Все новости

ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!

Преступления в сфере финансов стали настоящим бедствием нашего времени. В новостных лентах ежедневно мелькают сообщения об очередных жертвах мошенников. Люди теряют огромные суммы денег. Какие виды финансовых махинаций сегодня наиболее распространены? Как распознать преступников и защитить свои деньги? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!
ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!

Счет – на миллионы

В разгар рабочего дня в одной из популярных соцсетей получила сообщение от коллеги с просьбой занять деньги. К нему была прикреплена карта с ее именем и фамилией. Тем не менее, для меня с самой первой секунды было ясно, что аккаунт взломан и находится в руках мошенников. Во-первых, мы всегда общаемся на родном, башкирском, языке, во-вторых, с чего бы ей, сидя в соседнем кабинете, обращаться с такой просьбой через соцсети? В ту же минуту проинформировала коллегу о случившемся, и она сразу же заблокировала аккаунт.
Однако близкий родственник оказался не столь прозорливым. Поддавшись аналогичной схеме, он перевел аферистам кругленькую сумму денег. Заявление в полицию написано, однако в благоприятное разрешение проблемы мало верится – слишком уж много потерпевших, теряющих целые состояния.
По данным пресс-службы МВД по РБ, в 2023 году в республике зарегистрировано свыше 20 тысяч преступлений (рост составил 48,6%). Наибольший рост преступлений произошел в сфере информационно-коммуникационных технологий – аферисты у жителей Башкортостана выманили 2,6 миллиарда рублей!
Значительная доля приходится на хищения, которые провернули так называемые «службы безопасности» банков – около 30%. По иным способам мошенничеств число зарегистрированных фактов выглядит следующим образом: продажа/покупка товаров (18,9%), кредиты/микрозаймы (12,5%), инвестиции (12,1%) и др.
В ведомстве отмечают рост краж с банковских карт – в общей сложности около 4,2 тысяч, примерно третья часть которых совершены контактным способом. Около 15% приходится на фишинг (использование фальшивых сайтов по продаже товаров и оказания услуг). Четверть преступлений мошенники организовали, представляясь сотрудниками банка, предлагая «выгодные инвестиции». Примерно 15% – путем списания неустановленным способом, около 5% – иными методами.
Евгений Полтавец, заместитель министра внутренних дел по РБ, генерал-майор внутренней службы, на встрече с журналистами сообщил, что ежесуточно в среднем поступает около 25 сообщений от жертв кибераферистов.
– Многие верят, что мошенники обладают какими-либо психологическими способами воздействия на людей. Абсолютно нет, никакие они не психологи! Просто обычный алгоритм действий. Как вывести из равновесия гражданина, которому он позвонил? Сразу обратиться по имени-отчеству, представиться сотрудником органов внутренних дел, ФСБ, каких-то иных мифических структур. Они располагают информацией о наших гражданах, полученной из плохо защищенных баз данных. Когда неизвестный обращается к человеку по имени-отчеству, сообщает домашний адрес, персональные данные, тот, конечно же, впадает в ступор. А злоумышленники только этого и добиваются – чтобы потенциальная жертва не могла здраво рассуждать и действовать, – рассказывает Евгений Алексеевич. – Первое время, когда мне поступали такие звонки, бывало, вступал в разговор, так как хотел понять, что они из себя представляют. Однако я не рекомендую разговаривать с неизвестными, лучше сразу класть трубку. Знайте: сотрудники правоохранительных структур или же банков никогда (!) не звонят гражданам по телефону.
По словам генерал-майора, здесь задействована хорошо отлаженная система, во главе которой могут стоять жители зарубежья. Можно предположить, что львиная доля похищенных денег идет на финансирование враждебных действий против нашей страны, а те, кто непосредственно ведет телефонные переговоры, довольствуются малой толикой. Всплеск подобных мошеннических атак на нашу страну – следствие геополитической ситуации в мире.


Как понять, что вам звонит мошенник?

