Самая большая награда

Знакомство с защитником Брестской крепости, ветераном труда Ришатом Салиховичем Исмагиловым началось с треугольных писем времен Великой Отечественной войны. При дальнейшем изучении семейной хроники обнаружилось, что Исмагиловы это целая династия педагогов, деятелей высшего образования, науки. Каждый из них мог бы стать персонажем, героем солидного исследования.

Окончив в предвоенном 1940 году Кушнаренковский педтехникум с отличием, Ришат Исмагилов проработал в Благоварском районе неполный учебный год. И за этот короткий срок успел показать себя способным педагогом. В учебный процесс привнес много такого, что не предусмотрено программой. Был назначен заведующим начальной школой. Жители села и работники роно души не чаяли в новом учителе, благодарили его за искреннюю преданность избранной профессии.
…Детство и юность Ришата омрачены большими драматическими разломами. Началось с того, что в дом Исмагиловых в деревне Нимислярово Нуримановского района в один из дней ворвались люди в форме НКВД и первым делом  увели Салиха Исмагиловича, отца большого семейства. Немалое домашнее имущество тоже погрузили. Мать Гафия Ахметвалеевна осталась с детьми в опустевшем доме. За что взяли отца, куда увезли никто не знал. Он был известным в округе муллой, детей обучал в школе, исправно исполнял свои непростые обязанности, против существующей власти худого не говорил. Тем не менее, взяли.
Как говорят, беда не приходит одна.
На другой день приехали односельчане на подводах и разобрали дом по бревнышкам. Гафия-абыстай оказалась из прочной породы. Собрав сыновей, мал мала меньше, тут же стала сооружать подобие жилища. Ближе к зиме зажили в сарае, превращенном в дом, печку соорудили, поставили окна. Там и перезимовали.
Настал день 1 сентября, и Ришат стал первоклассником. Радости не было конца. Своими знаниями он восхитил учительницу. Мальчик чувствовал себя на седьмом небе. И вдруг... Откуда-то пришел важный дядя и выставил Ришата из класса. Приказал: чтоб ни ногой. Сыну муллы здесь нет места…
В течение учебного года Ришат побывал в классе 11 раз, на риск и страх молодой учительницы, которая плакала вместе с Ришатом и его матерью. "Член семьи врага народа" это грозное определение, ставшее впоследствии тавро-кличкой, вошло в употребление, некоторые сельчане даже верили, что это так. Но не все были так жестоки на следующий год Ришат ходил в школу почти на равных. С тем исключением: его в октябрята и пионеры не принимали. В пятом классе гонения возобновились, и пропускам уроков потерялся счет. Зато сам Ришат сосчитал: в школу ходил 25 дней.
Как бы то ни было, 7-й класс он окончил только на отлично.
Черная отметина судьбы не переставала преследовать парня и в последующем: "сына муллы" в педучилище не имели право принимать, зачислили в кандидаты. На втором году учебы то ли тучи черные рассеялись
Ришат утвердился на правах студента, даже был избран председателем профкома учащихся и снискал себе добрую славу.
В 1941 году по направлению военкомата  Р.Исмагилов попал в школу связистов, хорошо освоил профессию и был направлен на службу в Брестскую крепость.
Рядом пограничная полоса, проходит она по реке. По ту сторону границы далеко не все понятно. Поляки и белорусы присоединение западных территорий к Советской Белоруссии не очень одобряют.

Из писем Р.С. Исмагилова.
"6 июня 1941 года.
...Пишу вам письмо из хорошо известного города Бреста. Служба наша здесь очень интересная. И город сам по себе особенный. На берегу многоводной реки. Иногда нам удается посидеть на берегу, любоваться природой, искупаться. Недавно в час отдыха приходил к нам генерал.
Совсем неказенный такой, с нами по душам разговаривал. Он прошел много войн: империалистическую, гражданскую и финскую. Конечно, рассказывает он о вещах вовсе невеселых. "Чует мое сердце говорит, поглядывая через реку, на той стороне неладное творится. Если что произойдет, то мы первыми примем на себя удар. Удар будет колоссальный".
Часто вспоминаю, что в этом городе служили в разное время наши родственники Якуп бабай и Сафа бабай. В первый период моего пребывания здесь я даже обрадовался, будто смогу найти что-нибудь напоминающ ее об их пребывании в этой крепости. Куда там! Никаких следов. С грустью думаю: и мои следы так просто смоет время?..
С солдатами узбекской, казахской, таджикской национальности провожу занятия: не только политучебу, но и по оружию и тактике...
Ваш Ришат."

