Башкирские деревни Самарской области

Самарские башкиры до 1850 г. относились к Саратовской губернии, поскольку Самарская губерния образовалась позже. Ранее, с 1744 г., территория их проживания входила в состав Оренбургской, с 1780 г. в состав Саратовской губернии. В 1798 г. все поволжские башкиры вошли в состав 9-го башкирского кантона, состоящего из трех войсковых юртов Башкиро-мещеряцкого войска, в 1832 г. кантон переведен в состав Уральского казачьего войска с центром в Уральске.
К Самарским относились деревни по реке Большой Иргиз Ут екеево (Бурзян), Дингезбаево, Имелеево (Кыпсак), Кинзягулово (Бишул), Хасаново, по реке Таловая Кочкиновка (Каскиново, Таллы), по реке Каралык Муратшино, Ташбулатово (Ташкустян).
Деревню Утекеево основал Утекай в 80-х годах XVIII1  в., сыновья и внуки которого перечисляются VIII ревизией 1834 г. Старший из них Сируса Утекаев (1760-1822). От него пошла группа родственных семей Сирусиных, которую называли сируса. Сируса служил юртовым старшиной, возглавлял 1 войсковой юрт (деревни Утекеево, Каскиново, Имелеево, Муратшино, Ташбулатово). Он жил в семье старшего сына Габдуллы с 1778 г. У последнего было 3 сына (Худайберды, Кутлуахмет, Шаяхмет) и 4 дочери 15, 12, 8, 6 лет. Остальные сыновья Сирусы жили в разделе. Перечислим их имена.
Абдулгафар Сирусин (Чюричин), с 1790 г., имел двух жен 40, 45 лет к 1834 г. Его сыновья: Саитбаттал, Фахритдин, Багаутдин, Батырхан, Аллаберды, Кадыр.
Мулла Абдрахман Сирусин, с 1792 г. Жена старше его на 12 лет. Сыновья: Абдрафик, Алтынбай, Алсынбай, Абдулгалям, Мухаметгалим, Абдулкарим. Дочерям 10, 12 лет.
Рахматулла Сирусин, с 1803 г. Дочерям 12, 6 лет, 6 месяцев.
Сыртлан (сын Умамитдин) с 1811 г. Был моложе жены на 12 лет, имел пасынков 7, 13 лет. В данном случае наблюдается левиратный брак, когда глава семьи вынужден был взять в жены сноху вдову умершего брата.
Арслан Сирусин, тоже с 1811 г. При нем жили 49-летняя мать (одна из жен отца) и брат Янберды, с 1817 г.
Из других сыновей первопоселенца Утекая известны Якуп и Яныбай Утекеевы. У Якупа Утекеева (1772-1828) были сыновья Рамазан 25 лет (его дети Абдулбадига, Абдулвагап, Хазимурат и дочери 17, 14, 6 лет) и Юламан 22 лет (сын Кутлузаман). Яныбай Утекеев, с 1778 г., имел сыновей Хабибуллу, Нигматуллу, Габайдуллу и двух дочерей. Был еще Юсуп Утекеев (сын Кутлугалям, с 1807 г., его сын Мухаметсадык), известный тем, что в 1807 г. в качестве доверенного ходатайствовал перед Сенатом о сохранении вотчинного права на землю.
Из представителей военных властей назовем семьи зауряд-сотника Ирназара Ишбулдина, с 1781 г., и урядника Юнуса Юсупова (сын Ягафар). Из четырех сыновей Ирназара 20-летний Нурмухамет жил левиратным браком. Он по обычаю вынужден жениться на 45-летней снохе вдове  умершего старшего брата Нуралы с ее 4 сыновьями (Зюлькарнай, Муса, Айса, Ахмет) и до черью. Возрастная разница супругов породила полигамию: глава семьи оформил брак с 18летней девушкой, от которой имел годовалого сына Кутлугузю.
