарнаев со своим экипажем совершил 7 боевых походов в самые различные районы Мирового океана, участвовал в ликвидации аварии ядерной энергетической установки в море40.
На флоте нельзя отставать от всеобщего прогресса, необходимо постоянно совершенствовать и увеличивать свои знания. Эту аксиому хорошо понимал Б.С.Зулькарнаев. С 1983 по 1985 год он являлся слушателем Военно-морской академии41.
По завершении учебы в престижном военно-учебном заведении в городе Ленинграде Б.С.Зулькарнаеву предложили перейти на преподавательскую работу, и он согласился остаться в стенах родной академии42. Опытный офицер в течение 12 лет находился в «акватории» военной науки, являлся преподавателем, старшим преподавателем, а с 1995 по 1997 год — профессором кафедры тактики подводных лодок. Батыргарай Салимович в 1988 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1996 году, в 47 лет, стал доктором военных наук. Профессор Б.С. Зулькарнаев имеет около 100 научных, научно-методических и учебных трудов. Он всегда пользовался большим уважением среди слушателей и профессорско-преподавательского состава академии43.
В 1997 году было принято решение перевести Б.С.Зулькарнаева в Москву на должность референта аппарата Совета обороны Российской Федерации. Это была весьма ответственная и серьезная работа, требовавшая огромных знаний. Батыргарай Салимович успешно справился с этой новой задачей в своей жизни. В 1998 году после окончания Высших курсов Академии Генерального штаба ему доверили еще более ответственную должность, он стал военным инспектором аппарата Совета безопасности Российской Федерации. На этой должности он проявил себя как способный организатор, квалифицированный и высоко эрудированный специалист. Участвовал в процессе урегулирования кризиса на Северном Кавказе. Совместно с другими специалистами разрабатывал Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, активно участвовал в разработке Концепции охраны государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и природных ресурсов. Он контролировал состояние физической защиты объектов — арсеналов хранения химического оружия. Многократно по поручению Президента Российской Федерации и Секретаря Совета Безопасности организовывал и участвовал в подготовке, практическом осуществлении, а также анализе результатов инспектирования и проверок гражданских и силовых ведомств. В частности, контр-адмирал Б.С.Зулькарнаев участвовал в инспектировании объединенных региональных штабов, сил и средств оперативной группы Российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова, деятельности федеральной пограничной службы России по сохранению морских биологических ресурсов в Каспийском бассейне, состояния физической защиты объектов Мин¬атома, Минэкономики и Минобороны, имеющих на хранении, в производстве или на вооружении ядерные и иные особо опасные материалы, состояния сил постоянной готовности Минобороны России, подготовленности народного хозяйства регионов по вопросам гражданской обороны, проверки частей, дислоцированных в Северо-Кавказском военном округе, состояния мобилизационных планов и материальных резервов регионов и др.
В 2003—2006 годах контр-адмирал Б.С.Зулькарнаев являлся заместителем генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Минтранса России, одновременно являлся заместителем директора Федерального государственного унитарного предприятия «Атомспецтранс» Росатома44.
Контр-адмирал Батыргарай Салимович Зулькарнаев и в настоящее время продолжает активно трудиться и приносит пользу Отечеству.
Скрупулезно и старательно изучил жизнь и деятельность контр-адмирала Юрия Михайловича Халиуллина заслуженный работник культуры Рес публики Башкортостан Н.Х.Миннигалиев. В сборнике очерков об ученых — уроженцах Шаранского района «Во славу земли Шаранской» (2004 г.) он подробно описывает весь служебный путь и научную деятельность Юрия Михайловича Халиуллина45.
Контр-адмирал Юрий Михайлович Халиуллин родился 10 августа 1943 года в деревне Анисимова Поляна Шаранского района Башкирской АССР. В это время его отец уже находился на фронте, где вскоре и погиб. Похоронка пришла до рождения сына Юрия.
