Главное - быть профессионалом

Рафаил Касимов… Личность известная в музыкальном мире не только Башкортостана и России. Его произведения звучат на различных фестивалях музыки, пленумах и съездах композиторов, в разных городах России и за рубежом. Исполнялись они в Германии, Японии, Индии, Финляндии, Чехии, Словакии… Уфимский государственный институт искусств он окончил по двум специальностям как пианист и композитор. По композиции его педагогом был выдающийся башкирский композитор, народный артист СССР, профессор Загир Гарипович Исмагилов, который привил одарённому студенту любовь к башкирской народной музыке, помог глубоко освоить национальную интонационность.
Прошли годы. За эти три десятилетия начинающий композитор стал Мастером.
Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, дипломант двух международных конкурсов композиторов в Токио, лауреат республиканских конкурсов по композиции Рафаил Габдулхаевич Касимов является председателем комиссии по детской музыке Союза композиторов РБ, членом Всероссийской комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию молодёжи, с 1994 года член Международной ассоциации фортепианных дуэтов.
В 2004 году Рафаил Касимов удостоен одной из главных премий РБ, носящей имя национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Премию вручал Президент Муртаза Губайдуллович Рахимов.
На вопрос, почему он обратился в своей симфонии к образу Салавата, композитор ответил: "Сам не раз спрашивал себя, почему многие  годы людей волнует образ этого человека? А ответ прост: его мысли, поступки, идеи социального равенства и добра вечны. Поэтому шли за ним люди. Верили и шли. И энергетика эта сохранилась на века".
С Рафаилом Габдулхаевичем мы встретились после успешной премьеры его "Салаватской" симфонии. Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан дирижировал заслуженный деятель искусств РБ, лауреат премии имени Шостаковича Рустам Сабитов.
Обычно композиторов спрашивают о национальных корнях, его отношении к фольклору и истоках музыкального творчества. У Вас, я знаю, ответ неоднозначен.
Как судить о моей национальной почве и связях с фольклором? Непросто разобраться… Родился в Польше
(отец был военным, в связи с его службой и постоянными перемещениями семья много странствовала), в школе начал учиться в Белоруссии, затем Удмуртия в городе Глазове окончил музыкальную школу, в Ижевске музыкальное училище. Завершилось моё музыкальное образование в Уфимском государственном институте искусств.
Вспомним Ваших педагогов, оказавших влияние на выбор собственного пути, на формирование Ваших пристрастий.
Я благодарен моим педагогам, благодаря им я прошел хорошую профессиональную школу. Главное они учили меня хорошему вкусу. В Ижевске по теоретическим предметам педагоги тоже были прекрасные. По классу фортепиано я занимался у ученицы великого пианиста и педагога Генриха Нейгауза Галины Александровны Полторацкой-Глушенковой. Когда бываю в Ижевске, заезжаю к ней. Она следит за моими успехами. В Казанской консерватории, где я также обучался два года, попал в класс Иды Асгатовны Губайдуллиной, кстати, это сестра знаменитой Софьи Губайдуллиной композитора всемирно известного. В Уфе моим педагогом по фортепиано стал Лев Франк, общение с ним было очень интересным и полезным. Загир Гарипович нашел меня сам, узнав, что есть пианист, который увлекается сочинением музыки, прослушал мои произведения и сразу зачислил на третий курс. В его классе занятия проходили так студенты играли свои сочинения, затем все обсуждали услышанное, в конце высказывался сам маэстро. Так мы занимались, обогащая друг друга. Вместе со мной к нему приходили Рим Хасанов, Роберт Газизов, Юлий Гальперин, Луиза Хайрутдинова. Исмагилов хорошо чувствовал индивидуальность, к каждому имел свой подход. Но для сочинения зрелой музыки, я считаю, мало одной школы, необходим жизненный опыт чтобы было что сказать людям.
В 1973 вы закончили институт как пианист и композитор. Дипломными работами стали Концерт для фортепиано с оркестром, два сочинения на стихи Мусы Джалиля баллада для баса и фортепиано "Прости, Родина" и "Моабитская тетрадь" 5 хоров а капелла. После такой серьезной творческой заявки на госэкзамене Вы вдруг начинаете работу в совершенно иной области художественным руководителем музыкального лектория Башгосфилармонии, где служили целых девять лет. Не отвлекала административная деятельность от творчества?
