От Шауры до королевы Елизаветы…

Вот уже более четырёх деcятилетий знаю Сажиду Касимовну Галимову — замечательную певицу, неповторимую исполнительницу вокальных сочинений композиторов Башкортостана, яркую оперную артистку, создавшую целую галерею женских образов на сцене нашего оперного театра. Совсем недавно прочитала автобиографическое повествование Сажиды Галимовой. Откровенный рассказ — исповедь о жизни, скажем, очень нелёгкой. Особенно драматичны картины детства — голодного, сиротского — из детдомовской жизни. Есть страницы пронзительные, страшные по откровенности. Весной будущего года у Сажиды Касимовны юбилей — 75-летие. Но, наверное, не стоит дожидаться юбилейной даты. Пока мы живы, надо спешить...
Родилась будущая певица — гордость башкирского искусства — в 1933 году в деревне Аккузево Илишевского района. Отец, простудившись на тяжелой работе, умер вскоре после рождения Сажиды, а мама умерла, когда девочке едва исполнилось два года. Семья жила в отчаянной бедности. Чтобы отделиться от большого семейства, отец вырыл землянку, где и родилась его дочь. О своих родителях Сажида впоследствии узнала от людей, знавших их. Подруга мамы рассказывала, что мать девочки очень выразительно, просто потрясающе пела. Пела красивые, очень грустные песни. Женщины поговаривали меж собой: «Ох, больно душевно поет, наверное, жизнь будет короткой». Так оно и случилось. Маме было 19 лет, когда она покинула этот мир. Девочку взяла к себе родная тетя, но жизнь была очень голодной, и её отдали в Бирский детский дом.
В ее жизненном пути встречались разные люди. Были хорошие, добрые, попадались и подлецы. Ведь детдомовский ребёнок так зависим, так беззащитен. Но что было хорошего, помнится всю жизнь.
Доброй стала для Сажиды встреча с Верой Лукьяновной Гладышевой, работавшей тогда медсестрой в детдоме. Уже спустя годы девочка узнала, что эта женщина сама с нелёгкой судьбой — была репрессированной, отбывала ссылку в Бирcке.
Сажида Касимовна вспоминает: «Совсем юной Вера вышла замуж за красивого и статного командира. А он служил вместе с знаменитым Котовским, за что и был расстрелян в 1937 году. У нее отняли маленького сына — отдали на воспитание сестре отца, а саму ее сослали как жену «врага народа» в Бирск. Она оказалась очень чутким, сострадательным человеком, всегда мне помогала, а когда ее peaбилитировали и назначили небольшое денежное пособие, стала делиться со мной. Вера Лукьяновна ещё долго продолжала помогать мне. Никогда не забуду этого добрейшего человека, с большим щедрым сердцем». Так сотрудники и воспитатели детского дома заменили девочке родителей. В детдоме был рояль, и Сажида часто садилась за него, играла, подбирая знакомые мелодии, услышанные по радио песни. Слух и память у неё были безупречными, проявился и чистый голосок. Начала петь в хоре, вскоре стала его солисткой. Но мечтала Сажида стать учительницей. Поступила в Бирское педагогическое училище. Там её талант проявился еще ярче.
— В Бирске у меня была еще одна удивительная встреча — я познакомилась с писательницей Хадией Давлетшиной, — вспоминает певица. — Она, как и Вера Гладышева, отбывала в этом городке ссылку. Ко мне она относилась очень хорошо. У меня есть фотография, где я в ее пальто.
Встреча c талантливой писательницей не прошла для юной девушки бесследно. С тех самых пор книги, чтение становятся её страстью. (Надо сказать, что и сегодня у Сажиды Касимовны очень богатая библиотека, свидетельствующая о широком круге интересов хозяйки. Много редких книг. Она собирала их по крупицам, привозила каждый раз с гастролей по городам России).