Кроме вышеназванного муллы, в деревне проживали другие представители духовенства из среды Сирусиных: 43-летний Хисматулла Габдрашитов с женами 45, 25 лет (сыновья Ярулла, Сунгатулла, три дочери 16, 6, 4 лет) и 58-летний Габбас Абдуллин с женами 37, 18 лет, прибывший из 12-го башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии в 1833 г.
От Даута Зямбекова (1778-1828) в деревне пошел род семай-дауыт. Его сыновья: Асфандияр, Мухаметьяр, Хамза, Габбас. Его братья: Сулейман (его сыновья Хасан, Хусаин, Ваккас) и Кинзябай (сыновья Ибрагим, Аюп).
Хотелось бы здесь подчеркнуть, что в прошлом везде и всюду наблюдалась атмосфера сочувствия, сострадания и человечности. Маленький пример: 33летний Иркабай Галикеев, имея при себе двух дочерей и сына, принял "во двор" абсолютно чужого для семьи человека 63-летнюю Кинзябику Кулганину. От этих гуманных принципов мы сегодня постепенно отдаляемся (в мирное время у нас гораздо больше детских домов, чем в годы Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного народного хозяйства, что меня глубоко возмущает, как бывшего воспитанника детского дома, еще больше повсеместное появление домов для престарелых при живых детях и родственниках).
Несмотря на запрет переездов войсковых башкир, наблюдались факты оседания в деревне Утекеево башкир, прибывших в 1831-1834 гг. из 7-го кантона Стерлитамакского уезда (Кутбулда Кулбаев с сыном Мустафой), из 9-го кантона Оренбургского уезда (Мухаметвали и Габдулвали Айбатуллины) и из 12-го кантона Белебеевского уезда (Якшигул Иманов)2.
Этнический состав жителей деревни представлен родами бурзян и частично тамьян. Они подразделялись на группы семей ара или током: сируса, дауыт (о которых выше шла речь), тазлар, татарлар (2 семьи).3  Относительно происхождения жителей из бурзян имеется любопытный документ (о тамьянцах нет сведений), возникший в связи с тем, что утекеевцам собирались выделить землю не в собственность, а в пользование. Однако впоследствии они получили, как и все самарские башкиры-вотчинники, по 40 десятин на душу мужского пола, как и в самой Башкирии. Этот документ 1843 г. сообщает: "Оренбургской губернии Верхнеуральского уезда 6-го башкирского кантона юрта № 8 команды старшины Биктимирова деревни Трукменевой (ныне Баймакского района РБ. - А.А.) жители с общего согласия нашего дали сие приемное письмо в том, что родственники наши жители деревни Утекаевой, кои имеют вместе с нами вотчинную землю, проживая с давнего времени Башкирского отделения Уральского казачьего войска 1-го юрта в деревне Утекаевой, не согласные с нарезанной им землей во временное ведомство, по просьбе их мы желаем принять для совместного жительства вместе с нами в числе 29 дворов, в коих мужского пола 102 и женского 117 ревизских душ (т.е. по VIII ревизии 1834 г.) с представлением поземельных угодий. В чем умеющие грамоты подписуемся, а не умеющия тамги свои прилагаем".4  Однако массового возвращения их не состоялось.
Демографическое развитие селения выглядит следующим образом. В 1816 г. в Утекееве было 80, в 1834 г. 219, в 1850 г. 252, в 1931 г. 267 башкир обоего пола при 60 дворах. 5  В деревне была соборная мечеть во главе с имамхатипом Алтынбаем Габдрахмановым (азанчи Муллагильде Юлбарисов). К ее приходу была причислена д. Каскиново с населением в 213 человек в 1850 г.6
Утекеево родина писателя Хасана Башара.