...То кошмарное утро Ришату Салиховичу не забыть никогда. Возможно, и дети тоже не забудут. Они не раз слушали рассказ отца, вместе с ним ездили на встречи в Брестскую крепость.
"Мы соскочили с кроватей стремительно и тут же выхватили винтовки, вспоминает Ришат Салихович, надеть сапоги, обмундирование не успели. Еще не проснувшись, пытаемся угадать, куда направить оружие. Под ногами бетонная крошка и битое стекло. Стены казармы частью разрушены, сквозь пробоины видно, как валится огромное дерево, рушатся стены корпусов..."
Исмагилов в одних трусах, босиком бежит к радиостанции. Но она разбита. Тем временем бомбят, ухает артиллерия, стрекочут пулеметы. Исмагилова и еще нескольких бойцов берет под свое начало какой-то молодой командир. Собрав всех, он организует оборону. Заставляет вести огонь с положения лежа.
Вскоре показались немецкие автоматчики. Не верили, что придут, но вот они! Пришлось дать бой. Повторилось это еще и еще. Перевязочного материала не было, продовольствия тоже. Хорошо хоть, есть винтовки, пулемет, боеприпасы. Связи тоже нет. Нет и воды, хотя до реки рукой подать.
На другой день немцы заговорили через громкоговоритель. Требуют бросить оружие и выйти на милость победителя. В ответ на все это раздаются выстрелы. Немцы снова наседают.
Так проходит три дня. Три дня и три ночи в аду. Бойцы в крайнем изнеможении. Многие ранены.
Попытки набрать воды в реке заканчиваются гибелью смельчаков. Снова фашистские листовки.
А сообщений с востока нет и нет. К исходу третьего дня связисты Исмагилов и Фоменко были вызваны к незнакомому командиру. Тот пояснил, что поставлена задача восстановить связь с войсками. Первые группы, высланные ранее, видимо, цели не достигли. Теперь ваша группа. Три человека…
Смельчаки вышли из крепости глубокой ночью. Низко висят осветительные ракеты. Стремительный бросок через открытую площадь вызвал у немцев переполох, они открыли бешеную стрельбу. Кустарника у берега реки достигли за считанные секунды. Плюхнулись в воду с шумом и треском. Когда перебрались на ту сторону, вслед стреляли наугад. Все же одного уложили. Исмагилов с командиром оторвались от преследования. Теперь двигаться вперед, на восток, по территории, занятой немцами. Медлить нельзя, приходится бежать и бежать. Вскоре выясняется, что командир отстал. Искать его в темноте некогда.
Под утро слышит русскую речь. Оказалось, бойцы своей дивизии. Узнали. В душе сразу потеплело. Оказывается, хотят пробиться в крепость. После пояснений Ришата решили двигаться на восток.
Леса да болота выручили здорово.
Немцы предпочитали держаться ближе к дорогам. Наши бойцы поплутали несколько суток и наконец наткнулись на большую группу своих. Измученных дальним переходом и голодных солдат привели к старшему по чину. Это был генерал Лазаренко, командир дислоцированной в Бресте дивизии. Накануне часть возвращалась с учений. После первого боя пришлось отходить. Генерал принял донесение, подробно расспросил о положении дел в крепости и дал распоряжение об установлении связи.
Исмагилов был определен связистом в один из полков. Начались ожесточенные бои. Не успеешь отрыть окопы, занять позицию, немцы начинают валом валить.
В один из июльских дней Исмагилова оглушило взрывной волной. Когда очнулся, почувствовал острую боль в ноге. Потеряно много крови. Ладно, товарищи не бросили. Отступая на восток, взяли и тяжело раненных.