Сажида несколько лет учительствовала — работала в сельской школе. Но голос не давал ей покоя. Тяга к пению и музыке оказались сильнее — она едет в Уфу, поступает в музыкальное училище, откуда через два года её направляют с группой голосистых юношей и девушек на учебу в Уральскую государственную консерваторию. В Свердловске ей повезло с педагогом. В Нине Ивановне Утиной было редкое сочетание человеческой доброты, широты души и высокого профессионализма, требовательности к студентам. Повезло, надо сказать, и педагогу — в лице Сажиды Галимовой (тогда она была ещё на девичьей фамилии — Акрамова) она нашла благодарную ученицу, очень работоспособную, бесконечно влюбленную в музыку. Шаг за шагом осваивала будущая солистка оперы азы вокального искусства, ступени, ведущие к вершинам мастерства. В классе Нины Ивановны Сажида получила всестороннюю музыкально-артистическую подготовку и окончательно сформировалась как певица. Сажида Касимовна всегда вспоминает своего педагога с огромной благодарностью: «Нина Ивановна так много сделала для меня. Была не только замечательным педагогом, наставником, но и другом, советчиком. Мы вместе с ней подготовили партию Шауры, ставшую моей дипломной работой».
Загир Исмагилов долго искал исполнительницу роли Шауры, услышав пение Сажиды Галимовой, он воскликнул: «О, эта будет великолепная Шаура!» Премьера оперы состоялась в декабре 1963 года, а в январе 1964 года спек такль «Шаура» стал государственным экзаменом для Галимовой. В Уфу приехали члены государственной комиссии во главе с профессором Уральской консерватории Ольгой Ивановной Егоровой. Оценка по классу оперной подготовки была поставлена единодушно — «отлично». Сажида первой из башкирской группы вокалистов окончила консерваторию досрочно.
…Вернемся на 43 года назад, в дни премьеры «Шауры». За дирижерским пультом — выдающийся дирижёр, выдающийся музыкант Исай Альтерман. Режиссёр-постановщик — Магафур Хисматуллин (он же исполнитель партии Кубека). ...Насыщенная большим драматизмом финальная сцена оперы, которая является развязкой основного конфликта — столкновения любви героев, их стремления к свободе с жестокими нравами и обычаями того времени. Трагичен финал — Акмурза, возлюбленный Шауры, погибает, Шаура теряет рассудок. Ее состояние, страдания переданы в мощном звучании хорового вокализа и симфонического оркестра. Чувства героини показаны «крупным планом»: ария-плач Шауры так потрясает в исполнении Сажиды Галимовой, кажется, что вся окружающая природа, весь обездоленный народ плачет вместе с Шаурой... Артистка ярко раскрыла горькую судьбу башкирской женщины, сыграла и спела ярко, по-театральному выпукло и зримо. Столько боли было в eе пении! Сажида Галимова так мощно вошла в этот образ — почти шекспировской глубины, что после окончания спектакля ей было трудно вернуться к реальной жизни.
Автор либретто — крупнейший башкирский поэт и драматург Баязит Бикбай подарил певице в день премьеры свою книгу стихов с автографом: «Первой и неповторимой Шауре нашей сцены Сажиде Галимовой. Пусть эта книга будет моим сердечным подарком. Баязит Бикбай, 22 декабря 1963 года, Уфа».
Пресса очень тепло отозвалась о новой опере и исполнительнице главной роли. Таким образом, сценическая жизнь Сажиды Галимовой началась с высокого взлета. Это был настоящий триумф! Была взята такая высокая планка, что теперь певица должна была держать её всегда достойно.
Как же дальше сложилась её артистическая жизнь? Рассказывает Сажида Касимовна: «Я приехала в Уфу летом 1963 года по приглашению оперного театра. Это был юбилейный для театра год — приближалось его 25-летие. Мне было 30 лет. Сначала жила в гостинице, вскоре получила квартиру. К тому времени вышла замуж, потом родился сын. После успешного дебюта в «Шаype» пела премьеру за премьерой. За годы работы в театре спето около 40 партий, из них — 23 в премьерных спектаклях».
Салих Давлетович Хуснияров — певец, в те годы — директор оперного театра, писал о певице: «Галимова обладает обаятельным и сильным голосом, ровным по звучанию во всех регистрах. Тембр её голоса красивый».
После выступления Башкирского оперного в Ленинграде заместитель председателя Союза композиторов М.Матвеев так отозвался об артистке: «Сажида Галимова создала поэтический и трепетный образ жены Салавата — Амины. У певицы сильный, безукоризненной чистоты голос, который особенно звучен в верхнем регистре. Большое впечатление оставляет в её исполнении «Колыбельная песня».
Музыковед Людмила Атанова писала в рецензии на оперу: «…Наиболее интересна в вокальном отношении Сажида Галимова. Она поёт широко, по-оперному, голос её звучит ярко, свежо и выразительно».