После окончания средней школы Юрий работал в колхозе на тракторе, затем сотрудником редакции районной газеты, арматурщиком и сварщиком в тресте «Днепрометаллургстрой» города Вольногорска.
В 1962 году Юрия призвали на военную службу на Балтийский флот. Служба ему нравилась, и он решил посвятить жизнь Военно-морскому флоту. Через год после призыва старшина 2-й статьи Ю.М.Халиуллин поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище. В 1968 году он окончил училище с отличием. Молодой лейтенант был распределен в бригаду противолодочных кораблей в Петропавловск-Камчатский. В бригаде он получил должность командира группы БЧ-5 сторожевика «Лунь». Уже через 9 месяцев он был переведен на вышестоящую должность, стал командиром электромеханической боевой части корабля. Стремление к совершенству, старание и усердие молодого офицера не остались без внимания старших начальников. Достойной наградой за проделанную работу стало присвоение старшему лейтенанту Ю.М.Халиуллину воинского звания капитан-лейтенант досрочно. Служба шла своим чередом. Вскоре его назначили помощником флагманского инженер-механика по живучести.
Закономерным и естественным ходом событий в жизни старательного и инициативного офицера стало решение командования направить его на учебу на кораблестроительный факультет Ленинградской военно-морской академии имени Н.Г.Кузнецова, которую Юрий Михайлович окончил также с отличием в 1975 году. По окончании академии Юрий Михайлович получил должность заместителя командира бригады противолодочных кораблей по электромеханической части на Камчатке. Выпускник академии капитан III ранга Ю.М.Халиуллин сразу же окунулся в море проблем большой технической службы бригады. Его личные усилия дали свои положительные результаты. Вскоре электромеханическая служба бригады, возглавляемой Ю.М.Халиуллиным, была признана лучшей на Тихоокеанском флоте.
В 1980 году опытного инженера Ю.М.Халиуллина назначают заместителем начальника факультета паросиловых и газотурбинных энергетиче¬ских установок по учебной работе в родном для него высшем военно-морском инженерном училище. Через 2 года судьба опять круто меняет его жизнь, и он снова отправляется на Дальний Восток, но уже начальником техниче¬с¬кого отдела Камчат¬ской военной флотилии. После семи лет службы там капитан I ранга Ю.М.Халиуллин переводится на должность начальника технического управления Черноморского флота. И буквально через 2 года после этого его назначают заместителем командующего Черноморским флотом по эксплуатации и ремонту.
В 1990 году Юрию Михайловичу было присвоено воинское звание контр-адмирал. И в этом же году он успешно защитил кандидатскую диссертацию.
В 1992 году был подписан приказ о назначении контр-адмирала Ю.М.Халиуллина на должность начальника Ленинградского высшего военно-мор¬ского инженерного училища имени В.И.Ленина. Через 6 лет произошло объединение двух высших военно-морских учебных заведений: училища имени В.И.Ленина и училища имени Ф.Э.Дзержинского в один военно-морской инженерный институт. Это новое учебное заведение возглавил Ю.М.Халиуллин. Ему удалось в непростое для Вооруженных Сил время сохранить ученых, преподавателей, технический и учебный потенциал для подготовки офицеров для Военно-морского флота страны. Институт стал осуществлять подготовку офицеров по 15 специальностям. Эта работа осуществлялась на 8 факультетах и 41 кафедре. В институте учились и курсанты из разных стран. Сложный учебный процесс велся 42 академиками и членами-корреспондентами отраслевых академий наук, более чем 80 докторами наук и профессорами, 270 кандидатами наук. Этим мощным коллективом успешно руководил контр-адмирал Ю.М.Халиуллин. В 1996 году он успешно защитил доктор¬скую диссертацию по теории судоремонта. Через два года доктору технических наук Ю.М.Халиуллину было присвоено звание профессора.
