Правда и вымысел

Уже около пятнадцати лет то на страницах газет, журналов, а то и по радио, в Интернете нет-нет да и появляются сообщения о загадочной фигуре Героя Советского Союза Александра Матросова.

Они появлялись и раньше, еще в конце 60-х, но тогда это были полусомнения, не подтвержденные никакими документами, так как все материалы о Великой Отечественной войне, хранящиеся в ЦАМО РФ, были засекречены. Да и в произведениях П.Журбы, И.Легостаева, М.Шкадаревича в описании жизни героя до 1936 года столько противоречивых подробностей, что невольно закрадывается сомнение: на чем основаны эти сведения о раннем детстве, о родителях и других родственниках героя? Есть ли подтверждающие их документы?
В книге "Откуда ты родом, Матросов?" (Р.Х.Насыров Уфа, 1994, с. 8) читаем: "Как раз в те дни, когда просматривал литературу о Матросове, совсем случайно в руки попал номер газеты "Правда". В нем была помещена маленькая заметка московского писателя, кандидата исторических наук М.Шкадаревича: в свое время он первым написал о подвиге героя в фронтовой газете, а затем книгу. Он сообщал, что еще раз побывал в городе Днепропетровске, выявил, что там нет людей с фамилией Матросов, из чего сделал вывод о том, что, возможно, эта фамилия выдумана. Тогда не приходится сомневаться в правоте генерал-полковника И.С.Медникова, написавшего предисловие к книге И.Легостаева "Бросок в бессмертие": "О раннем детстве Матросова нет сколько-нибудь достоверных сведений".
Я, может быть, повторюсь, но меня повергло в сомнение другое. Когда я начал работать над статьей об А.Матросове по просьбе Л.В.Антоновой, то столкнулся, во-первых , с книгой "Зачислен навечно" (М., Издательство политической литературы, 1990); во-вторых, со статьей в "Военно-историческом журнале" (№6, июль 1992 г., с. 2223) "Побратимы А.Матросова". В "этих источниках указывается отличная от официально признанной дата гибели героя 27 февраля 1943 года. Приводится ссылка на политдонесение ЦАМО ВС. Ф. 1902. Оп. 1, Д.2, Л.29-30; список безвозвратных потерь
Оп. 18001, Д. 1505, Л.22. Кроме того, в статье указывается: "...в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А.М. Матросов прибыл 25 февраля".
Когда я, засомневавшись, осенью 2000 года поехал в ЦАМО ВС, то нашел там не только вышеуказанные документы, но и карточку №Р10 Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова, в которой также указана дата выбытия и причина: убит 27.02.43; место расположения могилы д. Чернушка.
Меня удивило еще одно. Почему же автор статьи "Побратимы А.Матросова" не отважился привести выдержку из того самого политдонесения начальника политотдела 91-й особой бригады? А ведь в нем говорится: "Красноармеец, комсомолец 2-го батальона Матросов при получении приказа об уничтожении дзота противника подполз к дзоту и своим телом закрыл амбразуру дзота. Пулемет замолчал. Пехота пошла вперед и заняла д.Плетень. Тов. Матросов пал смертью храбрых..."
Я спросил себя: почему, несмотря на факт героической гибели А.Матросова 27 февраля 1943 года в бою за деревню Плетень, в историю вошли дата 23.02.43 года, место гибели деревня Чернушка?
Думаю, что в то время, когда люди боялись даже собственной тени и старались как-то угодить начальству, тем более, что накануне была круглая дата 25-летие РККА и РККФ, почему бы не приурочить подвиг к этой дате?.. А почему местом подвига стала деревня Чернушка, а не Плетень?
"Плетень" как-то не звучит, тем более, что и похоронен герой в деревне Чернушка. Кто там будет разбираться, спустя годы, десятилетия... Так из одной маленькой неправды родилась большая ложь. Почему никто это не опроверг? Все по той же причине! НКВД-вская машина устрашения работала исправно. Я знаю человека, который отсидел в сталинских лагерях 5 лет за фразу: "Эх, хорошо "Правда" горит!". Он имел в виду бумагу из газеты, которая послужила ему материалом для самокрутки. А тут опровергать самого Сталина! По этой же причине прошла ложь о "гвардии рядовом" (91-я особая бригада вошла в состав 56-й гвардейской стрелковой дивизии по приказу ГКО только в апреле 1943 года), появился стилизованный портрет героя с погонами на плечах, с гвардейским знаком...
