Благоварский район

До недавнего прошлого Благоварский район был одним из тех, где совершенно недооценивалась роль и значение деятельности Всемирного курултая башкир. Например, в 2000 году, когда в Уфе готовился Съезд башкирских женщин, руководство района даже не хотело направить на Съезд своего делегата, мотивируя это тем, что «в районе нет башкирского населения». В связи с чем Исполком Всемирного курултая башкир обещал содействовать в сборе документальных сведений по населению Благоварского района. В этих целях мы обратили внимание на очень содержательную статью известного историка-краеведа района, пенсионера Р.Г.Курбангулова, опубликованную во втором номере журнала “Ватандаш” за 1999 год. В статье речь шла об истории населенных пунктов и известных людях района. Затем были изучены документы переписи 1926 г. из фондов ЦГИА РБ. По материалам ревизий и переписей составлены таблицы об этносословном составе населения района. Таким образом, собраны документы, которые по степени важности и оригинальности сегодня не имеют аналогов в Республике Башкортостан.
По итогам переписей XVIII—XX вв. жители 35 населенных пунктов района на протяжении трех веков считали себя башкирами. Это с. Балышлы, д. Башбуляк, д. Новый Буляк, д. Сарайлы, д. Старый Усман (Балышлинский сельсовет), д. Ахмет, п. Новый Абзан, с. Старый Абзан, с. Старый Кучербай, д. Тюркей, д. Тюрюштамак, д. Чулпан 2-й, (Кучербаевский сельсовет), д. Старый Амир, с. Старые Санны (Саннинский сельсовет), д. Дусмет, д. Новый Сынташ, д. Старый Сынташ, с. Сынташтамак, д. Улы-Арема (Сынташтамакский сельсовет), д. Агарды, д. Кугуль, д. Кызыл-Чишма, с. Такчура, д. Усман, д. Чатра, (Тановский сельсовет), д. Таллыкуль, с. Удрякбаш, д. Шамеево (Удрякбашевский сельсовет), д. Баштерма, д. Слакбаш (Ямакаевский сельсовет), д. Кызыл-Юлдуз, д. Нейфельд, д. Шарлык, с. Янышево (Янышевский сельсовет).
Лишь большинство жителей д.Кашкалаши (Кашкалашинский сельсовет) и д. Ломово (Кучербаевский сельсовет) в ходе переписи 1959 г. свою национальность определили как татарскую, что объясняется слабым знанием собственной истории.
Среди материалов, собранных Р.Г.Курбангуловым, наибольшую ценность представляет шежере башкир деревни Сарайлы, начало которого восходит к знаменитому Канзафар-бию, который в 50-х гг. XVI в. привел башкир под скипетр Московского государства. В этой связи следует особо подчеркнуть, что такой уникальный источник об историческом прошлом не имеет ни один район Республики Башкортостан.
Из материалов Р.Г.Курбангулова ясно видно, что территория Благоварского района в XIV—XVIII вв. входила в состав владений башкир племени мин — одного из крупнейших племенных объединений в составе башкир. Минцы занимали обширную территорию по долинам реки Демы. Северные границы минских земель доходили до среднего течения Агидели, охватывая территорию современной Уфы. К югу от Уфы их территория простиралась до самых верховьев Демы и Уршака. На западе минские земли доходили до истоков рек Кармасан, Чермасан, Усень и Ик.
В начале XVI в. минские башкиры во главе со своим предводителем Канзафар-бием вели упорную борьбу против ногайцев, стремившихся силой увести местных башкир в южные степи. После падения Казани в 1552 г. именно Канзафар-бий откликнулся на обращение царя Ивана Грозного признать его власть и, как свидетельствует шежере, в 1554—1555 гг. (961 г. хиджры) возглавил первую делегацию башкир к Ивану Грозному, заключившую соглашение об условиях вхождения башкир в состав России.
Это был поворотный момент в истории Башкортостана, открывший в ней совершенно новую полосу. Канзафар-бий проявил себя здесь как мудрый предводитель своего народа и дальновидный государственный деятель, сумевший в той сложной ситуации верно определить главное направление развития событий. Исполком Всемирного курултая башкир уверен, что заслуги такого вождя башкирского народа и выдающейся исторической личности заслуживают увековечения его имени.
