Все новости
Общество
14 Февраля , 16:03
ОБЩЕСТВО

НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ

Аргаяшская земля известна трудолюбивыми и талантливыми людьми. Они добывали руду и золото, плавили металл, изготавливали ювелирные изделия, музыкальные инструменты, предметы быта. И, конечно, занимались скотоводством, пчеловодством и земледелием. Они всегда были истинными патриотами земли своей: любили ее, готовы были встать на защиту родины во время войны и трудиться на ее благо в мирное время. Аргаяшец Ганей Нафиков именно из таких людей.

НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ
НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ

Родился он 20 сентября 1912 года в деревне Селяево. Отца звали Хаким, маму – Мухубъямал. Семья считалась зажиточной. Как рассказывает их внучка Мавлида Фаттахова, проживающая в деревне Маржимбаево, Нафиковы имели золотые прииски, несколько табунов лошадей и коров. Успешно занимались торговлей, часто выезжали со своей продукцией в Челябинск, Златоуст, Миасс, Кыштым, Карабаш и Чебаркуль.
В одном из сохранившихся домов, принадлежавших семье, сейчас расположен медпункт д.Селяево. Некоторые здания и постройки односельчане разобрали после раскулачивания семьи.
Нафиковы строго соблюдали все мусульманские каноны и традиции, а Коран и старинные книги, написанные на арабском языке, бережно хранились в доме на самом почетном месте и передавались из поколения в поколение. Трудовой день начинался с намаза и заканчивался им. В дни мусульманских праздников делали большие пожертвования, резали несколько туш скота и раздавали мясо бедным.
В конце тридцатых годов сыновей Хакима Нафикова, как детей кулака, репрессировали, в том числе и Ганея. Его сослали в г.Прокопьевск, в сибирские рудники. Молодой Ганей считался одним из передовых шахтеров-стахановцев, руководство неоднократно отмечало его трудовой подвиг наградами.
Ганею Хакимовичу не удалось получить знания в высшем учебном заведении, но зато он освоил десятки рабочих профессий – был шахтером, плотником, слесарем, столяром, садовником, кровельщиком, каменщиком, печником, резчиком по дереву, скорняком (скорняк – мастер по выделке мехов. – Ред.) – всего и не перечислишь. После Великой Отечественной вой­ны вернулся в родные края, где много трудился, всегда с огромным желанием помогал землякам.
К примеру, узнав о том, что его 75-летняя односельчанка из деревни Селяево бедствует и не имеет собственного жилья, построил ей небольшой домик на окраине деревни. Причем сделал это совершенно бесплатно, не взяв с нее ни копейки, что является показателем его человечности, доброты, уважения к людям преклонного возраста, глубокого познания философии ислама. Следует сказать, что на жизнь он зарабатывал честным трудом, семья никогда не нуждалась в деньгах (сейчас бы это назвали индивидуальным предпринимательством).
В 1963 году Ганей Хакимович обосновался в деревне Маржимбаево Аргаяшского района, где прожил до 1998 года. С женой Танзией Абдулкадыровной они воспитали шестерых детей: сыновей Салавата, Сайфуллу, Сунагатуллу, Мусу и дочерей Сабиру, Мавлиду. Общение в семье в основном было на башкирском языке, но дети, как и он, хорошо знали и русский язык. Поэтому легко вступали в контакт со своими сверстниками, были общительными и добрыми. Г.Нафиков обучал своих детей не только основам торговли, но и рабочим профессиям, воспитывал в них честность, трудолюбие, безграничную любовь к родному башкирском языку, аккуратность, деловитость.
Ганей Хакимович всю свою жизнь посвятил изучению ислама. Коран постоянно был рядом с ним, на многие жизненные вопросы он получал ответы из его аятов и сур. Хорошо знал арабский язык, поэтому все мусульманские книги читал в подлиннике. По примеру родителей, он учил и воспитывал своих детей, следуя Корану. На заре советской власти это было очень трудно, ведь в школах в то время ученикам прививали догмы атеизма. Несмотря на это, дети правильно воспринимали наставления отца и всегда с большим уважением относились к исламу, его традициям и обычаям.
