Ермекеевский район

Ермекеевский район расположен на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, граничит с Республикой Татарстан и Оренбургской областью. Образован в 1935 году. Район достаточно густонаселенный. На площади 1438 кв.км проживают 18,2 тыс. человек (1989 г.), что составляет 12,65 человек на кв.км. Вместе с населением поселка Приютово (20,6 тыс. человек, поселок находится на территории Ермекеевского района, но административно подчиняется г. Белебей) население района составляет 38,8 тыс. человек, а плотность населения — 27 человек на кв.км. Население района многонациональное. Преобладают татары, чуваши, башкиры; проживают русские, украинцы, мордва, удмурты и др.
Коренными жителями Ермекеевского района были башкиры племен байляр и кыр-елан, которые проживали здесь издревле. Байлярских и еланских башкир академик Р.Г. Кузеев относит к самым древним племенам тюркского происхождения, которые входили в состав кыпсаков «еще на ранней стадии их истории миграции на запад» (Р.Г.Кузеев. «Происхождение башкирского народа». М., 1974 г., с.318, 329-330, 363 и др.). Башкиры являлись вотчинными владельцами земель. По материалам Генерального межевания во владении только кыр-еланских башкир находилось 337304 десятины земли. Жалованную грамоту на вотчинное владение землей они получили у Ивана Грозного в 1574 году, затем вотчинное право подтвердилось грамотами царей Михаила Федоровича (1626 г.), Алексея Михайловича (1658 г.), Федора Алексеевича (1685 г.), цариц Елизаветы Петровны (1753 г.) и Екатерины II (1766 и 1793 гг.). (Более подробно об этом см.: А.З. Асфандияров. «История сел и деревень Башкортостана», кн. 3, Уфа, 1993, с.188.).
По утверждению А.З.Асфандиярова, к 1737 году на территории современного Ермекеевского района, в бассейнах рек Ря, Ик и Кидаш было 12 деревень: Рятамак, Суерметово, Сынгрян (Кулбаево), Кульчимово, Абдулово, Шахово, Суккулово, Сеуш, Ярал (Ялан), Пудошь, Попово, Абаево. Все они — башкирские деревни. В первой половине XVIII века началось массовое переселение на вотчинные земли байлярских и кыр-еланских башкир нерусских народов Среднего Поволжья: ясачных и служилых татар, мишарей, чувашей, мордвы и удмуртов. Среди нерусских переселенцев были башкиры западных волостей. Вытесненные со своих родных мест они селились у байлярцев и кыр-еланцев на условиях припуска, тем самым составляя первую волну припущенников-тептярей. Большой удельный вес среди переселенцев составляли татары, которые в качестве припущенников стали оседать в башкирских деревнях. В результате деревни Абдулкаримово, Абдуллино, Шахово, Старые Сулли, Кулбаево, Суреметово, Тарказы, Исламбахты, Азналы-Кармалы, Ермекеево и др. к середине XVIII века стали со смешанным населением — башкиро-татаро-тептярским (см. А.З. Асфандияров, указ. соч. с. 190-203). Для наглядности нашего вывода приводим данные ревизий и переписей XVIII—XX веков.
Из данных переписей и ревизий, приведенных в таблице, можно дать следующие пояснения. Во-первых, к башкирам Байлярской и Кыр-Табынской волостей первыми поселились припущенники из башкир Бугульминского дистрикта (уезда). Межевщики и ревизоры в 1795 году их зафиксировали отдельно под графами «припущенники» и «тептяри». К середине XIX века их уже трудно было отличить, хотя переписчики их включили в разряд «башкиры», формально отмечая среди них вотчинников и припущенников. Во второй половине XIX века в официальных источниках вовсе не указывается на различие вотчинников и припущенников. Это объясняется постепенным полным слиянием башкир-припущенников с вотчинными землевладельцами. Безусловно, исчезновению различия между двумя группами башкир способствовала и официальная политика правительства Александра II, которая не видела различий между башкирами, мишарями и тептярами (см. об этом в журнале «Ватандаш», 2002 г., № 2). Возможно, по этой причине в число башкир входили мишари и тептяри.
Положение резко изменилось в XX веке. Временное правительство, проводя перепись летом 1917 года, более детально учитывало население и различало сословия башкир, мишарей и тептярей, не придавая значения при этом этническим факторам. Советское правительство вело национальную политику в направлении стирания национальных граней и создания новой исторической общности людей «советский народ», что привело к растворению более малочисленных этносов в массе более крупных, более многочисленных. В Башкортостане это проявилось в ассимиляции башкир западных, северо-западных и юго-западных районов татарами, близкими по языку, культуре, обычаям и традициям, единой религии. Этот процесс усиливался обучением башкир в татарских школах и распространением смешанных браков.