Специалисты Отделения Банка России – Национального банка по Республике Башкортостан озвучили основные признаки, по которым можно вычислить мошенников.
1. На вас выходят сами.
Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился – сотрудником банка, полиции, магазина – насторожитесь. И помните: номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций – подделать.
2. С вами говорят о деньгах.
Разговор, как правило, связан с финансами. Перевести деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита», «очень выгодно» инвестировать сбережения – такие предложения исходят только от мошенников.
3. Просят сообщить персональные данные.
Чтобы получить доступ к вашим счетам, аферисты постараются узнать конфиденциальные данные: номер вашей карты, срок действия и три цифры с ее обратной стороны; логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению; СМС и push-коды из банковских уведомлений. Знайте, что настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли!
4. Вас выводят из равновесия.
Мошенники играют на эмоциях и чувствах, главное для них – сбить с толку и притупить бдительность потенциальной жертвы. Огорошив фразой «Ваш онлайн-банк взломали!», они приложат все усилия, чтобы добропорядочный гражданин из-за страха потерять свои кровные будет готов поделиться любой информацией. Либо, наоборот, «обрадовав» внезапным выигрышем в лотерею, тут же предложат оплатить «совсем небольшой взнос». Для чего попросят ввести данные банковской карты на сайте, который оказывается фишинговым (фальшивым).
5. На вас давят и торопят.
Аферисты всеми силами будут держать вас «на крючке» и торопить, чтобы не дать времени обдумать ситуацию или посоветоваться с кем-либо. «Сейчас или будет поздно» – подобная ситуация, в которой заставляют немедленно действовать, подозрительна. Помните: чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить, поэтому просто прекратите общение.
Если вы стали жертвой финансового мошенничества:
– незамедлительно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Можно обратиться в контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любое его отделение;
– в течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.