Из очередного письма. Январь 1942 года.
"…Дорогая мама!
Ты, наверное, сильно затосковала, когда от меня писем не было. Нет, не забыл я тебя. И всех родных помню. Вспоминаю ежеминутно. Но война есть война, по рукам и ногам связывает.
Теперь могу сообщить: много воды утекло, позади большие расстояния. В каких только схватках мы не были. Но выжили. Пока не победили. Но надежды не теряем. Все вернется в свое время.
Словом, меня ранило. Бои были жестокие. Мина вблизи меня упала и ногу раздробило. Крови много потерял. Могло быть гораздо хуже. Слава Аллаху, нашлись добрые люди, донесли, передали в руки врачей.
Однажды слышу, ногу мою собираются отрезать. Сердце чуть не выскочило из груди. Прямо в ужас пришел. Сам не свой крикнул: "Не дам!"
Вижу, махнули рукой и ушли. Другие пришли, перевязали, зашивали. Я опять сознание потерял.
Теперь вот выздоравливаю понемногу. Скоро и вставать начну.
Женщина-врач ухаживает за мной, как за своим родным сыном.
И называет "сынок". Так ласково, с улыбкой, мне даже неудобно. А вечером приходит ее дочь. Она уже студентка, медицинскую практику проходит. Приносит домашние угощения. И не знаю, как их благодарить. Перед ними я в большом долгу.
...Письмо продолжаю через неделю. Были такие боли, что невозможно описать. Как стерпел, сам не знаю. Все эти дни Таня (так зовут студентку) не отходила от меня. Говорит, даже на занятия не ходила. Оказывается, неправильно сросшиеся кости переламывали и возвращали на свое место.
В общем, я выздоравливаю. И Танина мама прямо сказала: после выписки будешь жить у нас. Я в растерянности. Не знаю, что и ответить. Какая она, Таня? Красивая и очень милая. Как в сказках. Посмотрит, душа радуется. И веселая. Когда читает мои любимые книги, я не пропускаю ни одного слова. Она приносит мне яблоки. Такие крупные, каких не было даже в садах Кушнаренково. Закружилась, завертелась моя голова. Не знаю, чем это кончится...
Рана моя заживает. Старые солдаты одобряют, говорят, что я встану на ноги, хвалят, что не дал отрезать. И еще говорят, что война для меня кончилась.
Главное остался жив. А как там мои братья? Давно не было от них вестей. Где воюют, сражаются? Как бы хотелось знать!..
До свидания. Ришат".