Но правда, как бы ее не скрывали, не замазывали, все равно пробьется сквозь толщу лжи! Когда-то, еще мальчишкой, я слышал о том, что Матросов вовсе не Матросов. Но тогда ребячий ум был под прессом "взрослой лжи" и не мог ему противостоять. Теперь мне за 60, и меня уже давно не удовлетворяют красивые "сказки". Поэтому, когда я, исследуя боевой путь 150-й Сталинской стрелковой дивизии сибиряков-добровольцев, наткнулся на одну неправду, мне захотелось разобраться вообще в жизни и подвиге А.Матросова тем более, что начальник архива А.И.Сизов показал нам с  Г.Ю.Набойщиковым (историк, журналист из Санкт-Петербурга, исследователь жизни А.Матросова с более чем 40-летним стажем) запрос из Уфы по поводу возможности перезахоронения героя на его родине. О какой родине говорится? Да и статья из Краткой Энциклопедии "Башкортостан" приложена, в ней утверждается, что А.М.Матросов это Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, уроженец деревни Кунакбаево Учалинского района Республики Башкортостан.
Не буду повторяться (см. статью "Александр Матросов памятник и человек", 2001 г., газета "Великолукские ведомости"), но тогда меня заинтересовал ответ,  подготовленный А.И.Сизовым, а также те официальные документы, что я нашел в музее (см. ВКИ НАР, 1, Д.3).
В одном из них ответ из Ульяновского горзагса -восстановление записи акта о рождении Александра Матвеевича Матросова № 412 от 15 апреля 1937 года. Указано:
"4. Время рождения: 3 августа 1926 года.
5. Сведения о родителях неизвестны.
15. Подпись заявителя отношение дет. дома № 2.
16. Особые отметки восстановлено, копия от 15.04.1937 г. Отчество носит "Матвеевич".
24.11.1973 г."
Другой документ ответ директора музея имени А.Матросова города Днепропетровска В.Петрищевой от 16.08.76 г. № 114: "Первичными документами, подтверждающими, что Днепропетровск родина Александра Матросова, наш музей не располагает". Вот так новости! Откуда же тогда дата рождения 5.02.1924 г., место рождения г.Днепропетровск, фамилия Матросов, имя Александр, отчество Матвеевич?
В книге "По зову Родины" (В.И. Кирсанов. М., Издательство "Мысль", 1974, с. 145), рассказывающей о добровольческих соединениях и частях, создаваемых в различных городах СССР для борьбы с фашизмом, сказано, что А.Матросов родился в городе Кирове Смоленской области. В книгах известных авторов 5 февраля 1924 года в городе Днепропетровске.
Где же правда?
Для того, чтобы лично убедиться в том, что город Днепропетровск является (или нет) малой родиной героя, я сперва связался с директором музея, написав письмо, в котором задал несколько вопросов, касающихся самого героя, а также его родственников.

Через пару месяцев пришел ответ в форме личного письма за подписью Ж.В.Исаковой.
"Уважаемый Олег Федорович!
В ответ на Вашу просьбу отвечаю, что:
1. Действительно, Саша родился в Днепропетровске 05.02.1924 года. Так было записано в анкете, на которую он отвечал, когда был маленьким мальчиком (5-6 лет). Анкета эта, очевидно, в архиве. В каком не знаю. Возможно, в Ивановском детском доме, городе Подольске (военный архив), в городе Москве (бывший музей Сов. Армии).