В операх классического репертуара с успехом пела Наташу в «Русалке» Даргомыжского, Марфу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Земфиру в «Алеко» Рахманинова, Микаэлу в «Кармен» Бизе, Мими в «Богеме» Пуччини, Аиду в одноименной опере Верди, Маргариту в «Фаусте» Гуно, Ксению в «Борисе Годунове» Мусоргского, пела Татьяну и Иоланту в операх Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта»...
Прекрасно помню спектакль «Иоланта», поставленный московским режиссёром Викентием Серковым, полный света и ликующей музыки. Сажида Галимова создала удивительно поэтичный, трепетно-вдохновенный образ слепой девушки — юной дочери короля Рене. Эта работа, ярко проявившая необычайную тонкость, глубокую лиричность певицы в сочетании с большим артистизмом, стала значительной ступенью в творческой жизни артистки. Особое место в репертуаре певицы занимает башкирская опера. Здесь в большинстве случаев она является первой исполнительницей, создавшей яркие женские образы в национальном репертуаре театра. Помимо Шауры, это Амина, Гульзифа, Куйхылy в операх З.Исмагилова «Салават Юлаев», «Волны Агидели», «Послы Урала», Гульсум в опере X.Ахметова «Современники», Гульюзум в опере Р.Муртазина «Дауыл»...
Помимо оперного репертуара, у Галимовой было немало выступлений в музыкальных комедиях и опереттах.
«Я с большим удовольствием пела и играла в опереттах, в комедиях, — вспоминает Сажида Касимовна. — В «Летучей мыши» Штрауса была Розалиндой, в «Роз-Мари» Фримля и Стодгардта пела главную героиню — здесь постановщиком был знаменитый опереточный певец и режиссёр Николай Рубан. Пела Назу в музыкальной комедии З.Исмагилова «Кодаса» — тогда из театра ушла Бану Валеева и мне пришлось срочно вводиться в спектакль. Пела в оперетте Ш.Кульбарисова «Когда приходит любовь». В «Женихах» С.Садыковой и Р.Губайдуллина пела несколько партий (с ними мы выезжали по районам Башкортостана и по городам Сибири). Но, наверное, больше всего выступила в замечательной музыкальной комедии Гаджибекова «Аршин мал-алан» — пела Гуль чохру более 150 раз. Имела счастье играть с нашим выдающимся певцом и артистом Габдрахманом Хабибуллиным. Тогда мы много ездили по районам республики. Нас там любили и хорошо принимали. Приходилось петь и в операх советских композиторов: пела главные партии — медсестру Марину в опере Мурадели «Октябрь», в экспериментальной во многом опере В.Успенского «Война с саламандрами» играла «молодую бездельницу».
С искусством Галимовой знакомы жители Астрахани, Волгограда, Ижевска, Тюмени, Ленинграда, Москвы, Горького, Ульяновска и многих других городов, где она побывала с театром на гастролях, постоянно принимала участие в творческих отчётах театра и композиторской организации Башкортостана.
В лице Сажиды Галимовой композиторы республики нашли вдумчивого и серьезного исполнителя, чуткого интерпретатора своих вокальных сочинений. Неповторимо звучат в её исполнении баллады Хусаина Ахметова, романсы его цикла «Любовь подобна молнии». С какой драматической силой поёт она романс «Ветры» Наримана Сабитова на стихи Р.Бикбаева, его «Огни-минуты», балладу «Две реки»! В фондах Башкирского радио и телевидения имеются сотни романсов и песен в ее исполнении. Она — первая исполнительница партии Матери в вокально-симфонической поэме З.Исмагилова «Бессмертие» на стихи Мустая Карима. Незабываем «Плач матери» из этого мощного произведения.
«Я много пела произведения наших композиторов и не только в Уфе, — говорит певица. — Помню, пела вокальный цикл Исмагилова «Родная земля» в Москве на Съезде композиторов, на Пленуме композиторов СССР, есть запись на Всесоюзном радио. Более 50 раз выступала в Москве с симфоническим оркестром. Пела в Колонном зале Дома Союзов с симфоническим оркестром. В этом концерте пели Муслим Магомаев и все ведущие певцы Советского Союза. Не раз выступала в Концертном зале имени Чайковского с дирижёрами Н.Ярви, Ю.Арановичем. Выступала в Кремлёвском дворце съездов, в Ленинградском концертном зале «Октябрьский», в оперном театре Казани, пела в Якутии, на БАМ-е. В Ленинграде участвовала в концертном исполнении оперы «Современники» Х.Ахметова. Пела целое отделение на ЦТ в Останкино — по случаю присвоения премии имени Глинки Загиру Исмагилову...»