Согласно шежере, у Канзафар-бия было четыре сына — Козябахты, Дистан, Кудабахты и Кудаш. Сыновья Канзафар-бия и его сподвижники на основе полученных грамот распределяли земли по р. Деме, ее притокам вплоть до пределов современного города Уфы. Следовательно, можно быть уверенным, что жители всех башкирских деревень Благоварского района являются прямыми потомками Канзафар-бия, его сподвижников и тех, от имени которых он совершил первый дипломатический визит в Москву.
По материалам шежере, жители д. Сарайлы являются прямыми потомками Дистана — младшего сына Канзафар-бия, а жители д. Муталып (Муталыпово) — его брата Кудаша. От этих двух деревень позднее ответвляются деревни Старо-Усманово, Среднее Усманово (оно же Среднее Муталыпово), Ново-Усманово (Новое Муталыпово). Р.Г.Курбангулов составил также шежере многих фамилий современных жителей указанных деревень. Например, линия прямых предков самого Раиса Гайнисламовича выглядит так: Канзафар-бий — Кудаш (Кодаш) — князь Янбахты — Ямал-бий — Колсар-бий — Амангильде — Тэкэй — Тават — Салташхан — Суяргул — Курбангул — Ахмер — Мухаррям — Афрагим — Шарафелислам — Гайнислам — Раис (автор шежере) — Ильдар (его сын) —Аскар (его внук). Автор шежере указывает, что первым фамилию Курбангулов начал носить Ахмер, сын Курбангула. С потомков Канзафар-бия идут древа Насыровых (д.Сарайлы), Яхшигуловых (д. Сарайлы), Тагировых, Хисаметдиновых, Латыповых, Атласовых, Ишмухаметовых. Предки последних непосредственно восходят к Дистану. Среди потомков Дистана был Абдулбашир (родился в 1818 г.) и от него пошли потомки, которые стали носить фамилию Башировы.
В числе знатных представителей д. Сарайлы, из потомков Канзафар-бия Раис Гайнисламович называет А.А.Галиева (родился в 1864 г.) — первого учителя светской школы в Благоварском районе и его внука А.А.Галиева — директора Института космических исследований РАН, доктора физико-математических наук, академика, лауреата Ленинской премии СССР. Как видим, у Канзафар-бия много замечательных потомков, и мы все имеем право ими гордиться.
Исследование Р.Г.Курбангулова содержит немало других интересных сюжетов. Оно заслуживает самостоятельной публикации в виде книги-брошюры, которая, мы надеемся, в скором времени увидит свет.
По архивным документам переписи 1926 г. перечислены фамилии жителей д. Староусман, Среднеусман, Новоусман, Кугуль, Старо-Абзан, Чишма (Кызыл Чишма), Сарайлы и других. Абсолютное большинство их однозначно признали себя башкирами, оставаясь верными памяти знаменитых предков.
Несмотря на то, что происхождение всех вышеперечисленных деревень Благоварского района бесспорно является башкирским, в 1989 г. их постигла общая для всех башкирских деревень северо-западного региона Башкортостана участь: их жителей записали татарами. Пример Благоварского района лишний раз подтверждает, что у организаторов переписи 1989 г. существовал единый план дезинформации населения и, к сожалению, реализовать им его тогда удалось. Объективная оценка систем подготовки и проведения переписи 1989 г., данная Всемирным курултаем башкир, изложена в журнале “Ватандаш” (№ №1, 2, 2002 г.), что в равной мере относится и к Благоварскому району.
Будем надеяться, что благоварцы не согласятся и дальше оставаться жертвами совершенной над ними в 1989 г. политической провокации и вернутся к признанию себя потомками своих знатных башкирских предков, как Канзафар-бий и его сподвижники. Пример Благоварского района одновременно ярко свидетельствует, что при целенаправленном поиске каждый район республики, каждая башкирская семья, особенно северных и северо-западных районов, могут составить, соответственно, свою документальную историю и шежере. Дело за немногим — проявление горячей заинтересованности.

Н.Калмантаев, Р.Курбангулов, Н.Мажитов


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018