Мы — гайнинские башкиры

Бардымский район — особенный регион в нашей области. Его история уникальна и богата историческими событиями. Вся национальная политика, проводимая и царской Россией, и советской властью, и сегодняшними политиками, напрямую касалась нашего края и влияла на судьбу его народов.
История гайнинских башкир изучена уфимскими учеными, профессором Пермского государственного университета Чагиным Георгием Николаевичем. Однако в советский период изучению истории народов уделялось недостаточное внимание, что послужило причиной разных толкований о коренных жителях — башкирах нашего района.
В то же время в районе интерес к истории своего народа всегда был, и примером тому служат работы краеведов Ю. Габитова, А. Тляшева, Р. Мухамедьяровой, С. Арзыева, А. Фатыхова и Р. Валиуллина.
Вышли книги А.Фатыхова «Гайнћ иле», Р.Валиуллина «Очерки по истории родного края» и под редакцией Р. Ягафарова «Пермь татарлары турында».
А также мы получили из Уфы книги Н.Кулбахтина «Из истории гайнинских башкир», Н. Мажитова и А. Султановой «История Башкортостана с древнейших времен до XVI века», А.Асфандиярова «Ведомость башкирских населенных пунктов: 12 башкирских и 4 мишарских кантонов с их населением».
Все эти материалы стали большим подспорьем и предметом для глубоких размышлений о судьбах народов, населяющих наш Пермский край.
В Притувье в далекие времена жили угро-финские и тюркские племена. В начале XIII века на земле Прикамской сформировалось племя Гайна. Оно занимало обширную территорию по обе стороны Камы от устья реки Сивы до устья реки Сылва, затем до притока реки Сылва Иргинка и до верховья реки Быстрый Танып, что составляло огромную территорию — нынешние Пермский, Оханский, Очерский, Большесосновский, Частинский, Чайковский, Еловский, Куединский, Кунгурский, Осинский, Бардымский, Чернушинский, Уинский районы и даже часть Свердловской области. Народы племени вошли во взаимодействие с окружающими тюркскими и угро-финскими народами. Веками шел сложный и противоречивый процесс формирования народов. Часть живущих здесь удмуртов и мадьяр мигрировали на запад, а оставшиеся ассимилировались с башкирами, татарами и русскими. Башкиры добровольно вошли в состав Российского государства. В 1552 году после падения Казанского ханства, увидев мощь русской армии, гайнинские башкиры, руководствуясь поговоркой «Склоненную голову меч не сечет», в 1557 году присоединились к Русскому государству. Царь Иван Федорович дал им «владенную грамоту», по которой гайнинцев называли хозяевами, князьями.
Вместе с тем Русское государство постепенно проводило политику колонизации башкирских земель.
В 1591 году на реке Осинка после изгнания башкир строится Ново-Никольская слобода, позднее она превращается в Осинскую крепость — оплот царя в Прикамской Башкирии.
В 1618 году Андрей Крылов купил у гайнинцев землю — небольшой участок. А его наследники уже насильно отобрали земли у башкир и присоединили к своим владениям все земли нижнего течения реки Тулва. Гайнинские башкиры жестоко мстили им за это: они 4 раза (в 1732, 1735, 1736, 1737 годах) сжигали село Крылово, угоняли скот. Царское правительство в Осе учредило воеводство для контроля над башкирами, подчинив его Уфимскому воеводству.
Самым неординарным представителем башкир Гайнинской волости Осинской дороги в XVIII веке был Туктамыш Ишбулатов, уроженец с. Барда, который прожил долгую, сложную, яркую и полную драматизма жизнь. Он был крупным и влиятельным башкирским феодалом, известным рудопромышленником, занимался торговлей. Старшина гайнинского народа в течение 20 лет, он 3 раза выступал в высшем государственном органе — Уложенной комиссии, защищая интересы всего башкирского народа, составил наказ от имени выборщиков башкир Уфимской провинции. Наказ написан на 47 страницах, состоит из 35 пунктов. Здесь и земельные вопросы, и проблемы внутреннего самоуправления башкирского общества, и взаимоотношения с русскими, нерусскими пришлыми народами, сохранение мусульманской религии и т.д. Наш земляк не мечом, а умом и опытом, цивилизованным способом защищал свой край и свой народ.
Из истории района мы хорошо знаем, как строился Шермиятский (ныне с.Шермейка) медеплавильный завод на башкирских землях под руководством генерала-аншефа Глебова. Гайнинский башкир из деревни Кояново, крупный промышленник Исмаил Тасимов с товарищами на свои средства открыл в Петербурге Горное училище, на базе которого позднее был основан Петербургский горный институт.