Инвалид второй группы. Раненая нога еле двигается. При каждой попытке шагнуть по телу проходят тысяча уколов. Но жаловаться грех. А сидеть без дела невозможно. Ришат Салихович директор школы в соседнем селе Байгильдино. Он единственный мужчина среди учителей.
Первым делом проверил состояние учебно-педагогического процесса. Затем занялся выяснением причин отсева учащихся. Побывал в деревнях. Посетил семьи всех, кто бросил учебу. Внедрил изучение сельхозмашин, других специальностей. Добился отвода земли для пришкольного участка. Появилась возможность помогать бедствующим учащимся, открыли столовую.
Прошли годы. Добрые дела не остаются незамеченными. Заурядная сельская школа благодаря коллективным усилиям учителей, поддержке правления колхоза и руководства района становится известной в республике. Достижения ученических производственных бригад, в чем байгильдинцы были первыми в Башкортостане, 6 раз экспонировались на ВДНХ СССР. Успехи всякий раз оценивались присуждением медалей и дипломов. Постановка оборонно-массовой работы была изучена республиканским правлением ДОСААФ. Тогдашний председатель, дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев сам побывал в этой школе. По его предложению здесь провели республиканский семинар-совещание. Музей боевой и трудовой славы школы по итогам конкурса 1963 года был признан лучшим среди музеев сельских школ.
Человек неуемной энергии, творческого характера Ришат Салихович в постоянном поиске. В конфликтных ситуациях он не рубит с плеча.
Байгильдинскую школу посетила тогдашний министр образования Ф.Х.Мустафина. Нередко Фатима Хамитовна звонила директору, советовалась. Дружба министра и директора школы давала хорошие плоды. Многие считали своим долгом посетить Байгильдинскую школу, познакомиться с учителями, директором, обойти не только школьное хозяйство, но и всю деревню. Народный поэт Башкортостана Назар Наджми, не скрывая своего восхищения высоким подвижничеством Ришата Салиховича, посвятил ему стихотворение. Вскоре появился кинофильм.
Свои замечательные педагогические успехи Ришат Салихович делал на фоне созданного им самим плодородного поля вокруг школы. Школа-сад, школамастерская, школа передового опыта и другие определения, данные специалистами районного и республиканского уровня, были справедливы. Каждый успех достигался ценой усилий всего коллектива.
Но была и другая сторона медали. Фундамент разоренного отчего дома, обиталище ликвидированной семьи "врагов народа". Что поразительно, за десятилетия совместной работы учителя и жители села не помнят случая, чтобы Ришат Салихович неодобрительно высказался в адрес властей, разрушивших родительское гнездо.
Ришату, младшему среди братьев, досталось с лихвой. Самый старший из братьев был Габдрахман 1906 года рождения. В свое время он благополучно окончил медресе в селе Киешки под Кармаскалами, был утвержден в сане указного муллы. Второй Гумер,
1907 года рождения, тоже окончил медресе, удостоился права указного муллы.
Третий из братьев Сулейман также повторил путь старших братьев. Позже братьям Исмагиловым пришлось отказаться от указа "по собственному желанию". Они избежали той суровой участи, что постигла их отца. А в остальном не позавидуешь. Вначале пристроились в лесорубочной конторе близ Аши. Габдрахман участвовал в боях под Москвой, удостоен медалей. Вернулся по ранению, лишившись руки. Гумер до войны успел освоить профессию металлурга в той же Аше. Участник боев под Ленинградом. Награжден двумя боевыми орденами и медалями. С боями дошел до Берлина. После войны работал сталеваром. Сулейман был мобилизован с работы в лесопромышленной артели. После войны посвятил себя служению Аллаху и на этом истинном пути снискал признание прихожан.
Анвар, 1917 года рождения, работал на Уфимском мельничном комбинате, на войну был призван в самом ее начале. В боях под Москвой был командиром пулеметного, затем артиллерийского расчета. Дважды ранен. После выздоровления включен в состав кремлевской дивизии. В дни работы Ялтинской конференции глав правительств трех союзных держав в феврале 1945 года и Потсдамской конференции глав правительств держав, победительниц во Второй мировой войне, в июлеавгусте 1945 года Анвар Салихович Исмагилов состоял в почетном карауле. Он участник Парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве. Награжден многочисленными орденами и медалями. После войны работал сталеваром в Аше.
Коль речь зашла о наградах, вернемся и к Ришату Салиховичу. Его грудь в дни торжеств украшают ордена Отечественной войны I и II степеней. Один из них присужден за благо получное доставление донесения из осажденной крепости лично в руки командира дивизии. Другой за участие в боях в составе регулярных частей. Орден "Знак Почета" и медаль
"Защитнику Брестской крепости-героя" были вручены уже после войны. Имеются  также  шесть  медалей ВДНХ, почетные грамоты Башкирского и Брестского обкомов партии, ЦК ДОСААФ, Министерства просвещения РФ и РБ. Отличник просвещения РФ, почетный гражданин Нуримановского района.
Ришат Салихович, несмотря на хромоту и бесконечные боли, сохраняет веселость духа и подвижность. В родном районе не осталось уголка, где бы он не побывал. Изучил историю всех деревень, каждой школы, колхоза и предприятия, перерыл все архивы в Уфе. Рождение его солидной книги "Очерки по истории Нуримановского района Башкортостана" стало событием не только местного масштаба.
В создании "Очерков" много ценных советов и практической помощи получил автор от Ф.Х.Мустафиной, в те годы работавшей министром народного образования Башкортостана. Она не раз приезжала в Байгильдинскую школу. В том, что заурядная сельская школа стала широко известной, заслуга и Фатимы Хамитовны. Она с особым азартом помогала сельским школам, подчас делала и невозможное. Время-то было какое: нет денег, нет материалов, нет учебно-методической аппаратуры и оборудования. Приказом министра Байгильдинская школа была определена как опорно-базовая. Нередко здесь проводились совещания, семинары. В 1960 году Р.С.Исмагилов был делегатом Всероссийского съезда учителей в Москве.
Движение ветеранов Второй мировой войны в победивших государствах США, Англии и Франции началось уже в конце сороковых начале пятидесятых годов. Даже в поверженной Германии с этим делом не стали медлить. А в нашей советской стране победившие воины заявили о себе впервые... накануне 20-летия Победы. Были времена, когда о Дне победы ничего не говорилось. В годы правления Хрущева на имя Сталина было наложено табу. Но работа с ветеранами шла. Например, широко известный писатель Сергей Смирнов настойчиво занимался поиском следов героических защитников Брестской крепости. Старшее поколение помнит, как он страстно выступал по всесоюзному радио, публиковал очерки. Один раз приезжал в Уфу. Об этом упоминается в газете "Советская Башкирия" от 9 мая 1958 года: "Недавно Уфу посетил Сергей Сергеевич Смирнов автор известной книги о героях Брестской крепости. Он повстречался с одним из защитников этой славной крепости тов. Исмагиловым…"
В своих выступлениях С. Смирнов высоко оценил доблесть нашего земляка. Не обходили вниманием и другие видные деятели. Секретарь обкома партии О.Смирнов, выступая в газете "Правда" 21 июня 1961 года, написал следующее: "Как в дни войны, героические защитники Брестской крепости и теперь на переднем плане, но уже мирного труда. Большую общественную работу ведет... Заслуженный учитель школы РСФСР Р.С. Исмагилов. И таких примеров много".