Несомненно, она отвлекала от музыки академического плана, к которой я всегда тяготел. Положительным было то, что в филармонии я близко столкнулся с проблемами концертного репертуара, познакомился с различными исполнительскими коллективами. Убедился в том, что в программах концертов мало эстрадных пьес образных, ярких, характерных. Тогда я сочинил скрипичные пьесы "Сабантуй", "Напев курая", "Забытый шлягер", "Зонтик Элеоноры". Впервые написал музыку к танцам, к хореографическим постановкам. Написал эстрадные песни для Идриса Газиева, Венера Мустафина: "Ласточкин дом", "Гульнара", "Искрятся листья" и другие, сделал немало обработок народных песен. Много музыки написал для детской аудитории.
В произведениях для детей проявился яркий мелодизм автора, умение создавать доступную, образную музыку. Это и цикл песен на стихи Роберта Бернса, песни "Слоненок", "Девочка и крокодил", "Сундук". Полюбилась детишкам и его "Песня  о  глупом  мышонке"  (стихи С.Маршака) для голоса, скрипки и фортепиано. Область музыки для детей так увлекла Касимова, что он стал писать пьесы педагогического репертуара для детских музыкальных школ, училищ, и сегодня он один из самых исполняемых композиторов. Так, на одном из фестивалей фортепианной музыки башкирских композиторов, проведенном в республике, прозвучало 48 сочинений Рафаила Габдулхаевича. Композитор сам проводил творческие встречи, выступая одновременно как автор музыки, исполнитель и рассказчик.
Я не считаю, что это было для меня потерянным временем. Тогда шла интенсивная внутренняя работа. Был накоплен большой фактический материал, особенно фольклорный. Пришлось "переварить" всю пентатонную музыку Поволжско-Уральского региона. И в музыке у меня тоже встречается этот своеобразный синтез башкирских, татарских интонаций, а также выразительные краски музыки угро-финских народов. Музыка для детей, а также оркестровые миниатюры помогли мне четко и лаконично выражать свои мысли. Появилась потребность в крупных сочинениях так родилась Первая симфония, судьба которой сложилась счастливо исполнялась много раз разными симфоническими оркестрами (тогда своего симфонического оркестра у нас в республике ещё не было).

Следующая Ваша симфония появилась через 14 лет. За это время написаны сонаты для кларнета, гобоя, флейты, "Три миниатюры" для оркестра, "Маленький концерт для камерного оркестра" и другие сочинения. Наверное, можно сказать, что это эскизы будущих крупных полотен?
В таких сочинениях оттачиваются необходимые интонации и ритмы, идут поиски новых драматургических пластов. Начиная с 1997 года времени создания Второй симфонии, я начал активно работать в самом интересном, на мой взгляд, жанре симфонии. Через каждые год-полтора я представлял новую симфонию. Считаю, что здесь неисчерпаемые возможности, и одну из сложнейших проблем поиск новых красок удается решать именно в симфонии.
Назовите композиторов, которые повлияли на Ваше музыкальное мировоззрение, у кого Вы учились мастерству.
Это выдающиеся композиторы прошлого века, определившие пути развития музыкального искусства и в значительной степени повлиявшие на многих современных мастеров. Импрессионисты, Стравинский, Шостакович, Прокофьев… В современной музыке обращаешь внимание на язык, фактурные принципы, на тембровые оркестровые краски. У Гии Канчели всегда интересна драматургия, она необычная. У Софьи Губайдуллиной привлекает умелое использование ударных инструментов. Всегда есть чему поучиться у таких мастеров, как Андрей Эшпай, Борис Тищенко, Родион Щедрин.
Кого бы Вы могли назвать из молодых композиторов Башкортостана, на Ваш взгляд, наиболее перспективных?
Это самый молодой композитор нашего Союза Валерий Скобёлкин. У него хороший профессиональный уровень, композиторская техника и по таланту он интересен. Радует работоспособность Салавата Низамутдинова, он талантлив от природы, в национальное искусство вносит свои яркие краски. Работает в самых разных жанрах.
Рафаил Габдулхаевич, как сочетаются, с Вашей точки зрения, современные технические приемы и национальные особенности музыкального языка?
Считаю, что композитор должен свободно владеть всем арсеналом современных выразительных средств. Но выбор этих средств должен быть точен, и здесь единственно верным критерием является талант автора. И главное требование, которое предъявляется композиторам, профессионализм это понятие подразумевает многое.