Гайнинские башкиры веками защищали свою землю от колонизаторов, религию от иноверцев, любили свободу, не терпели давления, насилия. Подтверждение тому — их активное участие в Крестьянской войне 1773-1775 годов. Наши земляки сражались и в отряде Салавата Юлаева — национального героя башкир. В пугачевском восстании участвовали 900 гайнинцев, рабочие Шермиятского завода. Башкиры Осинской дороги дали крестьянской войне 9 полковников, 7 атаманов, 16 походных старшин. Руководителями были Абдей Абдулов, Батыркай Иткинин из деревни Усть-Тунтор, Адигут Тюмисов из с.Елпачиха. Восстание было жестоко подавлено. В 1741 году осуществлен перевод гайнинцев в военно-служивое состояние, что освобождало их от некоторых налогов и разрешало заниматься земледелием. Гайнинская волость входила в I башкирский кантон, где было 8 юрт, юрты делились на 44 селения, проживало в них 9 тысяч 252 человека. Начальниками кантона были Адутовы, власть передавалась от поколения к поколению. Тулвинцы охраняли южные границы России, участвовали во всех войнах. Гайнинские башкиры-конники сражались в Отечественной войне 1812 года, где отличились отвагой. 13 воинов из Гайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии награждены медалью «В память войны 1812 года». Царь Александр II в 1863 году упразднил кантоны и гайнинцы из казаков превратились в обычное податное сословие.
Тесная связь гайнинцев с Уфой имеет вековую историю, в течение 122 лет Гайнинская волость была в составе Уфимской провинции.
С 1865 года мы живем в составе Пермской губернии. В 1924 году образовался Бардымский район.
В Великой Отечественной войне участвовало 7 тысяч бардымцев. Из них не вернулось более 4 тысяч. Мы гордимся нашими Героем Советского Союза Шарибзяном Казанбаевым, кавалерами Славы Даутовым и Аминовым.
Район вырастил много известных людей. В их числе 2 академика, 4 доктора, 24 кандидата наук, 23 заслуженных деятеля различных отраслей РСФСР и России, 12 кавалеров ордена Ленина, 2 заслуженных военных штурмана, дважды чемпион Европы и 17-кратный чемпион СССР по легкой атлетике Николай Каракулов, Герой Социалистического труда А.П. Курочкина.
После экскурса в историю нашего района, становления национального состава его населения я остановлюсь на сегодняшнем социально-экономическом, культурно-духовном развитии района.
Сегодня Бардымский район занимает 1,5% территории Пермской области. По переписи 1989 года в районе проживало около 30 тысяч человек, из них башкир — 24952 (85,1%), русских — 2449 (8,4%), татар — 1459 (5%), остальные национальности — более 1 тысячи человек.
Нас волнует тенденция к ухудшению демографической ситуации в районе. В 2000 г. родилось 259 детей, а умерло 405 человек, значит, естественная убыль населения составляет 146 человек. В район возвращаются многие наши земляки, покинувшие родные места в те или иные годы. Они застраиваются, обзаводятся хозяйством. Это отрадно. Поэтому общее количество населения (30 тысяч человек) пока остается стабильным.
С августа 1931 года в районе выходит газета «Тан» на татарском и русском языках.
У нас широко развита сеть связи. Имеются 18 АТС, около 4 тысяч абонентов. Мы можем соединиться с любым регионом России, СНГ и мира. В районе построена телевизионная башня для передачи радиотелепрограмм в южные районы области. Через нее транслируются 4 теле- и 5 радиопрограмм. В 1993 году организована редакция местных радиотелепередач.
На территории района расположены 65 населенных пунктов, число административно-территориальных единиц представлено 17 сельскими администрациями.
Важной особенностью района является то, что здесь почвенные, гидрографические и климатические условия позволяют успешно выращивать зерновые, кормовые, технические культуры, картофель и овощи, благоприятствуют развитию животноводства мясо-молочного направления, интенсивному ведению сельскохозяйственного производства.
Открытие месторождения нефти в районе, а также строительство шести ниток газопроводов Сибирь-Запад, проходящих через территорию района, и газокомпрессорной станции способствовали ускорению социально-экономического развития региона. Построены социальные, бытовые, культурные объекты, благоустроенное жилье в райцентре.
Более половины доходной части бюджета района составляют поступающие денежные средства от этих предприятий. Они обеспечили рабочие места значительной части населения.
Промышленность района представлена типографией, заводом «Йолдыз» (райпромкомбинатом), райпищекомбинатом, маслозаводом.
Расширяется потребительский рынок. На 47 процентов в сравнении с 1999 годом вырос розничный товарооборот организаций районной потребительской кооперации, в 2 раза больше — аптеки, на 78 процентов — узла связи.