Основные схемы кибермошенничества

Какие схемы используют злоумышленники, чтобы поживиться деньгами доверчивых граждан? Давайте подробнее рассмотрим наиболее популярные из них.
Убеждают оформить кредит. Человеку поступает звонок от якобы сотрудника бюро кредитных историй, который утверждает, что на него или его родственников мошенники пытаются оформить кредит. Спустя время, ему снова звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких неизвестные действительно оформляют кредит. Чтобы предотвратить это, якобы, надо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно – онлайн или в офисе банка, сумма которого должна совпадать с той, которую оформляют неизвестные лица. При этом злоумышленники просят действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать кому-либо про эту финансовую процедуру – якобы проводится секретная операция по выявлению мошенника среди сотрудников банка.
Что делать? При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. Ни сотрудники банков, ни бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону.
Звонки от лица сотовых операторов с предложением выгодного тарифа. Аферисты звонят под видом сотового оператора и предлагают абоненту более выгодный тариф. Для перехода нужно лишь назвать код, который придет на телефон. Узнав код, мошенники получают согласие клиента на переадресацию его звонков и сообщений на их номер. Таким образом, зло­умышленники могут перехватывать все уведомления, в том числе от банковских приложений и портала «Госуслуги».
Вот еще одна разновидность этой схемы. Абоненту сообщают, что истек срок действия его сим-карты, а чтобы не потерять свой номер, надо срочно назвать поступивший на телефон код.
Что делать? Необходимо предпринять следующие шаги:
– заблокировать все карты, привязанные к этому телефонному номеру, и сообщить об инциденте в свой банк;
– связаться с мобильным оператором и отменить переадресацию;
– проверить другие сервисы с вашими данными – «Госуслуги», электронную почту, соцсети;
– через пару недель проверить кредитную историю в Бюро кредитных историй. Если обнаружатся зай­мы, которые вы не брали, их можно оспорить.
А самый надежный способ защититься от телефонных обманщиков – не сообщать незнакомцам никакие коды и другую конфиденциальную информацию. Если вам позвонили с каким-либо предложением от имени госструктур, сотового оператора, банка или других компаний, лучше положить трубку и перепроверить информацию. Для этого не следует делать обратный звонок на поступивший номер, а вручную набрать номер организации – его всегда можно найти у них на сайте.
Использование ложных аккаунтов руководителей в мессенджерах. Мошенники создают их от лица руководителей Банка России, тех или иных ведомств. На первый взгляд такие страницы не вызывают подозрения (реальные данные – фамилия, имя, отчество, фото берутся из интернета). Используя фальшивые аккаунты, злоумышленники отправляют сообщения руководителям различных крупных компаний или государственных органов, их заместителям. В письмах такие лжесотрудники просят помочь, например, в задержании аферистов в кредитной организации и предупреждают о скором звонке уполномоченного сотрудника из профильного министерства. Они рекомендуют следовать инструкциям звонящего, а о факте разговора никому не рассказывать. После этого злоумышленники звонят потенциальной жертве и под различными предлогами пытаются получить доступ к банковским данным или убеждают добровольно перевести деньги на подконтрольные мошенникам счета.
Такую схему аферисты могут применять и в отношении обычных граждан. Например, за счет создания поддельных аккаунтов друзей человека в социальных сетях.
Что делать? Обо всех подобных случаях необходимо сообщать в правоохранительные органы.
Мошенники обещают выплаты наличными в Общественной приемной Банка России. Злоумышленники начали использовать новую схему обмана людей, построенную на уловке о «специальном» счете в Центробанке. Они, как и прежде, сообщают человеку, что неизвестные пытаются похитить деньги с его счета, а для спасения средств их надо перевести на «безопасный» счет в Центробанке. Но теперь, по новой легенде, аферисты внушают потенциальной жертве, что сбережения на «спец­счет» переводятся временно, на период поиска преступников. А потом всю сумму человеку якобы возместят наличными в Общественной приемной Банка России в Москве. При этом злоумышленники пугают уголовной ответственностью за разглашение информации следствия.
Мошенники действительно от имени потенциальной жертвы записывают человека на личный прием в Общественную приемную Банка России. Делают они это через сайт регулятора, указывая в качестве контактного номера телефон жертвы. Человеку приходит подтверждающее СМС-сообщение с короткого номера Банка России 300. Это позволяет киберпреступникам войти в доверие и убедить собеседника сделать перевод. В некоторых случаях суммы хищения составляют десятки миллионов рублей.
Что делать? Записаться на личный прием можно через сайт cbr.ru или контактный центр регулятора 8 (800) 300-30-00. Банк России предупреждает: если вы самостоятельно этого не делали, но получили сообщение о записи, это значит, что вашими персональными данными пытаются воспользоваться зло­умышленники. Не реагируйте на такое сообщение.
Злоумышленники создают фишинговые сайты. Такие платформы имитируют ресурсы государственных ведомств и популярных справочно-правовых систем. Содержание фишинговых ресурсов представлено в таком виде, что в результате поиска мошеннические сайты предлагаются пользователям в числе первых. На них киберпреступники размещают зараженные вирусами шаблоны документов, которые часто ищут в Интернете секретари, бухгалтеры или сотрудники, занимающиеся финансовой, налоговой и другой отчетностью. После скачивания вредоносного документа на рабочем компьютере сотрудника запускается программа удаленного доступа. Она позволяет хакерам дистанционно изменять в договорах с подрядчиками и поставщиками банковские реквизиты получателя средств на свои. В некоторых случаях блокируется доступ к рабочим компьютерам, а за разблокировку хакеры вымогают деньги.