Да, жизнь пройдена достойно, ярко, насыщенно. Певица много пела и записывалась с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения с дирижёрами Эд.Серовым, Н.Ярви. Выпущен альбом из двух пластинок — с ариями из пяти башкирских опер. Есть пластинка-гигант, изданная Всесоюзной фирмой «Мелодия» с сольной программой из произведений башкирских композиторов.
За большие успехи в области музыкального искусства, пропаганды классической и современной музыки Сажида Касимовна Галимова удостоена почётных званий «Заслуженная артистка БАССР», «Заслуженная артистка РСФСР». Награждена орденом «Знак Почета». В трудовой книжке артистки значится одна запись —1963—1988 — солистка оперы (Башкирского государственного театра оперы и балета).
Сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, Сажида Касимовна вспоминает театр, которому были отданы лучшие годы, голос, выдержавший партии в сорока операх, сотнях спетых спектаклей, вокальных произведений композиторов Башкортостана. Много было и трудностей, и радостей от встреч с талантливыми дирижёрами и режиссёрами, певцами-коллегами, много было ярких поездок и встреч по стране.
«B начале своего артистического пути я застала корифеев башкирской оперы — Габдрахмана Хабибуллина, Магафура Хисматуллина, Бану Валееву, Мад хию Ахметзянову, Салиха Хусниярова… — вспоминает Сажида Касымовна. — Это были певцы с хорошими голосами и яркой актерской индивидуальностью. Я старалась каждую свободную минуту проводить в театре. В год моего приезда в Уфу в театре была поставлена опера «Евгений Онегин». Я восхищалась троицей — Владимир Голубев (Онегин), Маргарита Ланда (Татьяна), Иван Ивашков (Ленский). Феноменально музыкальным человеком был Николай Шик, каким талантливым был Виль Канич! А Дагия Бакирова вспоминаю с болью. Как хорош он был в опереттах! Красивейший тембристый голос (баритональный тенор), очень музыкальный певец, хорошая внешность. И вдруг в мгновение ока он исчез из театра. Убрал его один высокопоставленный чиновник за то, что опоздал на правительственный концерт. Даги был мягкий, доброжелательный человек.
Интересно было работать с дирижёром Валерием Руттером — под его руководством я подготовила и спела одну из сложнейших партий в моём репертуаре — Аиду. Навсегда запомнился период работы с Ярославом Вощаком. Он приехал из Минска на постановку oпepы Верди «Дон Карлос», никогда не шедшей в Уфе. На роль Елизаветы было назначено пять солисток. Это очень трудная партия, тут, кроме мастерства, нужен артистический опыт. Обратились ко мне — я за месяц выучила и спела. Особенно сложна финальная сцена — и вокально, и психологически. Композитор Корепанов-Камский, побывав на спектакле, написал: «Потрясает финальная сцена и душераздирающее пение Сажиды Галимовой. Это исполнение на уровне мировых стандартов». Такая высокая оценка была радостно для меня — ведь мне было уже 50 лет. Хочу сказать, что я всегда фанатично работала, не зная отдыха. Честно скажу — не любила петь песни под баян в концертных поездках. Всецело посвятила себя пропаганде профессионального искусства, всегда стремилась служению высокому искусству».
Четверть века отдано оперной сцене и башкирскому музыкальному искусству. Высокая планка, взятая Галимовой в самом начале творческого пути, всегда оставалась такой. Её последней ролью в театре была сложная партия королевы Елизаветы, венценосной супруги испанского короля Филиппа II. Сажида Касимовна спела её блестяще, была в отличной форме.
Артисткой высокой исполнительской культуры с красивым голосом большого диапазона осталась певица в памяти слушателей и зрителей, почитателей её таланта. Мы радуемся возможности вновь слышать в записях по радио ее голос, всегда наполненный чувством, ее исполнение так глубоко западающее в душу.

Эльмира Мингазова


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018