В свое время мы занимались поиском его родителей, родственников. Письма были направлены во все загсы г. Днепропетровска, где бы могло состояться бракосочетание его родителей. Пришел ответ, что в загсах нет таких записей. Соответственно, родственников абсолютно никаких нет. Если бы были, то они бы пришли в музей обязательно. Из г. Уфы раньше часто писали, что он наш, что его мама живет в г. Уфе и т.п. Но документально никто не мог подтвердить. В книге Легостаева "Бросок в бессмертие" подробно описано, кто такой Саша. Автор работал в архивах, собирал по крупицам материал. Очевидно, все уже изучено, но отдельные моменты его жизни, конечно, остаются неизвестными. Нас это тоже интересовало, интересует и сейчас. Мы чтим память своего земляка (отмечаем его дни рождения, 60-летие, 60-летие подвига), проводим встречи в музее, беседы, экскурсии, т.к. сегодня дети не знают, кто такой Саша Матросов, а нас это волнует. Поэтому стараемся воспитывать детей на патриотизме наших героев.

Я ответила на все ваши вопросы без подтверждения документально (т.к. их нет). Как ответила Вам Петрищева, я не знаю, поэтому, извините, если что не так.
Извините еще раз. Хотелось Вам помочь. Когда будете в Днепропетровске, приходите.
С уважением к Вам Ж.В.Исакова". После этого я позвонил в Днепропетровск по указанному в письме телефону. Жанна Викторовна Исакова, представившись директором музея, подтвердила, что письмо через мою тетю она, действительно, мне передала. Что официальных бланков в музее нет, нет ни печати, ни углового штампа, т.к. музей теперь находится под юрисдикцией частной организации. Я сообщил ей, что в июле, возможно, приеду, попутно навещу своих родных, проживающих в городе.
В середине июля я поехал в Днепропетровск, предусмотрительно взяв письмо Великолукского архива с просьбой оказать мне помощь в сборе материалов об А. Матросове. Бывший музей это солидное двухэтажное здание, построенное, так же, как и наш музей, в начале 70-х. Сейчас представляет собой пристанище различных коммерческих структур, торгующих чем попало. На дверях табличка. У здания памятник. Музей оказался закрытым. Директор отдыхает в Крыму, но в записке (я узнал почерк), оставленной для меня, написано: "Если приедут из Великих Лук, передайте, что другого ответа, кроме как у Петрищевой, я дать не могу, т.к. документов нет".
Дежурная, очевидно, с устного разрешения заведующей, провела меня на второй этаж в собственно музей, представлявший из себя небольшие три комнаты со стендами, на которых помещены материалы о комсомольцах-героях Днепропетровской области, в том числе стенд размером примерно 1,2х2 метра с немногочисленными материалами об А.Матросове, общеизвестными в советское время. В центре книги И.Легостаева и М.Шкадаревича. Как видно из письма Ж.В.Исаковой, эти книги и явились основным источником информации о Герое Советского Союза А.Матросове. Никаких документов или фотографий знакомых, родственников!
Таким образом, стало ясно, что легенда, утверждающая "...место рождения город Днепропетровск, дата рождения 5 февраля 1924 г.; отец 25-тысячник, убитый кулаками, мать, умершая с горя, бабушка, воспитавшая Сашу..." отпадает. Никаких документов, подтверждающих эту легенду, в музее города Днепропетровска нет. Нет их и в городе Киров Смоленской области.
Так кто же ты, Саша Матросов, и откуда ты родом?
Теперь, когда мной изучены почти все источники о жизни и подвиге А.Матросова, когда сведения о его детских годах оказались просто легендой, я утверждаю, что единственно правдоподобной оказалась книга журналиста из Уфы Насырова Рауфа Хаевича "Откуда ты родом, Матросов?" и видеофильм "Ищите под фамилией Матросов", которые мне прислали автор с дарственной надписью и редакция ГТРК "Башкортостан". В них рассказывается о том, как башкирский мальчик Шакирьян Юнусович Мухамедьянов превратился в Александра Матросова. В этих изданиях приводятся свидетельства односельчан, товарищей детства, знакомых по колонии НКВД-2 в Уфе, преподавателей и воспитателей детских домов в Ульяновской области, таких, как Карепанова, Емельянов. Приводится масса документов, подтверждающих, что Шакирьян Юнусович Мухамедьянов и Александр Матвеевич Матросов одно и то же лицо. При исследовании детской фотографии Шакирьяна (среди односельчан у трактора), а также известных фотографий Александра Матросова ("Мальчик с голубем", "Вручение комсомольского билета") и фото из колонии специалисты из НИИ МВД СССР сделали вывод, что на всех четырех снимках "...вероятно, изображено одно и то же лицо".
