О времени возникновения некоторых деревень Илишевского района

В последнее время стал возрастать интерес людей к своим истокам, истории рода, племени и деревни. Этому, на наш взгляд, в немалой степени способствовали начало демократизации в нашей стране и выпуск серии книг профессора А.З.Асфандиярова по истории сел и деревень районов Республики Башкортостан. В то же время, в этих книгах даны лишь короткие исторические справки по поселениям в виде постановки вопроса, приглашения к изучению истории своей деревни, племени и рода. В этом плане вопрос о том, когда возникло то или другое поселение, является весьма важным. В этой статье мы сделаем попытку на основе архивных документов установить время зарождения некоторых деревень Илишевского района.
В XVI—XVII веках в результате роста числа башкир и переселения на земли башкир-вотчинников в большом количестве русских, татар, чувашей, марийцев, удмуртов и других, которые стали пахать кочевые участки, кочевка сократилась и со временем совсем прекратилась. В конце XVII века Еланская волость разделилась на три части: Кыр-Еланская, Еланская или Идель-Еланская и Ички-Еланская волости.
Деревня Дюмеево входила в Кыр-Еланскую волость, которую еще называли Тышки-Иланская. О времени возникновения деревни существуют следующие версии. Первая версия изложена в дошедшем до нас «шежере дюмеевцев», сохранившемся у долгожителя Маулявия Гилемханова (1905—1990), как мы полагаем, переписанного и дополненного Шагианом Казыйхановым (1886—1971). В предисловии шежере дана следующая запись: «Род Йомакая после отделения от Джиркли жил в Ташликул. Дедушка Дюмей поселился на то место, где живет дед Закир и записан как овраг Дюмея. История началась в 1550 году, а шежере дед Гали составил после переезда в Новое Дюмеево в 1725 году.» Из этого варианта шежере видно, что деревня состояла из двух родов: Дюмея и Йомакая (Йомагула). Отмечается, что «история началась в 1550 году». По всей вероятности, автор шежере имел в виду период жизни предка Дюмея Албахты (Илбахты) [Албахты-Теребахты, (Туктамыш)-Бачура, (Байчура)-Девай-Дюмей] в одноименной местности в Дюмеевском лесу. Шежере деревни, составленное дедом Галием, датировано 1725 годом, когда, якобы, он переехал в Новое Дюмеево. По архивным документам в то время сама деревня Дюмеево еще только формировалась. На новое место жительства, впоследствии названное Новое Дюмеево, некоторые внуки Дюмея и Йомагула переселились лишь в 1762—1783 годах. Продолжатели шежере, надо полагать, ошиблись в том, что дед Гали начал свою работу по составлению шежере лишь после переезда на новое место, названное затем «Дюмеевой», из «Деваевой-Ишметовой тож». В 1725 году деревня Дюмеево уже существовала как поселение.
Иной версии придерживается историк, профессор БГУ А.З.Асфандияров. В книге «История сел и деревень Башкортостана» (Уфа: Китап. 1993. С.147. Кн.4), основываясь на документах РГАДА (1695 г.), отражающих земельный спор Карабаша и Кесея Туктагуловых с Дюмеем Деваевым (отец которого Девай Байчурин приобрел землю у Тыпыя Безергенева в 1666 году), А.З.Асфандияров пишет: «Получается, что Дюмей Деваев с отцом бесплатно обрабатывали чужую землю. Д.Дюмеево была расположена на собственной вотчинной земле Кыр-Еланской волости. Значит, это поселение, какое нам нужно. Оно возникло в 1666 году под названием Деваево».
