Дирижер Тагир Камалов: «Оркестр — моя судьба»

В одном из своих интервью Тагир Камалов сказал: «В 15 лет я уже знал, что стану дирижёром». С тех пор эта мечта владела им. Он был влюблён в чудо творения музыки, в её необъяснимую силу и власть над душой человека. Постоянно слушал пластинки с записями симфонической музыки. И все более укреплялось желание служить высокому искусству. Сначала учился в Уфимском училище и Институте искусств по классу баяна у профессора В.Белякова. Затем — учёба в Российской музыкальной академии в классе дирижирования профессора В.Кожухаря, ассистентура-стажировка в Казанской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора Ф.Мансурова. Несколько лет работал дирижером Театра оперы и балета. Продолжал мечтать о своем оркестре. Руководил студенческим симфоническим оркестром УГИИ. С 1992 года начинается отсчет новой жизни Камалова — он возглавил симфонический оркестр. Нет, точнее сказать, начал работу над созданием оркестра. Это была нелегкая и кропотливая работа. Деятельность Тагира Таузяховича можно назвать поистине подвижнической. Все было непросто, не всегда оркестранты понимали молодого импульсивного руководителя. Прошло несколько лет. И свершилось чудо — в республике появился высокопрофессиональный коллектив, которому под силу исполнение любых сложнейших симфонических партитур. Национальный симфонический стал одним из ярких явлений музыкальной культуры Башкортостана. С ним выступают выдающиеся музыканты: дирижеры — российские и зарубежные, знаменитые солисты — пианисты, скрипачи, певцы, юные таланты, одаренные музыканты Башкортостана. Назовем дирижеров, выступавших с НСО: Равиль Мартынов (профессор, Народный артист РФ), Джон Додсон (главный дирижер симфонического оркестра города Нешвилл, штат Теннесси), Александр Вакульский (главный дирижер оркестра из Амстердама (Нидерланды), Дзинтарс Йостс (Латвия — США), пианист В.Овчинников (Россия — Англия), виолончелист Ю.Лоевский (Москва), скрипач Р.Абязов (Казань) и многие другие музыканты с мировой известностью. Приведу слова Джона Додсона: «С такой удивительной способностью к самосовершенствованию, с такой внутренней дисциплиной и умением чувствовать дирижера у вашего оркестра блестящее будущее». За всем этим стоит неутомимая деятельность Тагира Камалова, его мощная творческая воля, любовь к своему делу, к музыке, к оркестру.
Вспоминается Первый фестиваль симфонической и хоровой музыки. Огромный зал училища искусств переполнен. Концерт музыки башкирских композиторов, ставший истинным праздником национального искусства. Звучат произведения Л.Исмагиловой, Р.Касимова, Н.Даутова, Д.Хасаншина, А.Каримова, Ф.Гафурова… “Все сочинения прозвучали сочно, выразительно. Благодаря таланту и творческой энергии Тагира Камалова оркестр под его управлением чутко прочел национальные партитуры и дал им органичные и темпераментные художественные трактовки”, — писала музыковед Гульнара Ахметова, называя этот концерт историческим. В других программах исполнялись произведения Чайковского, Рахманинова, Х.Заимова, Ш.Кульбарисова, С.Низамутдинова. Вот как писала о заключительном концерте первого фестиваля заслуженный деятель искусств России и Башкортостана музыковед Людмила Атанова: “...Он был так умело скомпонован и игрался с таким подъемом, что вылился в настоящее торжество… Завершился концерт вдохновенным исполнением симфонической фантазии Чайковского “Франческа да Римини” по Данте. Оркестранты, завороженные темпераментом и волей своего маэстро Тагира Камалова, вложили в игру все силы, умение и буквально потрясли слушателей… Оркестр очень молод — исполнился только год со дня его основания, но своим старанием и любовью к музыкальному искусству и его творцам он совершил подвиг — заставил любителей большой музыки поверить в грядущий рост музыкального искусства Башкортостана”. Как радовались музыканты, композиторы, студенты и просто любители музыки! Концерты оркестра, тогда называвшегося Национальной симфонической капеллой “Шарк”, пользовались успехом с самого начала деятельности коллектива. Но... Вскоре наступает период вынужденного молчания оркестра. Акционерное общество “Шарк”, финансировавшее оркестр, давшее ему старт, стало испытывать серьезные экономические затруднения. Это было время борьбы за существование, буквально — за выживание. Сколько перенес тогда стрессов Тагир Таузяхович, переживая за судьбу коллектива. Ему, музыканту с тонкой душой, эмоциональной и ранимой, пришлось заниматься коммерцией — продавать муку, сахар, растительное масло, чтобы как-то обеспечить оркестрантов зарплатой.