Имея инженерные и архитектурные способности, еще в 60-х годах Ганей Нафиков построил двухэтажный дом. Во избежание лишних разговоров и придирок со стороны властей, первый этаж «спрятал» под землей. В то время такие жилища не имели даже партийные работники района! Кухню, отопительную систему сконструировал таким образом, что тепло с первого этажа шло на второй. На печи установил большой казан для приготовления бишбармака и других блюд. На стенах располагались аккуратно установленные в два ряда полки, где красовалась китайская и отечественная посуда. На первом этаже в отдельном помещении с низкой температурой круглый год хранились туши мяса (баранина, гуси, утки), на полках стояли банки с вареньем и соленьями из собственного сада и огорода, деревянная посуда, наполненная коротом и айраном. Следует сказать, что Ганей Хакимович собственными руками изготавливал приспособления для приготовления молочнокислых продуктов, например, для корота, который получался особенно ароматным, со специфической кислинкой этого уникального продукта.
Комнаты второго этажа (всего было пять комнат) украшала деревянная мебель, изготовленная руками Ганея Хакимовича и его сыновей. В середине большого зала стоял стол, накрытый накрахмаленной скатертью, вокруг него – высокие резные стулья. В углу возвышались огромные фикусы. На полу лежали ковры с башкирским орнаментом либо обычные половики, сотканные местными мастерицами. Летом окна были всегда распахнуты, в доме пахло свежестью леса, озера, а также цветами черемухи и сирени, которые росли под окнами. Таким образом, в убранстве дома хозяева удачно сочетали традиции башкирского и русского народов.
Возле дома был разбит огород и большой плодоносящий сад, где росли яблони, груши, сливы, вишня, малина, крыжовник, красная и черная смородина. Ганей Хакимович занимался селекционированием новых сортов яблок и груш, скрещивал их разные сорта. Щедрых даров сада хватало на всех – односельчане охотно скупали ягоды, фрукты, овощи.
Земля была плодородная, очень мягкая – ноги мгновенно проваливались в почву. Рачительный хозяин постоянно занимался удобрением участка, бережно вскапывал вместе с домашними весь огород – обязательно вручную. Ежегодный богатый урожай был своего рода благодарностью Нафиковым за нелегкий труд и любовь к родному краю.
Особым достоянием в хозяйстве была домашняя мастерская. Здесь занимались плетением рыболовных сетей, изготовлением лодок (часто – на заказ), домашней мебели. К ремеслу привлекались все сыновья Нафиковых. Мастерская сыграла немаловажную роль в строительстве домов для аргаяшцев: руками Ганея Хакимовича построено более 15 домов. Они и сегодня, как памятники прошлых лет, хранят память о народном мастере и умельце, который искренне любил свою малую родину, семью.
Ганей Хакимович постоянно занимался самообразованием, изучал право, Конституцию СССР, мог по памяти процитировать тот или иной закон. В его доме всегда имелись юридические книги, справочники, вырезки из газет и журналов с интересной информацией. За консультацией к нему приходили все, кто сталкивался с беззаконием и обманом.
У Нафикова неоднократно бывали корреспонденты газет «Комсомольская правда», «Челябинский рабочий» и местной районной газеты «Восход». Бывало, он вступал с ними в полемику, когда вопрос касался советской власти, высказывал свою точку зрения, но при этом никогда не менял свою позицию, твердо стоял на своем. Спустя годы в газете «Восход» была напечатана статья «Без вины виноватый» о судьбе Ганея Хакимовича.
Хочется рассказать и о том, что Ганей Нафиков из года в год пытался оформить шахтерскую пенсию, но все его старания оказались напрасными. Не найдя поддержки у руководителей района и области, в начале 1970-х годов он принимает решение об эмиграции в Японию. На тот момент в этой стране проживали башкиры – выходцы из Челябинской и Курганской областей (к примеру, семья Курбангалеевых). В 1973 году он выехал в г.Москву, чтобы получить разрешение, но получил отказ, так как Челябинская область считалась регионом стратегического назначения (военная промышленность, секретные заводы и т.д.). Ганей Хакимович находил успокоение в сельском труде, благодаря чему дожил до глубокой старости. Уважаемого аксакала не стало 28 июля 1998 года.
Несмотря на все трудности судьбы, он не сломился, остался человеком принципиальным, с твердым характером, до конца жизни был верен исламским ценностям. Его яркая и противоречивая жизнь является примером того, что и в самые сложные годы можно выжить благодаря труду, вере в себя и остаться человеком, искренне любящим свою родину.

 

Автор:Зульфира ШАФИКОВА, г.Москва
Читайте нас: