Возрождение национальной архитектуры в Башкортостане

   Идея построения Дома дружбы народов витала в воздухе давно. И накануне 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России она приняла конкретные очертания. Среди архитекторов был объявлен конкурс на самый лучший проект.
   Наверное, читателям интересно будет узнать, что собой представляли конкурсные проекты. Работа архитектора Руделя Авсахова была выполне на в форме большой юрты, в то же время издалека она напоминала каравай хлеба с солью, символ гостеприимства и добрососедства. Центром архитектурно-художественной композиции архитектора Юрия Тигулева является шар из стекла, напоминающий нашу планету. Он врезан в многогранный объем, на крыше которого располагается смотровая площадка, ориентированная на реку Белую. Работа архитек тора Марии Митькиной символизирует две руки, объединяющиеся в рукопожатии, создавая энергетическое ядро. Конкурсный проект группы архитекторов Давиденко, Бикбаева, Юдиной представлял собой четырехэтажный объект, как бы сползающий по склону. По словам заместителя министра строительства и архитектуры РБ У.Г.Ураксина, единогласным решением членов комиссии предпочтение было отдано проекту Ришата Муллагильдина. Автор проекта-победителя Ришат Усманович Муллагильдин родился и вырос в Уфе. Учился в Московском архитектурном институте. После окончания института прошел стажировку в Японии, остался там работать. Ему 38 лет.
   Архитектура — это уникальный способ самовыражения народа. И очень отрадно, что молодой и очень талантливый архитектор в своем проекте обратился к истокам башкирской архитектурно-строительной культуры, в которой нельзя не увидеть традиции, обусловленные природно-климатическими, хозяйственно-экономическими, культурными и религиозными особенностями региона. Например, тирмэ — войлочные юрты, были самыми первыми архитектурно-планировочными образцами жилища у башкир.
   Первые мавзолеи — кэшэнэ знаменовали собой начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием булгарского зодчества.
Начиная с XVI века возводится значительное количество сооружений мусульманской архитектуры. С присоединением Башкирии к Русскому государству усиливается влияние русской строительной культуры. Наиболее значимыми культовыми сооружениями периода классицизма в Уфе были Первая соборная мечеть, Покровская и Спасская церкви. Яркими памятниками стиля модерн являются здания Театра оперы и балета и Башкирской государственной филармонии. В период конструктивизма появились здания Башпотребсоюза, Главпочтамта, гостиницы «Башкирия». Главный кopпус Башкирского государственного университета, кинотеатры «Победа» и «Родина» — представители послевоенной неоклассики.
   В 50—70-е годы прошлого века начинается эпоха широкомасштабной программы строительства по типовым проектам, по которым возводились не только жилые, но и общественные здания — кинотеатры, универмаги, дома культуры. Насаждение безликого интернационального стиля привело к потере индивидуального облика города, утрате его самобытности, национального колорита, традиций и навыков. И только лишь узоры на стенах домов, похожие на вышивку крестом, напоминали о том, что мы живем в национальной республике.
   Со временем появились красивые современные здания. Но они тоже повторяли сотни таких же объектов в других российских городах. Отсутствие башкирской тематики в архитектуре столицы — вот что волновало Ришата Муллагильдина, и он решил восполнить этот пробел.
   Его конкурсный проект основан на монументальном памятнике духовной культуры башкир — эпосе «Урал-батыр». Комплекс напоминает перышко птицы. На землю, отвоеванную у врагов Урал-батыром, упало перышко птицы Хумай. Помните, в эпосе жена Урал-батыра — божественная Хумай, овдовев, в знак вечной преданности мужу превращается в лебедя. Освобожденная батыром земля становится местом обитания диких и домашних животных. Акбузат спускается с небес и приводит с собой на землю огромный табун лошадей. Хумай приводит несметное количество птиц, а бык царя Катила — стадо коров. Таким образом, Урал, родина башкир, превращается в благодатную, чудесную страну, которую со временем заселили и другие народы.
   Необычная форма придает зданию особый шарм. Помещения внутри комплекса расположены по лучевой схеме, как это было принято у башкир в X—XV веках. За основу лучевой схемы архитектор взял цветок курая.
   Безусловное превосходство этого проекта еще и в том, что Муллагильдин сумел превратить недостатки местности в ее достоинства. Все мы хорошо помним это заросшее бурьяном ущелье. И архитектор, зная, что его народ всегда с особой любовью и трепетом относился к природе, сделал южный фасад здания максимально раскрытым на ландшафт. Природа здесь выступает равноправным участником застройки, она плавно переходит в интерьер. Ее видно не только из окон помещений, но и за сценой огромного концертного зала.
   Северный фасад Дома дружбы народов будет украшен национальным орнаментом, олицетворяющим связь времен. Непрерывающаяся цепочка, которая особенно красиво будет смотреться ночью, создает динамику, благодаря ей здание воспринимается в движении. А сам фасад как будто вырастает из земли и улетает в бесконечность.
   Что же будет внутри комплекса? В первую очередь, зал выездных заседаний Государственного Совета РФ. Спокойное скромное достоинство — вот ключевые слова, характеризующие интерьер этого зала. Нет вычурности, нет пышной деталировки, и в то же время, приглядевшись, нельзя не заметить, как все стильно и благородно.
   В овальном зале будут проходить встречи глав государств. Также здесь будет размещаться самый большой в нашей столице концертный зал на 1000 мест.
   У уфимцев и гостей столицы будет возможность по достоинству оценить ресторан на 300 мест, где на глазах посетителей будут готовить самые изысканные блюда, устраивая шоу кулинарного искусства.
   Распахнут свои двери музей народов республики, зал выставок и представлений, школа танца, музыкальная школа. Здесь же будет установлена композиция по эпосу «Урал-батыр».
   В настоящее время фирма «Раум Арчитектс» под руководством Ришата Муллагильдина занимается разработкой проекта благоустройства зоны вокруг Дома дружбы народов.
   Совсем скоро Дом дружбы народов вместе с площадью перед памятником Салавату Юлаеву превратится в привлекательный центр культуры и отдыха. Но самое главное, архитектура Башкортостана нашла и вышла на свой путь развития, путь возрождения образной, выразительной архитектуры, основанной на богатых традициях народного зодчества и прикладного искусства. Это значит, что все мы являемся свидетелями этого поистине исторического явления.

Рашида Магадеева


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018