Что делать? Установите на своих устройствах антивирус и регулярно его обновляйте. Настройте запрет на запуск и установку вспомогательных компьютерных программ для удаленного доступа. Обычно официальные сайты государственных органов в популярных поисковых системах маркируются синим кружком с галочкой. Обращайте внимание на адрес веб-ресурса – поддельный может отличаться от официального всего лишь одной буквой.
Приглашение на «личный прием в Центробанк». Киберпреступники теперь не только звонят гражданам от имени Центробанка, но еще и отправляют на электронную почту сообщения с приглашением на личный прием в Банк России. Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приема и настоящий адрес Банка России в регионе проживания потенциальной жертвы.
Мошенники также используют специальный технический прием – меняют электронный адрес того, кто отправляет сообщение, на вызывающий доверие (в данном случае указывают домен Банка России cbr.ru), и часто из-за доверия к электронному адресу люди попадаются на уловки с подменой. После отправки письма аферисты могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты и СМС-код либо побудить перевести деньги на счета злоумышленников.
Что делать? Если вы не записывались на прием в Банк России, но получили подобное приглашение, не реагируйте на него и удалите сообщение. Для уточнения любых вопросов можно позвонить в контактный центр Банка России по бесплатному номеру 8 (800) 300-30-00 (для звонков с мобильного – короткий номер 300).
Мошенники просят QR-код. В некоторых банках появилась возможность снимать наличные по QR-коду. В мобильном приложении клиент может самостоятельно сгенерировать код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и снять деньги. Этим воспользовались мошенники. Они звонят под видом сотрудников банка и сообщают о несанкционированном запросе на снятие денег со счета. Чтобы отменить операцию, просят прислать QR-код. Заполучив его, злоумышленники просто снимают в банкомате деньги обманутого клиента.
Что делать? QR-код фактически является поручением на выдачу денег без ввода ПИН-кода. Поэтому им ни с кем и никогда нельзя делиться! Также не храните его в телефоне или в распечатанном виде. Помните – настоящие сотрудники банков никогда не запрашивают у клиентов QR-код!
Мошенники представляются работодателями. Злоумышленники рассылают сообщения с привлекательными условиями работы: высокой зарплатой, неполной занятостью. Зачастую это работа на маркетплейсах – продажи через интернет. Для уточнения деталей человеку предлагают перейти по ссылке. Там с ним вступают в переписку «менеджеры по подбору персонала». Они могут запросить данные банковской карты, номер телефона. Затем якобы для регистрации и активации аккаунта просят внести вступительный взнос. Но на самом деле эти деньги оседают в карманах мошенников, а данные карты и номер телефона они используют для попытки взлома личного кабинета на сайте банка и кражи средств со счетов.
Что делать? Не доверяйте рассылкам с предложением о работе, тем более если вас заставляют внести предоплату. При получении таких предложений не сообщайте свои паспортные данные и финансовые сведения.
Cообщают об утечке персональных данных из банка. Злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Вначале лжеполицейский сообщает человеку, что расследуется дело о массовой утечке банковских данных, и предлагает сверить его данные с украденными. Злоумышленник спрашивает у человека, в каком банке он обслуживается, просит данные карты. Для достоверности может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Что делать? При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты и не направляют фото удостоверений или какие-либо другие документы.
Обмен кешбэка на рубли. Злоумышленники обзванивают граждан под видом сотрудников банков и сообщают, что накопленный кешбэк и другие бонусы можно обменять на рубли. Для этого у человека запрашивают банковские данные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу. На самом деле, получив эти сведения, злоумышленники совершают кражу денег со счета.
Что делать? Прервите разговор. По любым банковским вопросам, в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации.
Помощь с компенсацией похищенных денег. Якобы вернуть пострадавшему похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты. Ссылки на них направляют через мессенджеры, СМС или по электронной почте. Иногда звонят с предложением оформить компенсацию за похищенные средства. Злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы «проверить» полагающуюся сумму возврата и оформить его. А получив эти данные, похищают у человека деньги.
Что делать? Если деньги списали без вашего согласия, то единственный законный механизм вернуть их следующий: незамедлительно заблокируйте карту и в течение суток после происшествия напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Предлагают проверить данные счета на предмет утечки. Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого присылают ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только человек вводит на этом сайте свои банковские данные, они попадают к мошенникам. После этого последние могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях.
Что делать? Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений! Никогда не вводите данные своего счета или карты (номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты) и персональные данные (данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие) на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений.