В поездки в Брест Ришат Салихович брал с собой супругу Сарву Газизовну, своих детей и школьников. В дни пребывания в крепости и городе нередко происходили неожиданные открытия и встречи. Однажды к Исмагилову подошел мужчина. Он был тем самым молодым офицером, который сумел организовать самый первый бой с немцами.
В ходе следующей встречи в Бресте Исмагилова разыскал орден "Отечественной войны" I степени. Командир дивизии, принявший донесение из Бреста, сумел оформить и отправить наградной лист.
Очаровывают своими способностями и талантами дети нового, послевоенного поколения Исмагиловых. Восхитительная эта история.
В дружной, трудолюбивой семье Ришата Салиховича и Сарвы Газизовны один за другим вырастают славные дети. Росли так, что ни хлопот, ни забот не требовалось. В школе были первыми. В общественных делах подходящие кандидатуры искать не приходилось: кто-то из Исмагиловых тут же подставлял плечо и тянул груз до тех пор, пока в этом была необходимость. В мае 1982 года в газете "Советская Башкирия" появилась короткая корреспонденция. Называется "Пример отца". Считаю необходимым процитировать часть текста: "Жили в Байгильдино пятеро братьев и сестра. Учились на отлично. Все шестеро за успех в опытнической работе на пришкольном участке, которым занимались на протяжении всей учебы в школе, были участниками ВДНХ в Москве.
Зенфир, Фоат и Рафаэль закончили десятилетку с медалью. Но в одних ли способностях к наукам здесь дело?
Скорее всего в том, что детские души доверчиво и радостно раскрылись на встречу всему прекрасному и трудному, что зовется жизнью. И помогли им в этом беспредельная любовь и забота, внимание родителей Ришата Салиховича и Сарвы Газизовны. Да еще бабушки Фатыхи..."

Прошли годы.
Разрушенное властями медресе вначале заменили советской школой, в послевоенный период она выросла в лучшую среднюю школу по республике. Стала именоваться лицеем, и по всем параметрам соответствует уставным требованиям. Возглавляет лицей один из внуков хезрета Салиха.
Жизнь в Байгильдино вошла в спокойное русло. Есть много такого, о чем и не мог мечтать Салих-хезрет. В адрес Исмагиловых или школы приходят письма, бандероли, посылки. А обратные адреса чудные какие-то. Рустем Флюрович пишет из города Чикаго, он там профессор в университете. Другие внуки разбрелись по разным странам и городам.
Много воды утекло с той поры. Новое поколение Исмагиловых пробивает себе дороги в самых неожиданных направлениях.
Флюр Ришатович давным-давно защитил докторскую диссертацию, стал профессором и проректором УГАТУ, заслуженным изобретателем РБ.
Зенфир Ришатович доктор химических наук, профессор, заведует отделом Института катализа Сибирского отделения Российской Академии наук, член ученых советов ряда научных центров, лауреат междуна родного фонда, заслуженный деятель науки РФ.
Фоат Ришатович доктор технических наук, заведующий кафедрой, профессор Астраханского технологического университета.
Рафаэль Ришатович доктор сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой растениеводства БГАУ, член-корреспондент Академии наук РБ, заслуженный деятель науки РБ.
Флюра Ришатовна кандидат филологических наук, заведующая кафедрой Уфимского юридического института МВД РФ, заслуженный учитель РБ.
Салават Ришатович директор Байгильдинской средней школы-лицея, отличник народного образования РФ. Внуки Ришата Салиховича и Сарвы Газизовны все с высшим образованием, кроме Нияза и Тагира, которые пока учатся в школе.
Дети Флюра: Рустем доктор, профе ссор Чикагского университета (США), Яна аспирантка. Дети Зенфира: Ильяс кандидат химических наук, научный сотрудник, Тимур аспирант. Дети Фоата: Салават сотрудник банковского учреждения, Зульфия аспирантка. Дети Рафаэля: Ринат научный сотрудник, Камиль аспирант. Дети Флюры: Наиля сотрудник юридического учреждения, Анвар курсант. Дети Салавата: Тагир студент, Нияз школьник, Зиля школьница.
Поросль дружная и здоровая. "Продолжение наше. Наши наследники, говорит с гордостью Ришат Салихович. Слава Аллаху, все жизнеспособные. Никакие преграды им не страшны".

Вахитов Ф.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018