За 9 месяцев 2000 года на развитие экономики и социальной сферы района использовано средств в 2 раза больше, чем в 1999 году. Это — строительство автодорог, жилья, газификация. Стремление жить собственным домом, своим хозяйством несколько отрицательно сказалось на сохранении коллективных хозяйств. К сожалению, мы не можем сегодня сравнивать успехи в аграрном секторе с достижениями в производстве сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан. Мы знаем о высоком уровне их агротехники и, соответственно, высоких урожаях зерновых культур. В ходе соревнования с Татышлинским районом мы заимствовали у них много положительного. Наши колхозы покупали в Башкортостане элитные семена. Но те времена канули в Лету. Сегодня все-таки несколько увеличен валовой сбор зерна (9,2%) к уровню прошлого года. Основными его производителями являются общественные хозяйства. По производству продуктов животноводства, а также картофеля и других овощей лидирует индивидуальный сектор.
Мы с уверенностью сегодня можем сказать, что район наш — гайнинский край — крепкий, стабильный, развивающийся сельский район. Этому способствует и его природное богатство: нефть, газ, леса и т.д. До этого, к сожалению, мы не могли пользоваться плодами своей земли. Ими пользовались соседние районы. Но сегодня ситуация изменилась. По указу губернатора с помощью газовиков и нефтяников развивается инфраструктура райцентра, строятся асфальтовые дороги, улучшается содержание социально-культурных объектов и т.д.
Сегодня особо хочется отметить духовно-культурную связь народов. Взоры наших верующих, служителей мечетей устремлены в Уфу — духовный центр мусульман Уральского региона. Приезд в наш район верховного муфтия Талгата Таджуддина стал большим событием для верующих мусульман и общественности. Ускорилось строительство мечетей, их сейчас 18, в стадии строительства еще 4 мечети. Строится соборная мечеть с медресе.
Особое развитие дружественные связи с Республикой Башкортостан получили после составления Соглашения о сотрудничестве между администрацией Пермской области и правительством Республики Башкортостан в 1994 году. При этом были составлены отдельные соглашения в области образования, культуры и средств массовой информации.
Сегодня самым результативным является сотрудничество в области образования. Министерство образования Республики Башкортостан и особенно Всемирный курултай башкир ведут очень конкретную, предметную работу по реализации этого договора. Ежегодно делегация учебных заведений Республики Башкортостан приезжала на нашу Ярмарку учебных мест для выпускников. И обязательно — с конкретными предложениями по выделению квот для поступления в то или иное учебное заведение. Сегодня мы должны поблагодарить руководителей Сибайского педагогического колледжа (бывшего директора Хамитова Хуснутдина Хайбулловича) за подготовку учителей английского языка для наших школ: 6 учителей окончили 9-месячные курсы английского языка и сегодня продолжают учебу на факультете иностранных языков Башкирского педагогического института и успешно работают в школах района.
Сегодня в вузах Республики Башкортостан обучаются 36 наших выпускников, в средних учебных заведениях — 9 человек.
В районе уделяется серьезное внимание изучению истории гайнинских башкир, их традиций, обычаев, обрядов. Были организованы выездные курсы в Республику Башкортостан учителей истории, руководителей фольклорных коллективов, творческие командировки директоров школ в учебные заведения г.Уфы. В школьных музеях появились новые документы, свидетельствующие о наших предках, учащиеся собрали старинные предания, легенды, песни. В изучении башкирской культуры оказывают практическую помощь ведущие специалисты Министерства культуры РБ. В Бардымской средней школе №1, Сарашевской средней школе были созданы детские танцевальные коллективы. Хореографы Республики Башкортостан помогают в постановке танцев. Педагоги школы искусства Зилаирского района положили начало работе кружка юных кураистов под руководством И. Закирова. Особую любовь к кураю привил нашим детям Азат Аиткулов.
Наш народный театр под руководством заслуженного работника Российской Федерации Разии Нуриевой ежегодно гастролирует в районах Башкортостана и ставит спектакли башкирских драматургов. Стерлитамакский техникум культуры охотно принимает наших выпусников. Только в этом году туда поступили 6 человек.
Наш район стал представлять большой интерес для ученых. Часто проводятся археологические раскопки, экспедиции по изучению языка, традиций и культуры. Особенным событием можно считать проведенную в 1993 году научно-практическую конференцию «Татары и башкиры Прикамья: проблемы и перспективы национального возрождения». Документы этого форума и сегодня являются предметом обсуждения в ученых кругах. В последние годы в нашей области делается очень много по возрождению, сохранению и развитию культур народов Прикамья. Реализуется уже вторая целевая комплексная программа «Гармонизация национальных и межнациональных отношений народов Прикамья». Прошедшая в г.Перми научно-практическая конференция «Полиэтнический регион — 2000» показала, что проводимая областной администрацией работа служит укреплению дружбы между народами не только внутри области, но и за ее пределами. Участие в данной конференции руководителей национальных движений башкир — Мажитова Нияза Абдулхаковича, и татар — Тагирова Индуса Ризаковича, является ярким примером заботы о сородичах, живущих в Пермской области.
И в дальнейшем нам необходимо постоянно работать над этнокультурным развитием, не допускать национального эгоизма, сепаратизма и изоляции.

Р. Исмагилов


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018