Правовые вопросы развития суверенитета РБ (интервью с З.Еникеевым)

Реализация Государственной программы «Возрождение и развитие башкирского народа» во многом зависит от государственно-политического и правового обеспечения этой программы. Об этом предлагаем наше интервью с депутатом Законодательной Палаты РБ, членом Комитета по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам Еникеевым Зуфаром Иргалиевичем.


— В условиях формирования правового демократического государства возрождение этносов, в том числе и башкир, должно происходить на основе конституционных и правовых актов, обеспечивающих правовые гарантии развития государственности. Зуфар Иргалиевич, какие законодательные акты приняты на уровне Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан?
— В первом абзаце Преамбулы действующей Конституции Республики Башкортостан констатируется факт об образовании Башкирской автономной республики в 1919 г. в составе РСФСР на основе Соглашения Центральной Советской власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение.
Современное международное и российское законодательство также признает право наций на самоопределение, и это отражено в Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан”. Следовательно, Республика Башкортостан призвана принимать все меры по сохранению, развитию башкирского этноса, его духовной и материальной культуры.
Таким образом, гарантом благополучия башкирского народа является выстраданное и завоеванное им в годы революций государство — Республика Башкортостан. Исторически сложилось так, что в недавнем прошлом мононациональный башкирский край в результате колониальной политики превратился в многонациональный регион. И Республика Башкортостан, как демократическое, правовое, суверенное государство, как гласит статья 1 нашей Конституции, выражает волю и интересы всего многонационального народа. В политической, экономической и социальной сферах интересы башкир нельзя отделить от интересов русских, татар, чувашей, мордвы и представителей других национальностей. Поэтому в названных сферах наше законодательство представляет равные возможности для всех, независимо от национальной принадлежности. В то же время Государственное Собрание — Курултай, например, в области сельского хозяйства по возможности учитывает традиции башкирского народа. В частности, Законы “О коневодстве”, “О пчеловодстве” разработаны и приняты с учетом тысячелетнего опыта башкирского народа, который в этих сферах получил мировое признание.
Есть, конечно, очень важная составляющая часть, которая, собственно, выступает в качестве визитной карточки каждого этноса — это культура и язык. Известно, что языковая ассимиляция приводит к потере самобытной культуры и, следовательно, к исчезновению и самой нации. Такая угроза недавно существовала и в отношении башкирской нации. Принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана мощно всколыхнуло этническое самосознание башкир. Однако народный энтузиазм наталкивался на равнодушие чиновников от просвещения, которые отказывались открывать башкирские классы, школы, вводить башкирский язык, ссылаясь на отсутствие закона, признающего башкирский язык государственным. Некоторые силы в Республике Башкортостан оказывали активное противодействие принятию Закона “О языках народов РБ”. В 1998 году был восстановлен статус государственности башкирского языка, который был утвержден в качестве такового еще правительством Башкурдистана в 1918 и Вторым Всебашкирским съездом советов в 1921 годах. В Конституции Республики Башкортостан в редакции от 3 сентября 2000 года башкирский и русский языки признаны в качестве государственных.
Таким образом, в настоящее время созданы конституционно-правовые основы сохранения и развития башкирского языка. Сейчас многое зависит от органов исполнительной власти и самих граждан, прежде всего башкир.
— В какие международные организации входит Республика Башкортостан и стала ли она субъектом международного права?
— Начнем с последнего вопроса. Международная правосубъектность и международное право в последние годы претерпели и претерпевают большие изменения. Люди и народы все больше и больше осознают себя гражданами нашей хрупкой планеты Земля. В связи с открытием “железного занавеса” появилась возможность выехать за границу и посмотреть на мир своими глазами. Общность задач: экономических, экологических, социальных и других, объективно приводит к прозрачности границ и интеграции государств. Сегодня можно говорить, что под юрисдикцией Евросоюза появилось некое конфедеративное государственное образование, которое условно можно назвать Соединенными государствами Европы, которые имеют общую валюту (евро), политическую надстройку (Европарламент) и многие общие структуры. Сейчас решается вопрос о создании единой армии.
Объединительные (интегративные) процессы происходят также и на уровне регионов (департаментов, провинций, земель, республик, областей, краев) европейских государств. В Европе сейчас пришли к выводу о том, что реальное достижение идеалов, принципов демократии (народовластия) и успешное решение социально-экономических проблем возможно на уровне регионов. В этих целях европейские регионы объединились под эгидой Совета Европы в Ассамблею, куда в качестве полноправного члена в 1998 году вошла и Республика Башкортостан. Правовой основой деятельности Ассамблеи является Европейская хартия о региональной автономии, в подготовке которой пришлось принимать участие и мне, работая о Палате регионов Европы (в Страсбурге). Таким образом, Республика Башкортостан является субъектом европейского права, которое представляет одну из отраслей международного права.
Правосубъектность Башкортостана в рамках европейского права оказала неоценимую поддержку и в подготовке нашего Закона “О языках народов Республики Башкортостан”, и в признании башкирского языка государственным. При этом мы непосредственно опирались на Европейскую хартию о региональных языках или о языках национальных меньшинств.
Конечно, пока еще Башкортостан как государство не является членом ООН. В таком качестве не выступает ни один из субъектов Российской Федерации. Но в то же время, принимая участие в работе в качестве члена Совета Всемирного движения федералистов, который является консультативным органом ООН, я пришел к выводу, что данная организация постепенно может быть трансформирована в международное объединение наций, а не государств. В будущем не исключена возможность принятия в ООН таких крупных и самодостаточных республик, как Башкортостан, Татарстан и Саха-Якутия, как это делалось по отношению к Белоруссии и Украине при советской власти.
— Каковы правовые проблемы развития суверенитета Республики Башкортостан и башкирского народа?
— На данном этапе, как мне представляется, правовые способы по реализации суверенитета башкирского народа и Башкортостана как государства нашли свою объективизацию в Конституции Республики Башкортостан, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года и в системе республиканского законодательства. Сейчас главная задача заключается в защите и сохранении достигнутого нами в сфере законодательства. Имеются вопросы по корректировке некоторых законов, в частности, в сфере образования в связи с признанием башкирского языка государственным на конституционном уровне. Они решаемы и сейчас решаются.
Но в то же время надо иметь в виду, что право как надстроечное явление не является универсальным средством защиты этноса, если данная нация на личностном уровне, на уровне семьи не стремится к совершенствованию, гармонии, сохранению своего языка, своей культуры. История знает немало примеров, когда тот или иной народ, не имея никаких административных, государственных структур, в течение тысячелетий смог сохранить свою идентичность, свое лицо и место в мировой цивилизации.

Беседу вел Салимьян Бадретдинов


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018