Встал тревожный вопрос о судьбе оркестра. Союз композиторов писал письма в вышестоящие органы с просьбой поддержать оркестр, столь необходимый республике, имеющей богатую музыкальную культуру и большой потенциал её развития. Коллеги-композиторы выступили со статьей “Симфонический нужен как воздух” (“Вечерняя Уфа”, 25 января 1994 года). Было много хождений дирижёра по инстанциям. Наконец, 22 февраля того же года специальным постановлением Кабинета Министров РБ был решён вопрос о создании Национального симфонического оркестра. Так оркестр получил новый статус. А уже в ноябре с подлинным триумфом прошел Второй фестиваль симфонической и хоровой музыки, на котором он выступил под новым названием — “Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан”. Это был масштабный праздник. Сколько интереснейшей музыки, какие имена! Вагнер, Лист, Моцарт, Бетховен. Была исполнена «Героическая поэма» Наримана Сабитова, впервые в Уфе прозвучала Шестая симфония крупнейшего композитора Гии Канчели. Знаменитый “Реквием” Моцарта объединил в едином вдохновенном воплощении гениальной музыки оркестр, хоровую капеллу, лучших солистов-вокалистов.
Украшением фестиваля стало и выступление прекрасного музыканта из Казани Рустема Абязова. Его певучая скрипка, изящный артистизм и виртуозная, проникновенная игра запомнились как в скрипичном концерте Мендельсона, так и в “Шахерезаде” Римского-Корсакова, музыка которой покорила могучей красотой морской стихии, гибкой, мощной динамикой оркестра, а также сказочной узорчатостью мелодий скрипки-соло.
— Наша главная творческая заповедь: оркестр — это театр, каждое выступление должно быть ярким, эмоциональным, должно зацепить публику, — говорит Т.Т.Камалов. — Мы играем не только классику: у нас есть и развлекательные, и познавательные программы. Мы стараемся внести элемент импровизации, придумываем программы концертов-загадок, проводим викторины, специальные вечера, на которых знакомим слушателей с инструментами оркестра.
Действительно, каждый концерт оркестра интересен выстроенностью программы, разнообразием жанров и обязательно “зацепляет” слушателей, увлекает их как богатством представленной музыки, так и ярко эмоциональным исполнением. Как правило, в каждом фестивале и в программе каждого отдельного концерта всегда есть своя “изюминка”, сюрприз, открытие для слушателей. Один из концертов вокально-симфонической музыки был посвящен 50-летию Великой Победы. Он включал произведения Д.Шостаковича и З.Исмагилова. Кульминацией же фестиваля стала Симфония № 5 “Из Нового света” А.Дворжака. Дирижировал Тагир Камалов — великолепное, незабываемое исполнение!
Четветый фестиваль запомнился “Поэмой экстаза” А.Скрябина, Концертом Ф.Пуленка для органа, струнных и литавр (органист — заслуженный деятель искусств России, Народный артист РT, профессор Р.Абдуллин). “Ударным” номером фестиваля стал “Реквием” Д.Верди. В мощном звучании трагической и глубоко человечной музыки итальянского маэстро гармонично сочетались голоса оркестра, хора и замечательных солистов — приглашенных из Москвы М.Гареева, Т.Ворожцовой и известных певцов — уфимцев Елены и Аскара Абдразаковых. Умеет Камалов создавать праздник души! На Пятом фестивале состоялось первое исполнение Симфонии № 3 М.Ахметова и вокально-симфонического цикла “Песни моего народа” Н.Даутова. Венцом же фестиваля стала Девятая симфония Бетховена, исполненная в Уфе впервые. Был восторженный прием — зал аплодировал стоя, появились не менее восторженные рецензии.