Деревни Дингезбаево в конце XVIII начале XIХ в. еще не было. Дингезбай Юлумбетов первопоселенец, тогда проживал в деревне Хасаново, разграбленной и разрушенной уральскими казаками в 1815 г. Однако по реке Узень зафиксирована "крепость Дингизбаева" 3 юрта Башкирского отделения Уральского войска, куда в 1833 г. из деревни Ишбулдино 16 юрта 9-го кантона (Усерганской волости из аймака Аю) прибыли Зиянчура Акъюлов и Хабибрахман Байгильдин.7  В то же время переписью 1834 г. была учтена 23-дворная деревня Дингезбаево по реке Большой Иргиз с населением в 154 человек 8 а О. ба поселения были основаны Дингезбаем Юлумбетовым, предком народного поэта Рашита Нигмати. В 1842 г. сыновья и внуки его изъявили желание вернуться в Усерганскую волость 9-го башкирского кантона (Оренбургский уезд). Среди них были Уркунбай Дингезбаев, с 1789 г. (его сыновья Хайбулла, Габайдулла, Нигматулла); Юмагул Дингезбаев, с 1797 г. (его сыновья: 1. Мухаметкулый, с 1814 г., его сын Ахметгали, с 1837 г.; 2. Муртаза, с 1818г.9 )
В 1842 году Балхия Умбетов с 61 мужчиной собирался вернуться в деревни Акбулатово или Тлягулово 1 юрта 9-го кантона, а Исен Алчибаев в деревню Зиянчурино.10   Между прочим, Балхия Умбетов, с 1768 г. (сын Ишмухамет с
1816 г.), фигурирует в родословной башкир племени Усерган рода Бишей.11  Точно так же, как и Намаз, без указания его сыновей. (По переписи  перечислены сыновья Намаза: Дуаскун, Туккара, Биккара, Байгара, Кунурбай, Гали Намазовы, родившиеся с 1790 по 1813 г.)
Подавляющее большинство жителей Дингезбаева относилось к Усерганской волости (тюбы: бишей, сураш), остальные к Кипчакской (тюбы: айхай, мышы), Бурзянской, Тунгаурской волостям.
Среди них было много зажиточных семей. Например, отставной зауряд-есаул Турдагалый Иткучуков, с 1778 г., имевший 328 лошадей, 30 коров, 75 овец, 4 козы; Юмагул Дингезбаев (55 лошадей, 16 коров, 9 овец), его сын Мухаметкулый (120 лошадей, 24 коровы, 25 овец), Дуаскун Намазов (120 лошадей, по 33 коровы и овцы).12
Ревизией 1834 г. учтен имам-хатип, двоеженец Габдулхафиз Туюшев. Тем не менее, деревня относилась к приходу соборной мечети деревни Хасаново. В 1850 г. в ней насчитывалось 190 мужчин и 173 женщины. 355 башкир при 87
дворах было в 1931 г.
Дингезбаево родина народного поэта Рашита Нигматулловича Нигматуллина Рашита Нигмати (1909-1959), его родословная: Рашит Нигматулла Уркунбай Дингезбай Юлумбет Утяган Бикзян Кутлугильде Тилякай Бикбау) и министра просвещения БАССР (1955-1971) Фатимы Хамидовны Мустафиной (1913-1998).
Деревня Имелеево (Кыпсак) основана Имелеем Акировым в конце 80-х годов XVIII в. В 1799 г. построена соборная мечеть, "ставшая центром башкирской духовности" (Ю.И.Бычков). Однако в середине ХIХ в. соборная мечеть стала пятивременной (азанчи Абдулхалик Габдулсалихов) и подчинялась приходу соборной мечети деревни Муратшино (ее основатель Мура тша Акиро1в3).
В 1816 г. в деревне было 55 мужчин, в 1834 г. 97 мужчин,14  в 1850 г. 123 мужчины и 111 женщин, в 1931 г. при 69 дворах 288 башкир обоего пола.