Директор музея детского парка города Ульяновска В.В.Емельянов рассказывает, что мальчик попал в детдом как "бесфамильный", а когда в стране было принято решение о ликвидации бродяжничества и беспризорности среди детей (мальчик в начале 30-х годов ушел из дома и стал себя называть Шуриком Александром производное от "Шакирьян"), в детском доме №2 Ульяновска ему была дана фамилия "Матросов", так как он беззаветно любил матросскую форму, носил ее атрибуты, имел кличку "Матрос". Отчество "Матвеевич" ему подарил один из воспитателей.
Саша (Шакирьян) настолько любил матросскую форму, что не расставался с тельняшкой и в колонии города Уфы. По свидетельству одного из товарищей по колонии, Матросов даже полосы тельняшки выколол себе на теле. В книге и в фильме Р.Х.Насыров приводит многочисленные документы запросы, ответы на них, справки из детских домов, показания воспитателей и односельчан, которые рассказывают о том, как и когда Шакирьян Мухамедьянов стал Александром Матросовым, и развенчивает легенду об украинском происхождении А. Матросова, дате его рождения и гибели в бою в районе деревни Чернушка (там он был похоронен) 27 февраля 1943 года.
Многие мои знакомые, друзья говорят: "Зачем тебе это надо? Не все ли равно, какое имя носил герой? Ведь на его подвиге воспитаны поколения". Отвечаю так: "Я горжусь тем, что мой отец Г.Г.Снитин был сослуживцем Героя Советского Союза А.М.Матросова по 6-му стрелковому корпусу сибиряков-добровольцев. Он совершил бессмертный подвиг, который повторили более 400 солдат и офицеров на полях сражений с фашистами, но жил и погиб под вымышленной фамилиейпсевдонимом, "...данной ему в приюте..." (Письмо заместителя начальника Главного управления ФСБ по Тюменской области полковника А.А.
Петрушина от 5 января 2001 года.
Но для истории не все равно, Александр Матросов или Шакирьян Мухамедьянов совершил подвиг. История не признает идеологий, жертвой которых стало имя героя. Истории подавай факты, которые, как известно, переупрямят всех. А факты доказательно говорят о том, что Александр Матросов это Шакирьян Мухамедьянов, уроженец деревни Кунакбаево Учалинского района Республики Башкортостан. Родился в семье бедняка-инвалида Юнуса Юсупова в 1923 году. Жил в деревне до 1933-1934 годов, затем ушел из дома. Позже два или три раза появлялся в деревне, хорошо говорил по-русски, называл себя Матросовым Александром.
По башкирским традициям, после рождения ему дали фамилию по имени деда Мухамедьянов. В детском доме в 1937 году по кличке "Матрос" мальчик получил фамилию Матросов, имя Александр, отчество Матвеевич. Под этим именем и фамилией в 1942 году призван в армию, учился в Краснохолмском пехотном училище. 25 февраля 1943 года с группой курсантов-добровольцев попал на Калининский фронт в 91-ю особую бригаду 6-го Сталинского стрелкового корпуса сибиряков-добровольцев.
27 февраля в бою за деревню Плетень, находящуюся в 1,5 км от деревни Чернушка, совершил подвиг, закрыв телом амбразуру вражеского дзота, и этим обеспечил успех роты автоматчиков 2-го батальона.
Проживавшая в последние годы в городе Миасс Челябинской области Н.Х.Тифтеева вспоминает о беседе со стариком Юнусом: "Шакирьян сказал своему отцу, что он изменил имя и фамилию: моя фамилия теперь Матросов, а зовут Сашка... Папа, я ухожу на войну. Ищите меня под именем Александр Матросов".
Историческая правда нужна не только историкам, к числу которых причисляю и себя. Она нужна и землякам А.Матросова Ш.Мухамедьянова, всему башкирскому народу, да и русскому тоже.

Бондаренко-Снитин О.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018