Однако с утверждением, что наши предки Дюмей с отцом Деваем «бесплатно обрабатывали чужую землю», согласиться нельзя. При рассмотрении дела у стольника воеводы Василия Федоровича Леонтьева Дюмей Деваев сказал, что «А дали за те земли два рубля и батман (1 батман — 8 пудов) меду, а купили-де они одно поле и тем полем владеть им вечно» (РГАДА, ф.1173, д.57, л.5). А как быть с определением профессора о времени возникновения поселения? — Здесь тоже есть неточность. 1666 год — это год переезда Девая с сыновьями и родственниками на новое место жительства, впоследствии названное «Деваевой». Встречается и другое название поселения — «Деваевой-Ишметовой тож». На местность, где ныне расположена деревня Дюмеево, сыновья, внуки и родственники Девая Байчурина переместились лишь в начале XVIII века. При этом надо отметить и то, что это была часть поселения «Деваевой-Ишметовой тож», состоявшая из представителей рода Албахты-Дюмея. Затем к ним присоединились башкиры рода Череккул во главе с Айдагуловым Йомагулом (Йомакаем). Только тогда представители родов Дюмея и Йомакая решили создать единое поселение и обратились к властям назвать новое поселение «Дюмеево». Следовательно, Деваево не есть Дюмеево. Еще одним свидетельством об истории деревни является шежере, сохранившееся у Мухаметдинова Якуба Ахияртдиновича. Приводим его текст: «Одна из дочерей Череккула выходит замуж за башкира-вотчинника. От него родился сын. После смерти отца его сын с матерью возвращаются к деду Череккулу. Раньше этими землями владел вотчинник (гасаба) Череккул. Он своему внуку Туктамышу подарил много земель и лесов.
Бачура — сын Туктамыша. Он вел хозяйство оседло на местности под названием Бачура. Девай — сын Бачуры. Девай хозяйствовал с сыновьями возле Ишмета. Во время ревизских сказок (рауиз) деревня носила имя Девая. До 10 ревизии деревня так называлась. Девай и Булат родные братья. Род Булата — дети Тимербая. Дюмей в эту деревню Дюмеево переехал из Деваево, где живет Диникаев Сулейман... У Девая кроме Дюмея были сыновья Эджмет (Азмет) и Арслан. Девая отец — Илбахты (Албахты). Илбахты жил на одноименной местности. Бачура осел на «Бачуре». От Илбахты родился Туктамыш. От Туктамыша — Бачура и Тюменчура. От Бачуры — Девай и Пулат (Булат)». Надо подчеркнуть, что этот документ с именами предков наиболее полно соответствует сведениям архивных документов, отражающих спор о принадлежности одного поля Дюмею, затеянный сыновьями Туктагула (РГАДА, ф. 1173, д. 57, л. 4, 5 и 6).
Упоминаемый в этом документе (шежере) Череккул является основателем деревни Череккуль Илишевского района. Как видно из текста, он башкир-вотчинник (гасаба) Еланского племени. Дочь отдал замуж за башкира-вотчинника. Внук носил имя Туктамыш, Бачура (Байчура) приходился сыном Туктамышу. Девай и Булат (в другом месте Пулат) — сыновья Байчуры. У Девая было три сына — Дюмей, Арслан и Азмет. В шежере указано, что деревня называлась как Деваево до 10-й ревизии. Это не совсем правильно. Вероятно, при переписывании текста шежере с тюрки к единице приписали ноль (по-арабски просто точка). Не до десятой, а до 1-й ревизии это было. Первая проводилась царским правительством в 1719—1720 годах, десятая — в 1859 году. В тексте шежере в одном месте ошибочно указано, что отцом Девая был Илбахты. Но это не так. Надо полагать, что переписчик, когда писал, что «Девайнын атасы Илбахты», пропустил слово «картатасынын». В шежере прослеживается маршрут «путешествия» Албахты. Вероятно, неизвестный автор очертил таким образом владения Албахты.
В этом варианте шежере также указывается, что до 10-й ревизии (точнее, до первой, т.е. до 1719—1720 гг.) деревня носила название Деваево и располагалась возле Ишметово. По архивным данным, в одно время это поселение называлось «Деваевой-Ишметовой тож». Это означает, что Деваево и Ишметово одно и то же поселение. Из этих сведений не ясно, кто такой Ишмет, по имени которого потом названа деревня. Вероятно, Ишмет был близким родственником Девая. Надо также отметить и то, что из деревни «Деваевой-Ишметовой тож» на новое место жительства, впоследствии названное «Дюмеевой», ушли не все жители поселения. Часть деревни осталась как деревня Ишметово. Она существовала до 60—70-х гг. XX века.
Следовательно, по этой версии шежере возникновение деревни датируется 1719—1720 годами, что полностью соответствует архивным материалам, к которым и обратимся. В вышеназванном документе из РГАДА есть сведения о том, что в деревне Деваевой в 1695 году жили Рысь Исянгулов, Бердыш Баймурзин, Токай и Тойни Исянгуловы, Дюмей, Арслан и Азмет Деваевы.