Я вспоминаю, как несколько лет назад в связи с юбилеем Касимова наш выдающийся композитор Загир Гарипович Исмагилов сказал о нем:
"Я искренне радуюсь достижениям своего ученика. Сейчас приятно общаться с ним как с коллегой по Союзу композиторов. Это музыкант, преданный искусству и настоящий человек. Всегда имеет свое собственное мнение. Крепкий профессионал".
Рафаил Габдулхаевич, Вы один из самых исполняемых композиторов. В связи с этим возникает вопрос а как обстоит дело с нотным изданием?

У меня издано восемь сборников 5 фортепианных, 3 скрипичных. В планах издание двух сборников, включающих все детские песни. Но издание сегодня дело сложное и дорогое. Я сам набирал на компьютере все свои нотные сборники.
Ваши ближайшие планы.
Собираюсь вместе с коллегами выехать на фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала, который пройдет в Саранске. Будет исполняться моя Вторая симфония вторая редакция. После "Салаватской" симфонии уже написал Седьмую, есть наброски к Восьмой симфонии.
В ваших последних симфониях очень интересно использован башкирский мелос, своеобразно и точно претворены его особенности.
Башкирский мелос, музыкальный фольклор запал мне в душу. Я знал хорошо родной татарский фольклор. С башкирским они во многом схожи, но есть отличительные черты очень интересные. Вот это своеобразие башкирской народной музыки и натолкнуло на интересные находки. А звучание таких инструментов, как курай и кубыз, привело к новым тембровым краскам в оркестре.
Тут мы близко подошли к симфонии Касимова, принесшей ему звание лауреата государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Сначала она была удостоена I премии на конкурсе, посвященном 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева. 12 ноября 2004 года прозвучала в концертном зале Уфимского училища искусств. Содержание симфонии словами передать невозможно. Но можно представить это сочинение как раздумье героя, его воспоминания о днях прожитой жизни. (Не случайно ведь такое название "Мир и война Юлаева Салавата"). Здесь чередуются картины, передающие в музыкальных звуках просторы башкирских степей, суровую, но всегда волнующую красоту природы. Мы слышим удивительной красоты мелодию, напоминающую напев курая. Чувствуем ритм стремительной скачки и цокот копыт, и свист ветра в ковыльной степи. В сложной драматургии симфонии переплетаются разные темы русское песнопение стилизация духовной музыки и башкирская песня-марш о Салавате. Тревожные сцены "нашествия" сменяются тихой, затаенной музыкой  природы…  И  снова  схватка музыкальных образов, острый драматизм музыки. Кажется, что музыка рождается прямо сейчас, в процессе исполнения. И каждый слушатель вовлекается в происходящие события, как бы становясь их участником. Такова сила музыки. Таков взгляд композитора из сегодняшнего дня на далёкую историческую эпоху, события которой продолжают волновать и в настоящее время. Эта музыка тревожит душу, волнует. Потому что написана замечательным мастером, человеком мыслящим и остро чувствующим биение пульса жизни, драматизм событий прошлого и настоящего.
Рафаил Габдулхаевич продолжает лучшие традиции композиторов старшего поколения, творчески развивает такой сложнейший жанр, как симфония. Напомню, что только Рауф Муртазин основоположник жанра симфонии в башкирской музыке написал такое большое количество симфоний семь. Именно он 15 лет назад был удостоен премии имени Салавата Юлаева. И вот впервые за эти годы совершен "прорыв".
Премьера Шестой симфонии "Мир и война Юлаева Салавата" состоялась нынешней зимой в столице Удмуртии Ижевске. Музыкальная общественность семи республик огромного региона горячо приняла новую симфонию башкирского композитора. Ведь Салават личность необыкновенная, интернационального значения: в освободительной войне XVIII века принимали участие все народы, населяющие Урал и Поволжье. Интерес к этому герою огромен. Рождение талантливого произведения о народном герое, поэте, певце-импровизаторе радостное событие в нашей музыкальной культуре.
В жизни Рафаил Касимов немногословен, кажется даже замкнутым, всегда сосредоточен. Но в кругу друзей весьма красноречив и может поддержать разговор на любую тему. Много читает. Всегда информирован о новинках в музыкальном мире… Семья Касимовых большая и дружная, а главное все музыканты: жена Евгения скрипачка, старшая дочь Ольга пианистка, Лейла скрипачка, один из зятьёв саксофонист. Целый семейный ансамбль. Старший из трёх внуков Данил учится играть на кларнете, а Петя и Денис ещё маленькие, но уже любят слушать, как Данил играет, особенно, когда звучит музыка, написанная дедушкой.

Мингазова Э.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018