В Имелееве в 1834 г. зафиксированы следующие войсковые должностные лица: 4 зауряд-есаула (Исянгул Ильясов 43 лет, Кутлумбет Ильясов 63 лет, Валит Якшимбетов 33 лет, Ибрагим Зиянгулов 42 лет), зауряд-сотник Абдулхаким Алдарбаев 47 лет, 2 зауряд-хорунжих (Габдулатиф Масягутов 57 лет, Каспран Кутлубаев 40 лет), юртовой сотник Зиянгул Масягутов 47 лет, походный сотник, сопровождавший 100 башкир на Оренбургскую пограничную линию Кутлугузя Ильясов 54 лет и войсковой мулла Исянгузя Ильясов (1785-1833).15 Жители происходили главным образом из Карагай-Кипчакской волости 6-го башкирского кантона, расположенного в Верхнеуральском уезде. Деревня Ишбулдино (ныне Абзелиловского района РБ) в 1842 г. готова была принять "своих родственников с предоставлением им всех владельчиских прав на землю в числе 28 семей из 104 мужчин".16  Тамги ишбулдинцев и имелеевцев одна и та же  + . Среди жителей было несколько семей из Бишул-Табынской и одна из Усерганской (зауряд-сотник Исак Хамзин) волостей.
Деревня Кинзягулово известна с 70-х годов XVIII в., она единственная из башкирских поселений когда-то находилась в Хвалынском уезде. В 1816 г. в ней проживало 53 мужчины и 47 женщин,17  в 1850 г. 127 мужчин и 129 женщин. Советская перепись 1930 г. учла 180 башкир при 40 дворах. В 1834 г. при учете населения были показаны следующие сыновья Кинзягула Акирова. Походный старшина Хурамша Кинзягулов (1766-1825). Его сыновья: Худайберды, Юнус, Алламурат, Альмухамет. Батырша Кинзягулов (1776-1825). Его дети: Хисаметдин (его Низаметдин), Ишкузя, Тухватулла. Игибай Кинзягулов, с 1781 г. Сыновья: Худайгул, Аллаберды. Давлетша Кинзягулов, с 1785 г. Дети: Мухаметша, Мухаметрахим, Мухаметсадык, Ахметсафа, Хазимрат. Зауряд-сотник, двоеженец Давлетбай Кинзягулов, с 1788 г. Сыновья: Хуснутдин, Фатхутдин, Абубакир, Гумер. Юсуп Кинзягулов, с 1792 г. Сыновья: Мухаметкарим, Галиакбер, Мухаметвали, Габдулвали, Хазиахмет.
Мечети нет. Деревня относилась к соборной мечети деревни Муратшино.
Этнический состав жителей был сложный; известны представители родов бурзян, табын (бишул), кипчак, тунгаур.
Деревня Хасаново имела и другое наименование Бигильдино. Оба названия от антропонима. В 1842 г. Хасану Куватову исполнилось 79 лет, значит, 1763 года рождения. Его сыновья: 1. Мурадым Хасанов, с 1786 г.; 2. Юлдыбай, с 1794 г., сын Юсуп. 3. Кильдибай, с 1798 г. 4. Кутлубай, с 1799 г. 5. Хисаметдин, с 1807 г. 6. Багаутдин, с 1809 г. Внук умершего сына Хусеина Шамсутдин, с 1829 г. Все выходцы из Усерганской волости Оренбургского уезда. В 1842 г. 34 мужчины собирались вернуться в Кара-Кипчакскую волость, что в составе 9-го кантона. Столько же мужчин и 28 женщин в 1842 г. намерены были направляться в деревню Киекбаево (ныне Бурзянский район РБ) 10 юрта 6-го кантона Бурзянской волости Верхнеуральского уезда, откуда они были родом. Среди них были Бигильдины, сыновья Бигильды, по имени которого иногда называли деревню Хасаново. Это Биккузя 55 лет, Бикмухамет 46 лет, Мухаметкарим 47 лет, Ибрагим 40 лет, Мухаметкарим 30 лет. Жители деревни Киекбаево на сходе приняли приговор, где было сказано о том, что "прежде бывшие одножильцы наши, ныне жительствующие в деревне Бигильдиной (Хасаново) 3 юрта Башкирского отделения Уральского войска башкиры в количестве 62 человек, желают обратиться на прежнее местожительство в деревню нашу и они согласны принять их к себе на жительство с предоставлением права на пользовани е поземельным владением наравне с нами"18.