Банки усиливают защиту клиентов от мошенников

Есть ли актуальные способы и инструменты финансовой защиты клиентов? Какие превентивные меры подходят для людей, наиболее подверженных влиянию кибермошенников – например, пожилых граждан? Об этом рассказал Наиль Габидуллин, заместитель управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России.
– С 1 октября 2022 года по указанию Банка России клиенты могут устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, самозапрет на дистанционные операции. Можно будет или полностью их запретить, или ограничить параметры – например, зафиксировать максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени. Запрет на дистанционные каналы можно установить как на все операции, так и в отношении отдельных услуг (например, переводов, онлайн-кредитования и т.д.). Все это совершенно бесплатно, достаточно будет направить заявление в свой банк (или несколько банков, где клиент обслуживается), – объясняет Наиль Вакилевич. – Если установлен запрет на дистанционные операции, мошенники не смогут оформить на ваше имя кредит, даже если они смогли получить доступ к вашему онлайн-банкингу.
Для дополнительной защиты клиентов от кибермошенников банки также будут обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты. Если человек все время пользуется приложением банка с одного устройства, а зафиксирована попытка входа с другого, банк должен будет убедиться – по телефону или другим способом, что войти пытается действительно клиент, а не мошенники.
В октябре 2023 года заработал закон об информационном обмене между Банком России и МВД. Суть нововведений в том, что МВД России подключили к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, куда информация об операции клиента без его согласия поступает после его обращения в свой банк и фиксации факта мошенничества. База данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» содержит сведения от всех российских банков. Это значит, что правоохранительные органы смогут практически в онлайн-режиме получать информацию обо всех мошеннических операциях, в частности, о пострадавших и получателях денег (разумеется, с соблюдением всех норм о банковской тайне). В свою очередь база ФинЦЕРТ будет дополнена сведениями от МВД о совершенных противоправных действиях. Эти данные помогут банкам предотвращать мошеннические переводы.
Еще один важный закон, который вступит в силу в июле 2024 года, подразумевает дополнительную защиту граждан от финансовых кибермошенников. Его суть в том, что банки начнут возвращать клиентам переведенные на счета мошенников деньги. Закон вводит также двухдневный «период охлаждения», в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. Двухдневный период позволит человеку, которого мошенники ввели в заблуждение, прийти в себя, подумать, посоветоваться с близкими и отменить перевод своих денег на их счета.
Кроме того, банки будут отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом похищенных денег. По оценке Банка, такой закон позволит уменьшить количество переводов аферистам путем введения дополнительной ответственности для банков. При их невыполнении кредитная организация обязана будет вернуть клиенту похищенные средства.
– В течение двухдневного «периода охлаждения» банк отправителя приостанавливает перевод средств по счету, информация о котором содержится в базе данных регулятора. В ней, в том числе, отражены сведения о счетах так называемых дропперов. Это лица, чьи банковские карты используются для вывода и обналичивания украденных денег, – рассказывает Габидуллин. – Чтобы повысить вероятность возврата средств их законному владельцу, банки также наделены правом приостанавливать владельцам сомнительных счетов из упомянутой базы доступ к электронным средствам платежа – то есть к картам, мобильному и интернет-банкингу. Соответственно, дропперы не смогут ими воспользоваться для вывода похищенных денег. А если в Банк России поступят сведения от МВД о совершенных противоправных действиях в отношении счета такого клиента по фактам мошенничества, то банк, увидев эти сведения, обязан будет ограничить ему доступ к использованию похищенных денег. Другими словами, дроппер не сможет совершить последующий перевод похищенных денег или снять их в ближайшем банкомате.
А добросовестным владельцам карт опасаться ограничения доступа к счетам не стоит. Информация о счете как о дропперском появляется в базе данных Банка России тогда, когда пострадавший обратился в свой банк с заявлением о хищении денег и банк направил эту информацию в Центробанк.