В документе из книги «Материалы по истории Башкирской АССР», ч.1, указывается, что «в 1717 году Казанской дороги Кыр-Еланской волости деревни Деваевой башкирца Рыса Исянгулова с детьми припустил той же волости Агирского устья башкирец Усейн Урсяков в свою вотчину между речкой Кыргыз и деревней Балчыкла». Отсюда видно, что деревня Деваево еще в 1717 году существовала и по каким-то нам не известным причинам стала уменьшаться, распадаться.
Дюмей, Арслан и Азмет Дюмеевы, а также другие основали деревню Дюмеево, удаленную на 8-9 км от «Деваевой-Ишметовой тож». В одно время она именовалась «Дюмеевой-Дюсметовой тож» по имени одного из сыновей Дюмея — Дюсмета.
Первое упоминание о деревне Дюмеево Еланской волости приводится в документе о поисках беглых людей (казанских татар, чувашей и других) в 1722 году. «В отписке поручика Бунтеева: велено ему Казанской дороги башкирцам говорить, чтоб они к Смаил мулле с ним ехали и оных башкирцев, которые на сборе к отдаче беглецов тамги приложили и из них приехали к нему Еланской волости Яркей с родственниками да Тынламаской Килей с братьями, да Киргизский Устюм с товарыщи, и поехали с ним к Смаилу мулле с товарыщи и в Еланской волости в деревне Дюмееве приехал родственник его» (Материалы по истории Башкирской АССР МИБ, ч. 1, с.293).
Вот еще два документа, проливающие свет на первые годы существования поселка. Из «житейской записи» 1726 года видно, что татарин из деревни Ахметово Казанской дороги Ишимбет Кильмяков занял у башкира деревни Дюмеево Явгильды Айтышева 10 рублей денег, которые он должен был отработать с женой Янгултанай Менлибаевой в течение десяти лет «в домовой и отъезжей работе» заимодавца (МИБ, т.3, с.290-291).
В 1734 году сын Дюмея из деревни «Дюмеевой Еланской волости» Дюсмет Дюмеев (тамга Н) дал взаймы 30 рублей тептярю Казанской дороги из деревни Балаково Москову Бевееву, который долг этот должен был отработать в течение 20 лет, выполняя «всякую домовую и отъезжую работу», «живучи во дворе Дюсмета, не ослушаца ... ево, не красть и не воровать, и не пьянствовать, то Дюсмету вольно Москва смирять и ото всякого дурмана отнимать. Так же ему Москву над животом и скотом ево никакова дурна не чинить» (МИБ, т.3, с. 328). Воистину, мудро сказал Цицерон: «Мы станем свободными только тогда, когда станем рабами закона». Этому, как видно из вышеприведенных примеров, следовали наши предки.
Исходя из содержания вышеприведенных документов, можно предположить, что деревня Дюмеево возникла между 1717 и 1722 годами. Если брать за основу образования деревни 1720-й год, тогда ее 280-летие было в 2000 году, а 300-летие — в 2020 году.
В отношении истории деревни Тупеево А.З.Асфандияров в вышеназванной книге пишет: «Д. Тупеево (Тыпый) при реке Маты и Турбе в период кантонного управления (1798—1865 гг.) находилась в составе 10-го юрта. Основателем деревни был башкир Тыпый Безергенев (ЦГАДА, ф.1173, д. 1240, л. 10). Из этой деревни башкир Кузей Юзеев (тамга) с другими вотчинниками Киргизской волости в 1749 г. припустил на свою вотчину ясачных татар Усея Асеева «с товарыщи» сроком на 10 лет. (А.З.Асфандияров. История сел и деревень Башкортостана. Уфа: Китап, 1993. С.143). Из приведенного текста не известно, в какое время жил Тыпый Безергенев. Ясно только, что в 1749 году деревня уже существовала и даже припустила ясачных татар. Теперь приведем архивный материал, показывающий время, когда жил Тыпый Безергенев и как историческое лицо принимал активное участие в земельном споре соседей.
В документе РГАДА (ф.1173. Уфимская приказная изба, дело № 57, листы 4, 5, 6 о земельном споре между сыновьями Туктагула-Кесея и Карабашки с Дюмеевым Деваевым), датированном 1695 годом (7203-5508), обнаруживается ориентировочное время возникновения некоторых поселений башкир племени Елан и Киргиз. Вот текст листа №6 этого документа: «И стольник и воевода Василий Федорович Леонтьев слушал их допросных речей велело Киргизские волости башкирца Тыпыя Безергенева допросить и он. Топыйка допрашиван, а в допросе он сказал «Ныне-де тому назад двадцать девять лет Иланские волости башкирцу Деваю Байчурину с товарыщи вотчиною своею землею он Тупыйка с товарыщи по речке Маты той же волости с башкирцы с Сунбаем да с Исенем да Исламбетом да Шайметом поступился, а не продал а нынешним челобитчикам Карабашку Тохтагулову до той поступной земли дела нет вступаютца они в тою землю напрасно. Топыйка к речам своим тамгу свою приложил Н».
Как видно из документа, в допросе стольника и воеводы В.Ф. Леонтьева Тыпый Безергенев подтвердил, что он в 1666 году «поступился, а не продал» участок земли Деваю Байчурину — отцу Дюмея Деваева. Надо полагать, что в 1695 году Тыпый Безергенев уже был человеком солидного возраста, раз 29 лет тому назад он решал жизненно важное дело — вопрос о выделении земли человеку другой волости. Следовательно, деревня Тупеево ныне Илишевского района и деревня Туктагулово Бакалинского района, расположенная при реке Маты, формировались в пятидесятых годах XVII века. Их 350-летие, можно считать, наступило в 2000 году. А вот что касается деревни Карабашево Илишевского района, А.З. Асфандияров в той книге отмечает, что «д.Карабашево находилась в составе Ябалакской тюбы Киргизской волости. Карабаш — первопоселенец, но по выявленным и опубликованным источникам он нам не известен» (стр.122).
На наш взгляд, Карабаш, первопоселенец деревни Карабашево, является сыном Туктагула, башкира Киргизской волости, основателя деревни Туктагулово. Карабаш в 1694—1695 годах с братом Кесяйем написали несколько жалоб на имя царя Петра Первого о покушении на их «борти» и земли башкирами Еланской волости Бердышом Таймурзиным и Деваем Байчуриным и другими” (РГАДА, ф.1173, д.57, л.4, 7, 8). Деревни Карабашево и Туктагулово находились в составе Киргизской волости, т.е. были единоплеменниками. Следовательно, вполне возможно предположить, что основатель, первопоселенец деревни Карабашево Карабаш Туктагулов — сын основателя деревни Туктагулова. Если это так, тогда поселение Карабашево Киргизской волости возникло после 1695 года, в начале XVIII века. Следовательно, ее 300-летие наступило в 2000 году.
Еще об одной деревне. О поселениях Верхнечереккулево и Нижнечереккулево А.З.Асфандияров из-за отсутствия архивных документов, проливающих свет на их возникновение и о первопоселенце, ограничивается упоминанием о том, что «башкиры деревни (Верхнечереккулево) в 1790 году приняли к себе мишарей...» По одной из версий шежере деревни Дюмеево, наиболее соответствующей архивным документам, башкир племени елан, вотчинник Череккул (Чиреккол) обладал большим количеством земель. Он подарил своему внуку (сыну дочери) Туктамышу, приходящемуся прадедом Дюмею Деваеву, лес, который и ныне называется «Буляк урманы» («Подаренный лес»). В тоже время, Череккол является по мужской линии прапрадедом Юмагула (Юмакая) Айдагулова (Чиреккол—Качкын—Туктагул—Айдагул—Юмагул), одного из основателей деревни Дюмеево Еланской волости. Если принять разрыв (промежуток) между поколениями в 28 лет и датой формирования деревни Дюмеево считать 1720 год, то получается, Чиреккол жил в конце XVI и начале XVII веков. Отсюда можно заключить, что поселение под названием Череккулево на территории Илишевского района является одной из первых деревень башкир племени елан, и ориентировочно ее 400-летие наступило в 2000 году. Знаменательная дата, но она не была отмечена.

Х.Яппаров


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018