В деревне проживал и другой Хасан по фамилии Абузаров, 1786 года рождения (жены 61, 49, 37, 19 лет). Его сыновья: Лукман и Нугуман. Они владели 170, 150, 100 лошадьми. Братья Хасана Ишмухамет и Шагиахмет Абузаровы имели 135 и 60 голов лошадей. Они имели родственные связи с жителями  деревень Карагай-Кипчакской волости 6-го кантона (ныне часть селений Абзелиловского и Бурзянского районов РБ). Жители деревни Каракаево 9-го кантона бурзяны на казенной земле готовы были принять своих возвращенцев во главе с Ахтямом Аблаевым и Утеганом Мегдашевым в количестве 19 человек. Среди жителей Хасаново были (35 душ обоего пола) выходцы из деревни Муйнаково 9-го кантона 12 юрта (ныне Зиянчуринский район РБ). Среди жителей  Хасанова были выходцы из деревень Кабан, Белекей Абыз, Юлдубаево, Псянчино (3 юрт 9-го кантона). Одним словом, ясно прослеживается этнический со став жителей деревни Хасаново. Это бурзяны (род мунаж), кипчаки (кары, суун, карагай), усергане (аю).
Деревня Хасаново несколько раз меняла свое место расположения: первый раз с узень-чижинского бассейна на Большой Иргиз и здесь обрела последнее местоположение. На первом месте она была известна под именем Асан-Куватово (от Хасана Куватова). В 1816 г. в деревне зафиксировано 27 мужчин, в 1850 г. 314 человек, в 1913 г. 225 башкир (59 дворов). В последнем случае находилась в 8 км от центра Костинского сельского совета. В 1850 г. ко 2-й соборной мечети деревни Хасаново (имам-хатип Галиулла Ишкарин, азанчи Кутлуахмет Алтынбаев) относились деревни Зиямбетово (98 человек), Байрамгулово (176 человек), Хамбилево (86 человек), Дингезбаево (363), Ташбулатово (63), Кустяново (130 человек).
Деревня Хасаново родина видного романиста Хадии Давлет шиной (1905-1954), лауреата Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева.
Деревня Хасаново 2-я в 1834 г. состояла из 11 дворов и 52 жителей, 8 из которых переселилось сюда из 9-го кантона в том же году. Среди жителей было немало (10 человек) казахов, пожелавших уехать домой. Других сведений о Хасанове 2-й нет.
На левом берегу реки Таловая, левого притока Большого Иргиза, находилась деревня Каскиново (Таллы, Кочкиновка). Сыну первопоселенца Тумагулу Каскинову в 1834 г. исполнилось 46 лет (его сыновья: Галиакбер 25 лет, Зубаир
19 лет, Галиулла 14 лет, Габдулла 12 лет, Гайнулла 3 лет). Проживали 2 семьи Кулгужиных, 3 семьи Нураткуловых, 2 семьи Раймановых, Габидуллы Мураткулова, Байтимира Альмухаметова, Минлигула Мунасипова (1783-1826), Минлибая Мукминова (сын которого Алламурат 21 года имел полигамную и левиратную семью (женам было 47 и 16 лет). В 1816 и 1834 гг. в деревне учтено по 49 мужчин, в 1850 г. 213 человек, в 1930 г. 264 башкира (64 двора).
В 1842 г. 6 семей из 59 человек через поверенного башкира Галиакбера Тумагулова "по случаю тесноты во владеемой ими земле" изъявили желание вернуться в родные края в деревню Ахмерово 8 юрта 6-го кантона  (ныне Баймакского района РБ). Кроме бурзян, здесь проживали представители родов кыпчак, табын, тунгаур. Деревня подчинялась приходу соборной мечети деревни Утекеево, находящейся в 8 верстах от Каскинова.