Удивил особыми сюрпризами и Шестой фестиваль — их было несколько: Концерт-трагифарс, проникнутый размышлениями автора о смысле жизни и судьбе художника. Здесь лидировал как солист-скрипач, актёр, композитор и дирижёр гость из Татарстана, уже известный уфимцам Рустем Абязов — большой друг Т.Камалова. Симфония №4 “Реквием — Узун-кюй” М.Ахметова — для оркестра, хора, солистов-вокалистов и курая. Хорошим подарком меломанам стало первое концертное исполнение оперы Глюка “Орфей и Эвридика”, где в партии Орфея выступил обладатель уникального голоса — контр-тенор из Москвы Эрик Салим-Мерюэрт (Курмангалиев).
— Главные задачи культуры и искусства я вижу в двух главных пунктах, — говорит Т.Камалов. — Во-первых, воспитание чувства прекрасного, восприятия красоты как абсолютного понятия, существующего в природе; во-вторых, воспитание умения и желания создать красоту в жизни, в быту, в отношениях с людьми. Молодому — будущему поколению хочется пожелать следующее: через искусство, через индивидуальное творческое восприятие прекрасного старайтесь найти собственную красоту, которая могла бы увлечь вас на протяжении всей вашей жизни — это и работа, и хобби, и круг интересов.
В этом году оркестр будет отмечать свое 10-летие.
Тагир Камалов — яркая творческая личность, музыкант незаурядного дарования. Он сумел неимоверными усилиями, благодаря мощной творческой воле всего за 10 лет превратить созданный им оркестр в один из лучших в России. Его инициативность, целеустремлённость, страстное желание донести до сердец слушателей лучшие образцы симфонической музыки, познакомить с новейшими достижениями композиторов России и Башкортостана вызывают чувство огромной благодарности.
Благодаря записи всех концертов оркестра ГТРК “Башкортостан” по республиканскому телевидению и радио регулярно проводятся циклы передач «Музыкальный абонемент», «Концертный зал», передачи о творчестве башкирских композиторов. Отдавая дань традициям фестивалей симфонической и хоровой музыки, циклов концертов «Оркестр приглашает», «Рождественские встречи», особо хочется отметить просветительскую работу с детской аудиторией со специально разработанными концертами-беседами и привлечением ведущих лекторов-музыковедов.
Мастерство Камалова-дирижёра проявилось и в выступлениях с российскими и зарубежными оркестрами, ему рукоплескали не только в Башкортостане, но и во многих концертных залах — в Большом зале Консерватории, Концертном зале «Россия» (Москва), в Омске, Казани, Ижевске, а также в Японии, Польше, Швейцарии.
Как всегда, дирижёр полон интересных задумок, больших планов на будущее!
— В преддверии своего 10-летия мы собираемся осуществить глобальный проект — Седьмой фестиваль симфонической и хоровой музыки, который пройдет в апреле-мае, — говорит маэстро. — Уже в январе начали проводить концерты — навстречу 10-летию. Продолжаем работу над “Антологией башкирской симфонической музыки». Готовим к выпуску первый компакт-диск, в который войдут произведения Мурада Ахметова — 1-я симфония «Памяти отца», 2-я — «Варган-синфония» и Фантазия № 1 для курая с оркестром.
Мы принимаем участие в первом открытом радиофестивале симфонических и камерных оркестров регионов России. Задача фестиваля — правдиво отразить современную музыкальную жизнь России. Особенность его в том, что оркестры представляют не студийные записи, а записи «живых» концертов, проходивших в течение двух последних сезонов. Такие «живые» записи дают более полное впечатление об исполнительском мастерстве оркестра, дирижеров, солистов. У нас уже прошли две передачи на радиостанции “Орфей”, которая является одним из организаторов фестиваля, в котором принимают участие оркестры Санкт-Петербурга, Саратова, Новосибирска, Новгорода, Магадана и т.д.
Жизнь дирижёра и художественного руководителя очень насыщена. С первых творческих шагов оркестр определяет как одну из главных своих задач развитие и пропаганду башкирской национальной музыки. Оркестр во главе с Камаловым принимает активное участие в юбилейных и авторских концертах композиторов республики, в записи музыки для телефильмов о композиторах Р.Муртазине, Х.Ахметове. Успешно выступил оркестр на ХIV фестивале музыки композиторов Поволжья и Урала в Уфе, где прозвучали новые сочинения композиторов Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Мордовии, Мари-Эл, Удмуртии.
