Корифей башкирской сцены

В живописном уголке, где берет начало речка Киги, приютилась в объятиях гор одна башкирская деревня. Она утопает среди гордых дубов, стройных березок, цветущих белым цветом кустов черемухи, калины, рябины, бьющих из земли родников, ароматных лугов... Это деревня Идрисово — земля родников, соловьиный край.
Прежде относящаяся к Месягутовскому кантону, ныне к Кигинскому району, деревня Идрисово — родина Гималетдина Мингажевича Мингажева. Он родился 21 мая 1889 года. В книге воспоминаний “Моя жизнь” он так описывает быт деревни в конце XIX века: “У подножия Ямантау, по берегам речки, протянувшейся белым шелком, виднеется маленькая деревушка... Это — моя родная деревня Идрисово. На краю села, подобно ребрам дохленькой коровы, под крышей из редкой дранки и с двумя подпорками, стоит старый дом. Это — наш дом”.
— В страшной нищете прошло детство Гималетдина, — вспоминала Сатира-абей. — Заглянешь к ним в дом — полуголые ребятишки отковыривают корочки засохшего теста в хлебной кадке. Часто занимали хлеб, а во время жатвы за долги вязали снопы. Однажды в такую пору, говорят, мать Гималетдина горестно вздохнула:
— Эх, жизнь наша... Соседский серп при каждом взмахе хвастливо дзинькает “деньги, деньги!”, а наш поет “долг, долг”.
Всю жизнь батрачивший на муллу Исмагила и Ахмади-бая, отец, старик Мингаж, и детей своих с семи-восьми лет отдает на работу в люди. Гималетдину с трех-четырех лет приходится бегать в качестве посыльного. Он удивляет родителей и соседей своей смышленостью, находчивостью и ловкостью.
Первой учительницей Гималетдина была жена муллы, знавшая несколько сур из Корана, которая, обучая детей, больше драла за уши да раздавала подзатыльники. После таких “уроков” у мальчика-проказника, бойкого на язычок, гудит в голове. А однажды она, решив, что у него сотрясение, обернула голову мальчика полотенцем и сильно встряхнула, “вправляя” ему мозги. После этого “лечения” Гималетдин потерял сознание и на всю жизнь остался глуховат.
Но сама природа, живой мир одарили его талантом. Гималетдин на сенокосе или жатве, на улице, в праздники и будни — везде забавлял людей, треща сорокой, кудахтая курицей, имитируя других птиц и животных, а также изображая походку, голоса, повадки односельчан, сочиняя смешные частушки... Обо всем этом, о своем детстве, о нелегкой своей судьбе, как он поднимался к высотам творчества, Гималетдин Мингажев подробно рассказал в своей книге “Моя жизнь”.
Вступив в пору юности, Гималетдин, познания которого составляли лишь несколько сур Корана, как в сказке, отправляется искать счастье. Он попадает в Златоуст, который башкиры издревле называли Алтын Тамак (Золотое устье). Там он познает жизнь города, общается с заводской молодежью. Держится вместе с новыми друзьями, не поддается невзгодам, ищет смысл жизни. Свои чувства и переживания он изливает игрой на тальянке.
После Октябрьской революции Гималетдин чувствует себя окрыленным, надеется, что осуществятся все его мечты и желания. Со своими товарищами организует драмкружок, выходит на сцену. Зрители бурно аплодируют самодеятельным артистам. Успехи, неожиданные радости еще сильнее влекут его к сцене. В 1919 году в Златоуст из Петрограда приезжает на гастроли Новый драматический театр, который ставит на сцене пьесу Максима Горького “На дне”. В этом спектакле на профессиональной сцене Гималетдин, сын Мингажа, исполняет роль Татарина. Его артистическое мастерство раскрывается еще ярче. В 1920 году он возглавляет театральную труппу при Златоустовском городском Совете рабочих и солдатских депутатов. В 1921 году работает в Красноярском театре драмы и комедии, в 1922—1924 годах — в различных труппах Уфы, позднее — в Башкирском драматическом театре. В эти годы Гималетдин Мингажев получает известность и как режиссер Гимал Уральский. Он считает: чтобы убедительно играть на сцене, завоевать внимание зрителя, актер должен глубоко знать жизнь, понимать внутренний мир, характер, внешность, образ героев.