Несколько слов о деревнях по реке Каралык Муратшино и Ташбулатово. Деревня Муратшино была основана Муратшой Акировым в 1797 г., умершим за несколько лет до ревизии 1834 г. Его сыновья и внуки учитывались VIII ревизией того же года. Зауряд-есаул Сеитбаттал Муратшин 40 лет, женатый на 3-х женах 38, 29, 20 лет, имел двух сыновей Ахметзяна и Гадиахмета. Габдулгафар Муратшин 25 лет, его сыновья: Фазлыахмет, Шагиахмет. Габдуляпар Муратшин 22 лет, Абдулмагзум Муратшин 17 лет.
В 1850 г. к соборной мечети деревни Муратшино (имам-хатип и мугалим Ахметзян Сеитбатталович Муратшин, помощник Абдулмагзум Муратшин) были приписаны деревни Кинзягулово, Имелеево.
О развитии селения мало материала. В 1850 г. здесь насчитывалось 269, в 1930 г. 437 башкир (105 дворов). Этнический состав жителей состоял из представителей бурзян (мунаш), табын (бишул), кипчак, тунгаур.
Деревни Муратшино и Ташбулатово тесно связаны с именем великого писателя Л.Н.Толстого, находившегося в башкирских селениях на кумысолечении на реке Каралык в 1862, 1883 гг. У него установились теплые отношения с окружающими его башкирами, честными и гостеприимными. Он охотно изучал жизнь, обычаи народа, с удовольствием слушал их песни, легенды. "Край здесь прекрасный, писал он в одном из своих писем, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и не испорченности народа. Здесь очень хорошо и значительно все... Читаю Геродота, который в подробностях описывает тех самых галактофагов-скифов, среди которых я живу"19. Знакомство с жизнью башкир нашло отражение в его рассказах "Ильяс" (1886 г.) и "Много ли человеку земли нужно" (1885 г.).
Деревня Ташбулатово возникла в 1806 г. как хутор Ташбулата и Ишмухамета Бикназаровых (с 1784 г.), жителей д. Ишмухаметово Бурзянской волости 6го кантона (ныне Баймакского района РБ). Они выехали "на границу Оренбургского и Саратовского уезда по неурожаю хлеба для прокормления скота"20 . Сын Ташбулата Абубакир, с 1813 г., его Султанмахмут. В 1842 г. в деревне Ташбулатово было 6 семей. 63 человека было учтено в 1850 г. 384 башкира при 103 дворах было в 1930 г.
Рядом с д. Ташбулатово в 1815 г. образовалась деревня Кустяново из переселенцев с чиж-узенских мест. Сыновья Кустяна перечисляются в документах VIII ревизии 1834 г. В 1842 г. 43-летний Искандер Кустянов имел 14-летнего сына Давлетшу (у них было 40 лошадей, 35 коров, 9 коз). У 22-летнего Амангильды был сын Султанахмет (у них 4 лошади, 13 коров, 11 овец). Аитбай Кустянов, с 1822 г. Самый старший сын Исмагил Кустянов, с 1781 г. Его сыновья: Алтынша, Батырша, Надырша. Они владели 30 лошадьми, 25 го ловами крупного рогатого скота. Кустяновы усерганцы. В 1816 г. в Кустянове проживало 80, в 1850 г. 130 человек.
По делам конфессиональным д.Кустяново, как и 5 других селений, в т.ч. и Ташбулатово, находилась в ведении прихода соборной мечети д.Хасаново. Впоследствии Ташбулатово и Кустяново соединились и деревня называлась Ташбулатово (Ташкустяново). В составе жителей известны представители родов табын, кипчак.
Ташбулатово родина Губая Давлетшина (1893-1938), башкирского писателя, государственного и общественного деятеля, и его двоюродного брата Габбаса Давлетшина (1892-1937), башкирского языковеда.
Деревня Байрамгулово возникла в 1833 г., когда из 6-го кантона Верхнеуральского уезда (из деревень Буранбаево, Ишмухаметово, Файзуллино, Яратово ныне Баймакского района РБ) прибыло 12 семей, из 9-го кантона Оренбургского уезда 7 семей. Урядник Юлмухамет, Ильмухамет, Хузимухамет Байрамгуловы бывшие жители деревни Яратово.21  В 1834 г. в 23 дворах учтено 79 человек. Впоследствии деревня исчезла с карты Самарской губернии, а жители возвратились в свои селения, часть перебралась в дру гие башкирские деревни Поволжья.