В 2000 году Юрий Михайлович ушел в запас. Он остался трудиться в своем родном институте профессором. Ученые института доверили ему возглавить диссертационный совет. Одновременно Юрий Михайлович трудится и заместителем генерального директора по развитию в Балтийской судостроительной компании. По своим служебным обязанностям он побывал в Швеции, Германии, Италии, Англии, Ирландии, Австрии, Голландии и в других странах.
Известно, что за более чем 40-летнюю службу на флоте и в ходе своей научной деятельности Юрий Михайлович Халиуллин внес вклад в теорию структурного анализа судоремонтной отрасли и теорию физических полей корабля, в совершенствование организации судоремонта. Он заложил теоретические основы сохранности кораблей. Получил важные научные результаты в совершенствовании структур управления. Им были разработаны методологические основы информационной технологии решения сложных распределительных задач, тесно связанных логически и информационно, а также он создал систему понятий и расчетных алгоритмов исследования судоремонтного потенциала. Исследования, проведенные под его руководством, позволили найти новый подход к изучению акустических полей корабля, внедрять эффективные методы технического диагностирования, а также методы непрерывного технического обслуживания на кораблях Военно-морского флота. По перечисленным вопросам доктор наук профессор Ю.М.Халиуллин опубликовал более 100 научных работ, в том числе 2 монографии. Заслуженный деятель науки Ю.М.Халиуллин является членом Петровской академии наук и искусств и членом-корреспондентом Инженерной академии. За особые заслуги перед Отечеством он награжден орденами «За военные заслуги» и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени46.
Контр-адмирал Ю.М.Халиуллин поддерживает тесные связи со своими земляками, гордится тем, что он родился, учился и провел свое детство в Башкортостане.
Сведения о многих адмиралах и генералах из Башкирии являются разрозненными, неполными. Мало источников и документов об их жизни и деятельности. Однако в районах и городах республики появляются исследо ватели-краеведы, которые старательно собирают сведения о них, организуют переписку или же встречаются лично. Краеведы И.П.Баранов и О.И.Гущина из Белебея по своей инициативе побывали в Москве у контр-адмирала Сергея Ивановича Куваева. С.И.Куваев родился в селе Рождествен¬ское Белебеевского уезда 18 сентября 1912 года (село Рождественское в настоящее время не существует). В 30-х годах ХХ века в стране был поднят лозунг «Комсомол, на флот!». На этот призыв откликнулись тысячи юношей. Одним из них был Сергей Куваев. Он поступил в военно-морское училище, по окончании которого долгие годы служил на Тихоокеанском флоте.
В годы Великой Отечественной войны капитан-лейтенант С.И.Куваев выполнял ответственные задания по сопровождению караванов судов с материальными ценностями, продуктами питания, вооружением, поставляемыми США и Канадой по ленд-лизу. После войны он служил начальником военно-морской базы. Сергей Иванович в 40 с небольшим стал контр-адмиралом, что является исключением на флоте. В последующем занимался ответственной работой в органах управления Министерства Обороны. Активный участник Великой Отечественной войны контр-адмирал С.И.Куваев умер 7 мая 1991 года. Похоронен в Москве47.
Большую и многолетнюю службу на флоте прошел контр-адмирал Александр Александрович Пенкин. Он родился 20 января 1942 года в селе Ахлыстино Благовещенского района Башкирской АССР. Срочную службу проходил матросом на Черноморском флоте. Пройдя все ступени флотской службы, достиг весьма высокой и ответственной должности, стал заместителем командующего Черноморским флотом по воспитательной работе. Контр-адмирал А.А.Пенкин награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени. После увольнения в запас с 1998 года Александр Александрович воспитывает юных моряков в городе Москве48.
Примерно такой же послужной список у контр-адмирала Александра Геннадьевича Дьяконова, только он практически всю свою службу проходил на Северном флоте. Кандидат исторических наук контр-адмирал А.Г.Дьяконов в настоящее время заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе49.