Страстное влечение Мингажева к искусству всем своим существом, проникновение в волшебный мир искусства восхищает и удивляет. Казалось бы, он, бедный крестьянский сын, должен жить по обычаям того времени и своего рода. Ни знаний, ни имущества! Вот так он осмелился отправиться в большой мир. В первые годы выступлений на сцене он заучивал роли в чтении своей жены, лишь годам к тридцати научился читать и писать. Суть, видимо, в том, что даже в самых неблагоприятных условиях он сумел развить свой талант, сохранить силу воли, не разочаровался в жизни. Тернистым путем, через непомерные трудности и преграды пришел сын безвестной деревни Идрисово на большую сцену. В тяжелые минуты умным советом и теплым словом его вдохновлял великий Мажит Гафури: “Кто лучше тебя сыграет роли башкир-стариков, разных начальников? Ты станешь истинным, знаменитым артистом”.
В 1924—1925 годах вместе с Мажитом Гафури он участвует в создании передвижного театра. Труппа начинает обслуживать глухие деревни Башкортостана, никогда не видевшие театра. В 1925—1930 годах пьеса М.Гафури “Красная звезда” не выходит из репертуара и удостаивается народного признания. Гималетдин Мингажев привозит в родное село спектакль “Ашкадар”. Это событие и поныне хранится в памяти старшего поколения. Тагир-бабай Хужин, Гарифулла-бабай Сагадатуллин, вспоминая это время, рассказывали: “Артисты остановились у родственников Мингажева. Днем продавали книги, говорили со взрослыми о колхозном житье-бытье. А вечером долины реки Киги, Карангы-елги огласились доселе неслышанными звуками гармони, скрипки, курая, мандолины. Наутро на живописном берегу реки соорудили юрту. Услышав весть, что свои артисты-башкиры показывают представление, со всех окрестных деревень собрались зрители. Спектакль “Ашкадар” начался мелодией курая, всколыхнувшей сердца. Даже старушки, только вчера проклинавшие актеров за “дьявольское представление”, тоже сидели и шмыгали носами.
Большой след оставил в душах людей этот первый спектакль на башкирском языке. После такого незабываемого зрелища молодежь села, воодушевленная этим событием, стала показывать концерты и представления”.
В малой труппе передвижного театра каждому артисту приходилось трудиться за нескольких. Скажем, Мингажев сам выбирал место для постановки спектакля, организовывал декорации, гримировал актеров, исполнял на сцене две роли, играл на гармони. Увидев удивительное представление, сельские жители ощущали себя как бы испившими живой воды, помолодевшими.
Счастливая звезда Гималетдина Мингажева воссияла на небосклоне башкирского сценического искусства. Напряженный труд, целеустремленное постижение актерского мастерства, изучение системы Станиславского, постановка на сцене русских классиков, творческий поиск приносят успех, признание зрителя и открывают перед артистом дорогу в будущее. Реалистичные, народные образы, с невыразимым мастерством исполненные роли... За годы, отданные сцене, Мингажев сыграл около 400 ролей. Образ Юлая Азналина, отца Салавата, создан в многочисленных сценических произведениях: “Салават и Пугачев” Ф.Сулейманова, В.Муртазина- Иманского и Д.Юлтыя, “Салават Юлаев” Б.Бикбая и Г.Саляма, кинофильм режиссера Я.Протазанова “Салават Юлаев”. Им сыграны Городничий (“Ревизор” Н.В.Гоголя), Адельша (“Ашкадар”), Янгильде (“Башкирская свадьба” М.Бурангулова), Карамурза (“Ынйыкай и Юлдыкай” Х.Габитова), Ишмырза (“Карагул” Д.Юлтыя), Кусербай (“Тансулпан” К.Даяна), Гиззатулла (“Тальянка” Г.Ахметшина), Каримбай (“Башмачки” Х.Ибрагимова), Кулуй (“Сакмар” С.Мифтахова)... В каждую из этих ролей вложен богатый жизненный опыт народного артиста. Простой сын айлинского рода становится мастером башкирской сцены, украшением Башкирского театра, гордостью своего народа. Его почитают как одаренного, искусного, разностороннего актера. Он исполняет и драматические, и трагические, и комические роли с божественным вдохновением, удивительным мастерством. В ряде статей и в книге воспоминаний “Моя жизнь” он освещает теорию и особенности актерского мастерства. Опираясь на систему Станиславского, он разработал учение о трех жизненных источниках и трех формообразующих началах сценического творчества.