Тагир Камалов является инициатором создания фундаментальной «Антологии башкирской симфонической музыки», в которую включены записанные оркестром произведения композиторов Башкортостана разных поколений. «Антология» вызвала большой интерес не только в республике. Приведём отрывок из письма главного дирижёра симфонического оркестра Нидерландов, нашего земляка, который приезжает на Родину для выступлений с нашим оркестром. «С огромным интересом и волнением прослушал записанную Вами с Национальным симфоническим оркестром «Антологию башкирской музыки». Уже сам факт такой записи подразумевает неимоверный труд и благоговейное отношение к национальной музыке Башкортостана... Ваша работа идентична «Антологии русской музыки», записанной Е.Светлановым. Не сомневаюсь, что Ваш труд оценят как простые слушатели, так и специалисты. Стоит ли говорить о том, что эта «Антология» станет «настольной книгой» для преподающих и изучающих музыкальное наследие Башкортостана.
От всего сердца поздравляю Вас и Национальный оркестр с успехом и еще раз благодарю за возможность показать музыку Башкортостана здесь в Европе. Желаю Вам и возглавляемому Вами коллективу творческих успехов. С уважением, Александр Вакульский, главный дирижер симфонического оркестра Нидерландов”.
Вот что сказал Мурад Ахметов, заслуженный деятель искусств России, Народный артист РБ (Москва): “Каждая творческая личность неповторима. Кто-то создает одно единственное — наивысшее сочинение. Кто-то добивается успеха за длинный период жизненного пути. Взрывчатый, импульсивный темперамент Тагира Камалова при полном самоотречении и отдаче всех своих жизненных сил позволил ему пройти за 10 лет путь, который некоторым стоил бы целой жизни. Это не только создание симфонического оркестра, но и воспитание благодарной слушательской аудитории, для которой каждый концерт симфонического оркестра — праздник. Созданы сочинения, которых не было бы без оркестра и без Камалова лично. Он как художественный руководитель проявляет тонкое артистическое чутьё мастера при выборе репертуара. Он умеет сочетать в программах классический, современный и национальный репертуар. Создание уникальной «Антологии башкирской симфонической музыки» навсегда вносит имя Тагира Камалова в золотой фонд башкирской национальной культуры.
Многие мои сочинения созданы по инициативе Тагира — мы работаем в постоянном соавторстве. Это «триада» симфоний — Второй, Третьей и Четвёртой. Я посвятил её вдохновителю и интерпретатору, а также непосредственному участнику творческого процесса — Тагиру Камалову. Это и “Три фантазии для оркестра и курая”, симфонические поэмы, Концерт для струнных и ударных «Памяти учителя», посвящённый Нариману Сабитову. Это и огромное количество произведений Хусаина Ахметова, получившие вторую жизнь в исполнении НСО. Наши творческие планы обширны и рассчитаны на многолетнее сотрудничество и дружбу”.
Радует такое плодотворное сотрудничество двух талантливых музыкантов. В настоящее время Тагир Камалов вместе с Мурадом Ахметовым работает над балетом «Урал-батыр». Либретто написано Камаловым.
— Глобальные философские идеи, жизненный опыт многих поколений народа в эпосе «Урал-батыр» должны быть расшифрованы для сегодняшнего поколения, — говорит Тахир Таузяхович. — Ибо все, что создано народом, имеет сильную жизненную основу. Изучение этих аспектов есть путь к самосознанию, чуткому определению своего места в многообразной мировой культуре и осознанию своей уникальности. Это будет балет-мистерия, нетрадиционный по драматургии. Несмотря на древность сюжета, это будет ярко современная музыка и постановка с участием хора, певцов-солистов, балета, оркестра.
Год назад, когда Тагир Таузяхович тяжело заболел, оркестр и все почитатели и поклонники Камалова переживали и даже растерялись — а как же оркестр? Но даже в больнице маэстро продолжал думать о творчестве — писал либретто балета «Урал-батыр». К счастью, здоровье стало восстанавливаться, и дирижёр появился за пультом и блестяще провёл авторский вечер композитора Айсылу Сальмановой. Музыка помогла ему верить в себя, в свои силы.
Помогала Тагиру Таузяховичу и семья — жена Елена, дочь Лейсан и сын Рустем, которому недавно исполнился год.
Хочется пожелать талантливому мастеру, большому МАЭСТРО здоровья и исполнения всех его грандиозных планов.

Э.Давыдова


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018