В 70-х годах XX века была предпринята попытка возрождения родного языка, восстановления башкирского языка обучения. Хотя эта попытка осуществлялась без должной научной и технической подготовки, без разъяснения и пропаганды среди населения, она дала неплохие результаты в возрождении национального самосознания. Однако в 80-х годах была проведена более огульная контрреформа в национальной политике. В результате многие башкирские села и деревни по материалам переписи 1989 года оказались татарскими или, в лучшем случае, башкиро-татарскими или татаро-башкирскими.
В Ермекеевском районе лишь один населенный пункт — село Рятамак — сохранил свое национальное название. Из 21-го села и деревень, основанных башкирами в XVIII—XIX веках, 4 стали башкиро-татарскими, 15 — татарскими, а село Новотураево оказалось даже русским. Но отрадно отметить, что борьба народов Башкортостана за суверенитет и суверенное развитие республики в последнее десятилетие способствовала значительному подъему национального самосознания башкир и других нерусских народов. Это заметно и среди населения Ермекеевского района. В журнале «Ватандаш», № 12 за 1999 год, ермекеевцы выразили гордость за свою историю, своих славных предков и выдающихся личностей, вышедших из Ермекеевского района. Из этого благодатного края вышли пять Героев Советского Союза и три Героя Социалистического Труда. Среди них представители башкир Г.А.Мазитов и А.Г. Аминев. Из Ермекеевского района родом поэтесса Мукарама Садыкова; писатели Явдат Ильясов, Габдулла Ахметшин, Ризван Хамит; композиторы Раис Ханнанов, Абузар Ахмадеев и Венер Мухамадеев; во Франции работает известный ученый-вулканолог Гарун Тазиев; на Байконуре трудятся инженеры Р.Х.Шарипов и Р.Х. Шаяхметов.
Любопытно отметить, что в Ермекеевском районе в последние 30-35 лет (с 1964 по 1998 гг.) исчезли 30 населенных пунктов, т.е. в среднем по одному за год. Но, что характерно, исчезли населенные пункты со смешанным населением, возникшие на территории района в последней трети XIX века, после отмены крепостного права и строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. К ним относились Рождественка, Ново-Николаевка, Ташлыкуль, Чатбаш, Алга, Яссы-Каран, Давыдовка, Байков и др. Напротив, деревни и села, основанные в XVII—XVIII веках вотчинными башкирами, несмотря на то, что впоследствии их население стало смешанным, переживают второе рождение. В Тарказах, Усман-Ташлак, Кулбаеве, Исламбахтах, Рятамаке, Нижних и Средних Карамалах, Старых Суллах, Старо-Шахове и др. строятся школы, дома культуры, библиотеки, детские сады, медпункты, спортклубы, работают музеи, функционируют фольклорные ансамбли. Важнейшими факторами возрождения древних сел и деревень района уроженец деревни Тарказы, многие годы проработавший заведующим Ермекеевским РОНО, ныне преподаватель Белебеевского педучилища Талгиль Аминев, считает живучесть народной памяти, преемственность традиций. Он же аргументированно критикует бытующие среди молодежи утверждения «мы — татары», «Казан — безнеЅ башкала». Главным виновником такого заблуждения он считает ошибки в системе народного образования в годы Советской власти (см. «Ватандаш», 1999 г., № 12).
Ярким проявлением таланта ермекеевских башкир является одна из древнейших деревень — с. Исламбахты, основанная в конце XVII или в начале XVIII веков. Вотчинные башкиры кыр-еланского племени владели 22 тысячами десятин земли. В 1786 году они припустили на свои земли в верховьях реки Ик чувашей и мордву, которые основали деревню Катай-Максим. В середине XIX века они 19 тысяч десятин земли отдали башкирам Мензелинского уезда, где возникли деревни Абсалямово, Бавлы, затем Михайловка, Тарасовка, Ярославка, Ново-Шахово, Новое Тураево, Семеновка, Знаменка. Сами вотчинные владельцы земли остались с 3 тысячами десятин и в дальнейшем страдали от острой нехватки земли.
В XVIII—XIX веках из Исламбахтов выходили юртовые старшины и есаулы, указные муллы. У участника первой мировой войны Фаттаха Тазиева от польской жены оcтался сын, который взял себе фамилию отца. Ныне Гарун Тазиев — всемирно известный ученый-вулканолог. В 1921 году в деревне Исламбахты был открыт детский дом, в 1922 г. старое медресе было преобразовано в современную школу. Среди первых выпускников школы были Халима Давлеткулова, депутат Верховного Совета БАССР I созыва, Ибрагим Фаттахов, депутат Верховного Совета РСФСР I созыва и БАССР II созыва, сотрудник политотдела Башкирской кавдивизии в годы Великой Отечественной войны. Исламбахтинскую школу окончил Халил Тахаев, начальник управления Наркома просвещения БАССР, начальник управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров республики, зав. отделом Башкирского филиала АН СССР, автор известной книги «Башкирия» (Уфа, 1950). Исламбахтинцы гордятся своей землячкой, прославленной балериной, заслуженной артисткой РСФСР Гузель Сулеймановой, писателем-романистом Явдатом Ильясовым.
Свою историю смогли восстановить жители многих деревень и сел Ермекеевского района, основанных их предками-башкирами байлярского и кыр-еланского племен.

Н.Кулбахтин


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018