Кроме того, Г.Мингажев написал несколько пьес, поставленных в театрах республики, среди них “Эпоха” и “Пламя”. Пьеса “Эпоха” была поставлена известным режиссером Б.Имашевым. Таким образом, Г.Мингажев является не только известным башкирским актером, но и теоретиком театра и драматургом. Он общается и тесно сотрудничает с такими видными писателями и драматургами, как Мажит Гафури, Дауыт Юлтый, Рашит Нигмати, Сагит Мифтахов, Кадир Даян.
Здесь уместно привести воспоминания Янтимера Мухамедьянова, сородича Мингажева, дружившего с ним на протяжении двадцати лет: “Гималетдин Мингажев нередко гулял вместе с Рашитом Нигмати в парке имени Матросова. Общими у них были не только проблемы культуры, искусства, литературы, но и заботы повседневной жизни. Будучи известным актером, Гималетдин-агай всегда держался просто и доступно. В любом возрасте, в разных ситуациях он оставался жизнерадостным, красноречивым, озорным, как говорится, “первым парнем”.
Да, первый парень села Идрисово — земли родников — становится знаменитым артистом своего народа и аксакалом Башкирского театра. В 1935 году Г.Мингажев удостаивается почетного звания Народного артиста БАССР, в 1944 году он — Заслуженный артист РСФСР, в 1949 году — Народный артист РСФСР. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Человек, как живое дерево, не может жить без корней. Гималетдин, находясь в городской среде, очень тоскует по родной деревне и возвращается, чтобы побродить по цветочным лугам, подышать райским воздухом родины. Сородичи встречают его радушно. Он один ставит концерты для односельчан, воодушевляя их, подпитывая эликсиром искусства.
В соловьином июне Мингажев возвращается в Идрисово. Изведав тысячи печалей, он находит на родной земле тысячи радостей. Наша мама рассказывала: “Гималетдин-агай вместе с женой Хатимой-апой приходят к журчащему ключу, разводят костер, кипятят чай из родниковой воды. Зазывает девушек, приходящих за водой: “Подходите, невестушки, угощайтесь уфимскими гостинцами. — И продолжает: Нет, наверное, на земле места благословеннее нашего Идрисово. Песнь родников... А соловьи, соловьи на вербах... Если не приеду испить чаю из родника, сердце так и разрывается...” — Потом он отправляется бродить по лесу, присоединяясь там к птичьему пению, к шуму леса, играет на гармони”.
У меня остались в памяти рассказы отца: “Я работал тогда на пасеке. Ослепительно солнечный день. Сижу, отдыхаю. Шорох листьев, жужжание пчел обволакивают душу как какая-то божественная мелодия природы. И вот раз, совсем как в сказке, в эту мелодию влились невесть откуда взявшиеся звуки гармони. Кто-то так искусно играет. Душа моя переполнилась. Не выдержал, громко запел. Гармонь играет, я пою. Удивительно: будто всю жизнь вместе спевались. А сами друг друга не видим. Таким образом вместе исполнили несколько песен. Я забылся, отдавшись чувствам... Услышав шорох, обернулся: идут мужчина и женщина. Это были Гималетдин-агай и Хатима-енгей.
— А, так вот где скрывается певец-егет. Оказывается, это ты, а я уж думал, лесной дух поет. Чей ты сын? Давай-ка еще разок огласим берега Киги-реки песней.