Деревня под названием зимовка Зяльмамбетово образовалась в 1838 г., через 4 года ее население достигло 80 человек. Все происходили из деревень Хасаново, Мамбетово Бурзянской волости (ныне Баймакского района РБ) 6-го кантона. В 50-х годах XIX в. большинство из них возвратилось в свою вол ость. Первопоселенцем был Зяльмамбет Салимов, с 1773 г.
Была зимовка Ишкильдина, где проживал троеженец (женам 68, 48, 44 года) Габидулла Ишкильдин, с 1767 г., выходец из Бурзянской волости 6-го кантона. Он владел 125 лошадьми, 60 коровами, 80 овцами. Сын Кутлумбет.
Башкиры 9-го кантона Оренбургского уезда в 1833 г. создали д.Шафеево во главе с 56-летним Шафеем Кулдавлетовым. Его брат Губайдулла. Деревня состояла из 9 дворов с 65 жителями.
Известна зимовка прапорщика Алтынбая Худайшукурова из д. Хасан-Куватово и отставного зауряд-есаула Алтынбая Мухаметова, имевшего с братом Узянбаем 450 лошадей, 60 коров, 130 овец. Зимовка состояла из 8 дворов.
Жители д. Тавлыкаево и Чингизово (ныне Баймакского района РБ) основали деревню Гайсино, состоявшую в 1854 г. из 232 человек. Здесь хозяйствовали имам Юсуп, Сатыбалды, Умитбай и Алибай Гайсины.
В 1827-1834 гг. выходцы из 9-го кантона Оренбургского уезда основали д.Кучакбаево (5 семей из 6-го кантона Верхнеуральского уезда). Первопоселенец 79-летний Кучакбай Муратов. К VIII ревизии деревня имела 55 дворов
и 300 жителей.
Однако жители всех последних 7 деревень по разным причинам вынуждены были вернуться в свои родные края или расселиться по другим поселениям иргизо-камеликских башкир. Такова краткая история происхождения, расселения, хозяйства населенных пунктов самарских башкир. Как видим, поволжские башкиры раньше тесно общались со своими родственниками в Башкирии по многим аспектам общественной жизни, в чем так нуждаются они сего дня.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Ошибочно указывают 30-е годы ХIX в.
2 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 583. И по другим селам см. это дело.
3 Надергулов У.Ф. Указ. соч., с. 118. И по другим деревням см. его работу.
4 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д. 4929. Л.260. ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.2859.
5 См. ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д. 1208. Л.10; Д. 2859. Л 5.; Д.4929. Л.260; Список населенных пунктов Средневолжского края. Самара, 1931, с. 24. И по другим селениям см. этот сборник.
6 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д. 2859.
7 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д. 4929. Л.69.
8 Там же. Ф.138. Оп.2. Д.583. Л. 65-68.
9 Там же.
10 Там же. Ф.2. Оп. 1. Д.4929. Л.157-167.
11 Башкирские шэжэрэ. Уфа, 1960, с.88.
12 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д. 4929. Л.165-166.
13 УНЦ РАН. Ф.3. Оп.12 Д.7
14 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.2859. Ошибочно считает первопоселенкой Имельбику и временем основания деревни 30-е годы XIX в.
15 ЦГИА РБ. Ф.138. Оп.2. Д. 583.
16 Там же. Ф.2. Оп.1. Д.4929. Л.267. И по другим деревням см. это дело.
17 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д. 1208. Л.10. И по другим деревням см. это дело.
18 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.4929. Л.358.
19 Башкирия в русской литературе. Т.2. Уфа, 1991, с.6. Предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г.Рахимкулова.
20 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.4929. Л.285.
21 ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.2859.

Асфандияров А.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018