Труженик искусства

Композитор Камиль Юсуфович Рахимов (1900-1978)
Его служение башкирскому искусству называют рыцарским, талант   щедрым, сердце    бесконечно добрым… Камиль Юсуфович Рахимов   человек редкого благородства, великий труженик. Он внес неоценимый вклад в музыкальное искусство и науку, вился основоположником башкирской школы музыкальной фольклористики. В его жизни было много счастливых и трагических страниц… С только горестных лет  почти до самой смерти носить клеймо "врага народа". Спасала только музыка, она помогала жить и выживать в самое трудное время.

 

Камиль Юсуфович Рахимов родился 25 августа 1900 года в Севастополе. Отец его был священнослужителем имамом Соборной мечети города, двенадцатым в поколении служителей культа рода Рахимовых. Окончил Стамбульскую духовную академию, знал иностранные языки. Не чужд был искусству, музыке. Семья была дружной, любили книги   много читали. У Камиля рано проявилась большая тяга к музыке. Мальчик по воскресеньям бегал на Графскую пристань слушать игру духового оркестра. Научился играть на мандолине, подбирал по слуху любые мелодии. В 1919-1921 годы служил в рядах Красной Армии музыкантом военных оркестров. После окончания Крымского рабфака едет учиться в Ленинград в политехнический институт. В своей автобиографии Рахимов  так описывает свои впечатления: "В Ленинграде впервые в своей жизни я услышал настоящую музыку в бывшем Мариинском театре: "Лебединое озеро" Чайковского, "Кармен" Бизе (дирижер Отто Клемперер), опера "Травиата" Верди с участием Леонида Собинова. Мне очень захотелось учиться музыке. Бывал на так называемых восточных вечерах, где впервые услышал башкирскую музыку пел Ахат Хисамов, аккомпанировал на рояле Хабибулла Ибрагимов. Это было зимой 1924 года". Вот тогда-то и запали в душу юноши, чуткую к восприятию прекрасного, удивительные протяжные башкирские песни. Он решает посвятить музыке всю свою жизнь. Камиль едет домой и через три года упорных самостоятельных занятий поступает в Казанский музыкальный техникум, а через год переводится в Уфу, в техникум искусств. Строки из автобиографии: "Для меня, как и для студентов театрального отделения А.Мубарякова, Р.Сыртланова, Г.Шамукова, З.Бикбулатовой и других, окончивших наш техникум в 1929 году, экзаменационной работой была постановка спектакля "Башкирская свадьба" по пьесе Мухаметши Бурангулова. Музыкальное оформление было поручено мне. Нужно было записывать башкирские протяжные и плясовые мелодии в исполнении кураиста Х.Ахметова и артиста Г.Ушанова, обрядовые мелодии от артистов старшего поколения. Весь этот материал надо было записать и переложить для оркестра. Вот так и началась моя музыкальная деятельность в Башкирии..." Молодого музыканта направили на работу в Башкирский академический театр драмы заведующим музыкальной частью. Он оформил около десятка спектаклей, побывал с театром в Москве на Олимпиаде искусств народов СССР, где были показаны два спектакля: "Овечий источник" Лопе де Веги и "Карагол" Даута Юлтыя. К.Рахимов дирижировал оркестром театра.
В те годы шла большая работа по созданию республиканского радиокомитета, и для работы в музыкальной редакции был приглашен начинающий одаренный композитор Камиль Рахимов. И здесь работа увлекла его новое дело, не было нотного материала, приходилось записывать башкирские и татарские мелодии и песни, делать их обработки для разных составов: при комитете были организованы трио, секстет домр, в штате были также певцы, пианисты. В 1936 году поле деятельности расширилось радиокомитет имел уже небольшой симфонический оркестр и именно для него Рахимов сделал ряд великолепных обработок башкирских народных песен. Музыкальным редактором радио Камиль Юсуфович проработал восемь лет.
Далее в его автобиографии следует такая запись: "С 1939 по 1943 год преподавал математику в старших классах Старосубхангуловской башкирской средней школы Бурзянского района". Почему вдруг прервалась так блестяще начатая музыкальная карьера. Об этом нигде не писалось. В те годы "об этом" было принято умалчивать...
Спустя долгие годы в одной из старых личных карточек в архиве Союза композиторов была обнаружена краткая запись, сделанная рукой Рахимова: "По решению тройки был сослан в административную ссылку в Бурзянский район". Началась полоса репрессий. Служители культа преследовались, это коснулось и семьи Рахимовых 8 июля 1938 года был расстрелян его отец Юсуф Исмагилович. В том же году арестовали по доносу Камиля Юсуфовича. Целый год находился под следствием. Несмотря на удары судьбы и тяжелейшую жизнь в ссылке, он не оставлял музыку вел уроки в младших классах школы и продолжал изучать и записывать мелодии народных песен. "Ашкадар", "Зульхизя",
"Таштугай" эти и многие другие песни дошли до нас исключительно благодаря Камилю Юсуфовичу. Как трогательно и красиво, как волнующе и драматично зазвучали они в обработке Рахимова для оркестра. Ему был близок драматизм, созвучны трагические ноты старинных протяжных песен-исповедей, песен-баллад, каждая из которых по глубине и содержательности подобна целой опере… В республике тем временем назревали хорошие перемены был создан Союз композиторов. Республике нужны были талантливые музыканты, композиторы. Рахимов показал свои обработки народных песен и оригинальные сочинения председателю Союза Масалиму Валееву и вскоре стал членом Союза композиторов БАССР.
С 1947 года в течение десяти лет Камиль Рахимов работал в фольклорном кабинете Министерства культуры. В личной карточке в графе "профессия" Камиль Юсуфович всегда записывал лаконично   "фольклорист". Песне народной он был верен до конца своей жизни. Когда в 1955 году в Москве проходила Декада башкирской литературы и искусства, в программу большого концерта мастеров искусств была включена башкирская народная песня "Љандуђас" ("Соловей") в обработке Рахимова. Исполнил ее талантливейший певец Магафур Хисматуллин. "Љандуђас" был восторженно принят слушателями. Своей мастерской обработкой   а это настоящая работа мастера композитор поднял народную песню на классическую высоту. Можно сказать, что с тех пор "Љандуђас" звучит в эфире и в концертных программах только так с симфоническим оркестром и в переложении Камиля Рахимова.
Из воспоминаний композитора, народного артиста СССР Загира Гариповича Исмагилова:
"Камиль Юсуфович был удивительным человеком. Его уважали композиторы и музыковеды, писатели, исполнители все, кто знал его. Он пережил тяжелейшие времена, годы репрессий и остался доброжелательным ко всем. Щедро делился своим опытом, много помогал фольклористам в деле изучения и записи народных песен. Он исключительно глубоко знал башкирскую песню. Если бы даже он записал и сделал обработку для симфонического оркестра только одной песни "Соловей" ("Љандуђас") этого было бы достаточно, чтобы имя Камиля Рахимова осталось навечно в истории башкирской музыкальной культуры, в благодарной памяти народа. Это был честный музыкант, человек редкой доброты, большого сердца".
…К Камилю Рахимову пришли успех, признание. Он много работал. В соавторстве с Гатой Сулеймановым им написан учебник по музыке и пению для башкирских общеобразовательных школ (издавался в 1954, 1959, 1967 годах). Камилем Юсуфовичем сделано около 400 записей башкирских, татарских, русских, чувашских песен и песен других народов, проживающих в Башкортостане. Долгие годы Рахимов активно сотрудничал с Институтом истории, языка и литературы БФ АН СССР.
…Но реабилитации, которую ожидал композитор, все не было. В 1969 году Камиль Юсуфович был удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств БАССР". Ему было 69 лет. Только в 1977 году, за год до смерти, пришли бумаги, подтверждающие абсолютную невиновность композитора "отсутствие состава преступления". Его спасала музыка. В самые трудные моменты жизни он продолжал работать писал музыку, скрупулёзно расшифровывал бесценные жемчужины народного творчества, записывал народные песни.
Вот что рассказывает о Рахимовефольклористе известный музыковедфольклорист, заслуженный деятель искусств РБ Хамза Сабирович Ихтисамов:
"Композиторы старшего поколения, основоположники башкирской профессиональной музыки, первопроходцы, все прошли через фольклор его запись, изучение, обработку, претворение в своем творчестве. М.Валеев, Х.Ахметов, З.Исмагилов, Р.Муртазин. Камиль Юсуфович в этом ряду занимает особое место. Уже первые его записи и оркестровые обработки башкирских народных песен поражают глубоким пониманием башкирской музыки. Прежде чем записать народную песню, он много раз слушал ее, чтобы глубоко войти в образ и только потом зафиксировать. Таков был принцип работы Рахимова-фольклориста. Когда он работал с фонографическими записями, как исследователь, преследовал цель точной передачи музыкального текста. Нотировщик он был непревзойденный! Его неизменно отличали тщательность, добротность, глубоко уважительное отношение к народной песне. Именно Камиль Юсуфович сделал первый опыт профессиональной расшифровки нотации баитов и мунажатов, чутко услышал ритмическую природу башкирских мунажатов. Прекрасно показал мелизматику башкирских народных песен на примере экспедиций в Оренбургскую, Саратовскую, Куйбышевскую, Челябинскую области. Выписал тончайшую орнаментику протяжных мелодий Учалинского района. Многие башкирские фольклористы-музыканты выросли на этом материале и во многом обязаны выдающемуся фольклористу-композитору Камилю Юсуфовичу Рахимову". Творчество Рахимова как композитора поражает количеством и разнообразием созданного. Это и чудесные, поэтичные вальсы для симфонического оркестра, это и хоровые сочинения, и многочисленные марши, и музыка к спектаклям, и песни, и танцевальная музыка. У нас до сих пор мало кто знает, что именно Камилем Рахимовым была написана музыка к хореографическим постановкам Государственного ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова "Три брата", "Семь девушек", "Зарифа", "Дружба"... Гаскаров заказал Камилю Юсуфовичу музыку к современному бальному танцу "Башкирочка" так был создан изящный, красивый, несколько озорной танец, очень популярный в своё время. А музыка "Башкирочки" и сегодня исполняется баянистами, юными пианистами, ансамблем скрипачей. В разные годы Камилем Рахимовым созданы чудесные, запоминающиеся песни: массовая молодёжная "На берегу Дёмы", "Летнее утро" песня-романс, воспевающая красоту родной природы (обе на слова М.Сюндюкле), пленящие чистотой и искренностью чувств песни-вальсы:
"Грущу о тебе" (слова А.Гафури), "В ожидании письма" (слова М.Марата). А его песня "Тыуђан илем" ("Родина моя") на слова Якупа Колмоя стала одной из самых популярных лирически возвышенных песен-гимнов о любви к Родине. Долгие годы мелодия этой песни была позывной программы "Новости" республиканского телевидения.
Хранитель жемчужин народного творчества, основоположник башкирской школы музыкальной фольклористики, замечательный композитор и прекрасный человек Камиль Юсуфович Рахимов остается в памяти благодарных потомков как верный сын Башкортостана, преданно служивший ему своим искусством. Его музыка волнует наши сердца и сегодня.

Хамидуллина С.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018