После этого попили чаю с медом. Гималетдин-агай стал уговаривать меня ехать в Уфу. Говорил о том, что в деревне пропадают таланты, что их надо растить. Так состоялось мое знакомство с Гималетдин-агаем Мингажевым. Потом мы очень тепло распрощались. Однако уехать в Уфу мне не было суждено: не смог оставить отчий край, беспомощную мать-старушку... Позднее часто встречались с Гималетдин-агаем. Он обучал нас, членов драмкружка, актерскому искусству, художественному слову. Человек он был очень остроумный, шутник”.
Г.Мингажев всегда оказывал большое внимание развитию талантов, организации клубной работы на селе. В этом отношении нас безмерно радуют творческие успехи Кигинского народного театра. Прочитаем вместе письмо артиста своему односельчанину, председателю колхоза Тагиру Хужину: “Друг Тагир! Этим летом не удалось побывать в деревне, даже и писать некогда было. Около пяти месяцев не были в Уфе, играли в Троицке, Казани, Свердловске, Тюмени, Омске, Челябинске. Месяц отдыхал на курорте. Теперь мы начали работать в Уфе. Так и не получилось побывать в Идрисово, попить свежего молока, помыться в деревенской бане. Всем жителям Идрисово шлю большой привет, желаю успехов в работе. Ребятишкам-школьникам тоже передайте мой привет. Пусть учатся хорошо и вырастут достойными людьми, с детства пусть обучаются разным ремеслам. Необходимо уметь и работу по дому выполнять, и в клубе ставить спектакли, концерты. Во всем нужна решительность и активность. Подготовил вам кое-какой реквизит для спектаклей. Ваш Гималетдин Мингажев”.
В то время в Идрисово при активном содействии Мингажева организовали драматический кружок. Талантливые самодеятельные артисты Гилем Латипов, Минлиахмет Бадретдинов, Шакир Ситдиков, Мафкари Сагадатуллина, Мавзия Мавлитова, Явгара Валиуллина ставят на сцене пьесы “Карлугас”, “Галиябану”, “Жертвы капитала”, “Несчастливый парень”, “Старик Сулейман”, “На могиле матери”... Сельским жителям показывают до двадцати спектаклей в год. Каждые 15-20 дней на сцене — новая постановка. Вдохновение, молодой задор не знают устали. А в наши дни в сельских клубах от силы ставят один-два спектакля в год. Где же озорная молодость села? Когда-то, заглядывая в будущее и проявляя заботу о народных талантах, наш земляк Гималетдин Мингажев начал большую работу по художественному воспитанию сельчан. Сейчас другие времена. Но день ото дня растут и духовные запросы народа. Не вызывает сомнения, что из молодых талантов, активистов художественной самодеятельности или драматических кружков в будущем вырастут видные артисты. Как молодым побегам необходимо солнечное тепло, так и молодым людям, впервые вступившим на путь искусства, нужно внимание и душевное тепло.
Живу светлой надеждой, что в будущем вновь возродится молодой дух села. Немало на кигинской земле одаренных людей, любителей-музыкантов, артистов...
Давно нет среди нас Г.Мингажева. Но жив его дух. В мире искусства, культуры, в памяти народа. Земляки называют его именем новорожденных детей. В Идрисовской школе собраны материалы о жизни и творческой деятельности Мингажева. Его именем названы улицы города Уфы и его родного села. В 1996 году Кигинскому народному театру присвоено имя Гималетдина Мингажева. К 110-й годовщине со дня рождения артиста в райцентре открыт краеведческий музей, в котором значительное место уделено творчеству великого земляка. В юбилейные дни в Идрисово наконец побывали и выступили на сцене сельского клуба и артисты Башкирского академического драматического театра.
Изданная в 1952 году книга Г.Мингажева “Моя жизнь” в последние годы была библиографической редкостью. Учитывая то, что в этой книге была отражена деятельность Башкирского академического драматического театра, а также культурная жизнь республики в 1920—1950 годы, издательство “Китап” выпустило новое, дополненное издание. Для работников образования и культуры, для молодежи это — поучительный источник, завет великого актера. А завет необходимо исполнять, беречь и передавать детям и внукам...

С. Бадретдинов


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018