Крупным и известным на флоте тыловым работником стал контр-адмирал Александр Николаевич Ивлиев. Он родился в городе Стерлитамаке в 1956 году. После окончания военного училища тыла проходил службу на различных должностях. В 1984 году поступил в Академию тыла и транспорта. Затем много лет служил на Тихоокеанском флоте. После окончания Академии Генерального штаба являлся начальником штаба тыла флота. В 2007 году уволен в запас. В настоящее время проживает в городе Нижний Новгород50.
Контр-адмирал Юрий Фаузиевич Афлятунов родился 8 июня 1946 года в городе Бирск Башкирской АССР. После окончания средней школы в 1964 году поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О.Макарова. После окончания училища молодой офицер получил назначение на Черноморский флот, помощником командира малого противолодочного корабля. Через год его назначили командиром малого торпедного катера, и далее он уже всю свою флотскую жизнь служил только на ответственной должности командира кораблей различных классов. В 1972 году Ю.Ф.Афлятунова перевели на Балтийский флот командиром малого десант ного катера на воздушной подушке, уже через два года он — командир среднего десантного корабля. Ю.Ф.Афлятунова отличали хорошие морские и командирские качества, и в связи с этим уже через семь лет после окончания училища его назначили начальником штаба дивизиона средних десантных кораблей. Организуя боевую подготовку дивизиона, обучая и воспитывая командиров десантных кораблей, Ю.Ф. Афлятунов добился больших успехов, и в 1979 году его назначили командиром дивизиона средних десантных кораблей.
В 1982 году Ю.Ф.Афлятунов поступил на учебу в Военно-морскую академию имени А.А.Гречко. По окончании академии стал командиром бригады десантных кораблей на воздушной подушке. Службе в бригаде Афлятунов отдал четыре года. Неоднократно бригада под его командованием завоевывала передовые места на Балтийском флоте. В 1988 году Ю.Ф.Афлятунова назначили начальником организационно-мобилизационного управления — заместителем начальника штаба Балтийского флота по организационно-мобилизационной работе.
В октябре 2001 года Юрий Фаузиевич уволился в запас по возрасту. За добросовестную службу он был награжден орденами «За службу Родине в ВС СССР», «За военные заслуги» и 11 медалями51.
На башкирской земле родились, учились и выросли и другие видные военно-морские руководители. Известно, что уроженцами республики являются вице-адмиралы: Вячеслав Михайлович Сержанин и Виктор Иванович Агафонов, контр-адмиралы: П.И. Антипин, А.Н. Ващинин, Г.В. Жуков, А.Д. Печкорин. Это неполный список. Исследователям и краеведам еще предстоит разобраться и изучить документы и материалы об их службе Отечеству в составе Военно-морского флота страны. Следует сказать, что все они внесли достойный вклад в развитие Военно-морского флота Советского Союза и России. Любому человеку, понимающему значение службы Отечеству в Вооруженных Силах, ясно, что достичь адмиральских высот на флоте весьма сложно. Ими становятся талантливые и очень способные люди, профессионалы, беззаветно служащие Отечеству, мужественные, смелые, умные и, пожалуй, удачливые люди. Служебная деятельность перечисленных ярких и интересных людей, имеющих высшие офицерские звания, является особой страницей военной истории России и Республики Башкортостан.


П р и м е ч а н и я

1 Военный энциклопедический словарь. — М., 1984. С.21.
2 Генералы Башкортостана. — Уфа, 1995. С.16 - 27, 221-235.
3 Илишев Г.Ш. Черноморский флот России. Уфа, 2007. С.160.
4 http//www.belebey.ru/o-gorode/istoriya-goroda/generali-i-admirali/v-p-maslov.html
5 http://www.law-order.ru/reference/ru_m/t61251.html
6 http//www.belebey.ru/o-gorode/istoriya-goroda/generali-i-admirali/v-p-maslov.html
7 http://www.law-order.ru/reference/ru_m/t61251.html
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же; Тихоокеанский флот/Военный энциклопедический словарь. — М., 1984. С.740.

Михаил Бикмеев


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018