Риску подвержены все

Если вы думаете, что на уловки кибераферистов попадают пожилые люди или граждане с низкой финансовой грамотностью, то глубоко ошибаетесь. В числе пострадавших – руководители ведомств, доктора наук, работники сферы образования, здравоохранения. Причем большинство из них знали не только о типичных легендах преступников, но и о том, как им противостоять.
В конце прошлого года, например, в Уфе от действий злоумышленников пострадал директор известного спортивного комплекса, которого телефонные мошенники обманули на шесть миллионов рублей. В данном случае аферисты воспользовались одной из популярных схем, когда действуют от имени руководителей тех или иных ведомств. Мошенник, представившийся министром спорта респуб­лики, сообщил, что якобы кто-то переводит деньги директора в Украину, поэтому его сейчас проверяют. Вскоре к делу подключились лжесотрудники Центробанка и ФСБ, заявившие, что его счет взломан, и деньги нужно перевести на безопасный счет. В итоге мужчина перевел на счета преступников как накопления, так и кредитные средства.
Недавно профессор одного из вузов в популярном мессенджере получил сообщение от руководства. «Ректор» проинформировал его о скором звонке сотрудника службы безопасности. Руководитель на тот момент находился в командировке, поэтому преподавателя не смутило, что личной встречи не произошло. Следуя классической схеме, профессору рассказали о нежелательных денежных переводах, которые якобы были совершены от его имени. Чтобы избежать неприятных последствий, предложили помощь. Действуя по указаниям мошенников, мужчина перевел на их счет все личные сбережения. К сожалению, то, что аккаунт руководителя был взломан аферистами и сообщение «ректора» было поддельным, он понял лишь потом.
76-летнему жителю г.Салавата позвонили поздно вечером. Женщина на другом конце провода представилась дознавателем Министерства внутренних дел по г.Салавату. «Она назвала фамилию, номер жетона. Далее заявила, что с отделения банка, где мы обслуживаемся, поступило сообщение, что со счета моей супруги по ее доверенности пытаются снять определенную сумму», – рассказывает он. Через некоторое время вновь поступил звонок. На этот раз звонивший представился сотрудником банка и уведомил об утечке информации, в связи с чем среди их работников проводится проверка. «Специалисты» убедили пенсионера не разглашать разговор и припугнули статьей Уголовного кодекса. Узнав, что у потенциальной жертвы имеется накопительный счет, направили его в банк. Действуя указаниям звонивших, горожанин обналичил свои накопления в размере одного миллиона рублей. «Заранее предупредили, чтобы не подходили к банкомату, если будут люди. А если кто-то подойдет, нужно было уходить, поскольку проводится секретная операция, – продолжает пожилой салаватец. – Мол, своими действиями мы можем спугнуть мошенников». Поверив рассказам настоящих аферистов о мнимых жуликах и следуя их указаниям, супруги уже готовы были отправить свои сбережения на «безопасный» счет. К счастью, их нервное поведение заметила сотрудница полиции Диана Копылова. Девушка немедленно вмешалась в разговор, тем самым уберегла пенсионеров от дальнейших действий.
– В тот день я дежурила в одном из торговых центров нашего города, где расположены банкоматы, – рассказывает молодая сотрудница отдела МВД России по г.Салавату. – Обратила внимание, как к банкомату подошли два пенсионера. Их поведение мне показалось странным. Мужчина постоянно разговаривал по телефону, нервничал. Поняв, что они имеют дело с мошенниками, незамедлительно подошла к ним. Представилась, показала удостоверение и потребовала прекратить разговор. Провела с ними беседу и вызвала следственно-оперативную группу.
Супружеской паре повезло – благодаря бдительности стража порядка их накопления были сохранены. Однако успокаиваться рано – количество жертв кибераферистов растет изо дня в день.
– Преступники постоянно модернизируют методы хищения финансовых средств, – говорит куратор платформы Общероссийского Народного фронта «Мошеловка» Алла Храпунова. – Например, в последнее время распространились случаи обмана с предложением удаленной работы. Человек размещает на сайте по поиску работы запрос. Тут же ему звонит мошенник и предлагает вакансию аналитика. Как правило, «запудривает» голову набором слов про инвестиции, биржу и т.д. Видя, что человек не разбирается в терминах, предлагает включить демонстрацию экрана, чтобы показать порядок работы. Пока соискатель внимательно слушает, на его телефон приходят смс-пароли от мобильного банка, «Госуслуг», других мессенджеров. Мошенники не дают отвлечься, в итоге получают доступ к почте, личным аккаунтам и банковским приложениям. Это лишь одна схема, подобных – множество.
«Мошеловка.рф» – платформа для выявления мошенников и борьбы с ними. Ее задача – предупреждать о новых схемах обмана населения, собирать сведения о попытках мошенничества. По словам Аллы Владимировны, имеется и народный «черный список».
– Люди нам пишут свои истории. Мы на основании этих данных формируем реестр. Там можно проверить телефонные номера, ссылки – словом, все, что касается мошеннических действий. Если вы тоже пострадали и хотите «сдать» злоумышленника, обращайтесь к нам, мы внесем его в список, – говорит она. – Думаю, не будет лишним еще раз напомнить: с аферистами не разговаривать! Помните, что аудиозапись вашей беседы может сыграть им на руку. Из отдельных фраз можно создать голосовое сообщение, которое впоследствии жулики отправляют друзьям своей жертвы, как бы предоставляя доказательства реальности озвученной просьбы.
Словом, пострадать от действий кибермошенников могут все, независимо от возраста, образования, занимаемой должности. Даже осведомленность в вопросах финансовой безопасности не гарантирует защиту. Поэтому всегда следуйте здравой логике и помните главное правило, которому учили еще в детстве: «С незнакомцами не разговаривать!»

ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!
ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!
ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!
ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!
ОСТОРОЖНО, КИБЕРМОШЕННИКИ!
Автор:
Читайте нас: