Все новости

«СЛОВО ПАЦАНА»: В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?

Криминальный сериал о молодежных группировках «Слово пацана. Кровь на асфальте» вызвал огромный резонанс. Было немало откликов, как положительных, так и отрицательных, вплоть до требования запретить показ нашумевшего фильма. Поинтересовались у писательской братии: смотрели ли они сериал режиссера Жоры Крыжовникова и каковы их впечатления? С фильмом познакомились многие, но поделиться впечатлениями согласились далеко не все.

«СЛОВО ПАЦАНА»: В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?
«СЛОВО ПАЦАНА»: В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?

Юрий Горюхин, главный редактор журнала «Бельские просторы», писатель:
– Десятилетний сын знакомых заявил, что будет «пацаном» и вместо спортивной секции «запишется» в группировку, правда, пока не знает, в какую. Родители отпрыска разубедили быстро: «Как же ты, сыночек, в «группировке» будешь без спортивной подготовки? Тебе же там в момент шайбу начистят!» Шмыгнул носом кандидат в «пацаны» и пошел в секцию фигурного катания.
История обычная, как все истории о влиянии кино, телевидения, книг, всех видов искусств на человеческий разум. Но давайте конкретно про всколыхнувший наше общество сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»: повлиял ли он и будет ли влиять на неокрепшие подростковые души? Конечно, повлиял и будет влиять, пока не забудут или не появятся новые «пацаны». И вот тут начинаются взрослые баталии. От «преднамеренного очернения» до «поголовного запрещения».
Запрещать, конечно, поздно. Наказывать? А за что? За то, что, как считает глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина, сериал может причинить «вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу»? Тогда на время забудем про «пацанов» и пощелкаем кнопки первых центральных каналов ТВ. Что там десятки лет показывают? Верно: все те же бесконечные бандюки, перерождающиеся в «ментов» и обратно. И самое смешное, что не отрываются от этих сериалов в основном пенсионеры, которые обычно против «вреда жизни» и за «здоровье детей». Сами подростки давно уже телевизор не смотрят!
И не будь сериал «Слово пацана» объективно успешным – 23 миллиона официальных просмотров, столько же пиратских, – то и споров бы никаких не было, и обращений в Следственный комитет, и в Роскомнадзор тоже.
Самое время разобраться в причине успеха у молодого поколения. Во-первых, это стриминговое кино, то есть кино, размещенное на видеосервисе в интернете. И смотреть его можно в любое удобное для зрителя время с остановками и прокручиванием – молодежь сейчас только такое и смотрит. Во-вторых, сериал поставлен по реальным событиям в отличие, к примеру, от предтечи «пацанов» – сериала «Бригада». В-третьих, причина в долгом отсутствии на кинонебосклоне «настоящего героя». И вот он появился – герой для подражания, пацан без страха и упрека Адидас в исполнении Ивана Янковского.
Конечно, если бы было так просто, то продюсеры с режиссерами пекли бы фильмы-миллионники, как блины на Масленицу. В случае с «пацанами», безусловно, еще и карта легла, да и звезды сошлись. Ведь, как говорил после премьеры сыгравший авторитета Кощея актер Никита Кологривый, фильм достаточно линейный, актерские работы легковесные, реплики незатейливые, лично он снимался в гораздо более сложных и интересных проектах, но о них никто не знает и, скорее всего, не узнает.
От себя, как зрителя, скажу, что мне смотреть фильм было неприятно, не моя эстетика, да и тема молодежных банд времен перестройки меня мало интересует. Но по своей памяти могу засвидетельствовать, что все показано хоть и утрированно, упрощенно, но все же правдиво. Подобран аутентичный саундтрек, воссоздана очень точная картинка, абсолютное временное попадание – респект художнику-постановщику, гримерам, операторам. В подростке Пальто отчасти опознал себя: мы в восьмидесятые переехали из старого района города в бурно строящийся новый район, и все прелести подростковых разборок и становления дворовых «коллективов» испытал на своем собственном пальто.
Раз уж речь зашла о персонаже Леона Кемстача – Пальто, то он бы запросто мог быть главным героем фильма, будь у режиссера Жоры Крыжовникова другие задачи. Ведь эта история о том, как пресловутой «улицей», которую учит беззаветно любить Адидас, была сломана жизнь талантливого мальчика. Английский, фортепьяно, интеллигентная и оттого вдвойне несчастная мама (замечательная актерская работа Юлии Александровой) – все меняется на бесконечные драки, мелкое воровство и танцы в полуподвале.
Вспомните эти танцы: шаг вперед, шаг назад, два прихлопа, три притопа и все вместе квадратиком, прямоугольником! И апофеоз – музицирование в колонии для несовершеннолетних бывшего члена группировки «Универсам» Андрея Васильева по кличке Пальто.
Кем он выйдет из колонии, что его ждет? Это мы, скорее всего, узнаем во второй части «пацанов». Какой у них будет подзаголовок вместо «Крови на асфальте» не знаю, но то, что вторая часть будет – несомненно, потому что Антон Володькин, гендиректор онлайн-платформы Wink, профинансировавшей сериал, сказал, что вложенные в восемь серий сотни миллионов рублей окупились в первый же месяц с начала показа. А бизнес дойную корову из стойла не выпускает.

Владимир Кузьмичёв, поэт, писатель, переводчик:
– Нынешнее поколение никогда не слышало слово «чушпан». Никогда не видело нормального пацана, да и слово пацана держать вряд ли умеет. Ибо, родившись в богатом (по сравнению с показанным в фильме) времени, жизнь свою без гаджетов не представляет. И не может представить себе, как выжить во всеобщей нищете, пока родители борются за существование на фоне внезапно рухнувшей в пропасть великой страны, в которой с детства учили только доброму и светлому, но этим семью не прокормить. Страшно.
Страшно, когда вдруг осознаешь, что никакого будущего у тебя больше нет, что только деньги – всесильные хозяева сытой жизни, а книги, которыми зачитывалась, самая на тот момент, читающая страна, дохода не приносят.
Ну, а те, кто денег в это не простое время, добывать не научились, и есть те самые «чушпаны».
И совсем другое дело – настоящие пацаны. У них четкие правила жизни, поддержка своих и слово пацана – слово, которое сильнее любой клятвы. В сериале весьма реалистично показана та атмосфера, которая царила повсюду в России на рубеже девяностых годов прошлого века. Особенно ярко это проявлялось в Казани, о чем, собственно, и повествуется на протяжении всех серий этой зубодробительной, в прямом понимании, киноэпопеи.
Автору этого мнения и самому довелось жить во время расцвета подросткового бандитизма, когда, столкнувшись не в своем районе со сверстниками, не мог предугадать, чем эта встреча закончится. Начиналось обычно с разборки на тему: «Ты кто, откуда?» и «Кого знаешь?», а закончиться могло любым исходом. И ведь, заметьте, не восстановлением многочисленных жизней по-гаджетовски, а вполне реальным получением всяческих синяковых регалий и званий на вполне понятном тогда сленге.
Чуть забегая вперед по времени в лихие и дикие девяностые, можно поведать множество историй, когда подростки – моталки, возмужав, становились отъявленными бандитами, рэкетирами, убийцами, и прочими «героями» криминальных хроник тех лет, покоящихся ныне на кладбищах. И воспитанные «улицей» ребята, дожившие до наших дней, знают, что на все известные поговорки того времени: «пацан никогда не кинет», «пацан поможет», «пацан сказал – пацан сделал» есть другая, часто ставящая точку во всех разборках поговорка: «На каждого крутого, каким бы крутым он не был, всегда найдется тот, кто круче».
Сейчас много полемики ведется на тему этой, показанной во всех красках, казанской криминальной истории. Кто-то говорит, что этого не могло быть, кто-то наоборот, оппонирует, говоря, что еще не все цветные картинки показали, а на самом деле было все намного страшнее. Суть не в этом, а в том, почему резонанс от просмотра этого фильма всколыхнул наше общество?
Есть некая статистика, основанная на анализе опросов, проведенных в нашей стране еще в середине нулевых, где на вопрос, звучащий как «Что значит быть мужчиной?», представители сильной половины человечества в пятидесятипроцентном отношении объясняли это, опираясь на знания из «пацанского» кодекса чести. Причем девять из десяти опрошенных никогда не имели криминального прошлого.
Теперь понятно? Как бы то ни было, пацан – это идеальная форма выживания в той криминогенной обстановке, где балом правит сила. Ведь физическую силу и авторитет на улице тогда можно было преобразовать, в зависимости от статуса, в звонкую монету или хрустящие купюры. И хотя способ утверждения с помощью мастерства в кулачных боях сегодня не актуален, память о прошлом пока жива.
Надолго ли? По исследованиям ВЦИОМ выяснилось, что радио «Шансон» входит в пятерку самых популярных радиостанций страны. А множество фильмов, воспевающих преступное получение власти, деньги и уже упомянутый пресловутый авторитет, такие как, культовые «Бригада», «Жмурки», «Брат» и «Брат 2» продолжают оставаться в народе популярными. Не исключение и «Слово пацана», где тоже есть романтизация героев сериала.
Вова Адидас, его брат Марат, отвязный Зима, интеллигентный Пальто и другие пацаны на протяжении всего фильма отстраивают жесткую иерархию. Делят окружающий мир на достойных и не очень, на настоящих и ненастоящих, на правду и неправду, проводя чёткую грань, где настоящие мужчины, просто выходя из дома на улицу, могут запросто решить все свои проблемы на районе, которые закончатся чьей-то алой кровью на асфальте.
А вы бы хотели жить в таком мире?

Александр Хватков, поэт:
– Многосерийный фильм о судьбе казанских подростков в конце 80-х годов был изначально обречен на успех. Страшные и трудные 90-е годы прошлого века в нашей стране привлекли внимание многих режиссеров. Достаточно вспомнить нашумевшие и до сих пор любимые народом «Брат» и «Брат 2» Сергея Балабанова.
Эти фильмы стали своеобразной классикой кино о 90-х для телезрителей не только нашей страны. Отобрать лавры популярности у героя Данила Багрова могли попытаться разве только четверо верных друзей из сериала «Бригада», ставшего, можно сказать, в свое время культовым.
Это не означает, что россияне так обожают фильмы с бандитскими разборками. Просто 90-е годы ХХ века – очень неоднозначный период, ставший неимоверно сложным для нашей страны. Когда рушилась одна держава и создавалась на ее фундаменте новая, больше всего, пожалуй, досталось молодому поколению. В силу того, что в этом возрасте свойственно идеализировать, воспринимать в штыки или не смиряться вовсе. Если любовь, то настоящая, если дружба, то самая крепкая.
Создатели сериала «Слово пацана» пригласили зрителя взглянуть на события того времени глазами подростков. Интересно? Конечно! Поэтому и говорю, что сериал изначально был обречен на успех. С точки зрения режиссуры и игры актеров придраться трудно. Ставка сделана на максимальную достоверность. Читаю отзывы о том, что все приукрашено, что актеры слишком милые. Думаю, здесь не стоит забывать, что мы говорим о художественном фильме, где наравне с достоверностью априори должен быть и художественный вымысел. Не думаю, что если бы девушку Марата Айгуль сыграла менее симпатичная девушка, фильм заиграл бы другими красками.
Стоит отметить, что большинство актеров – новички в киноиндустрии. И они блестяще сыграли свои роли. Считаю, что состав подобран очень удачно. Благодаря сериалу у нас появилось как минимум несколько новых интересных артистов, которые украсят не один десяток фильмов.
Часто приходится читать, что такие фильмы снимать нельзя, что дети начинают подражать героям сериала. Думаю, такие вопросы поднимались и после выхода «Бригады». Лично я не был знаком ни с одним Сашей Белым, ставшим таковым после просмотра сериала. Да, героями восхищались, но не более того. Мы же говорим о художественном фильме. К тому же концовка «Бригады» не радует событиями, а наоборот ярко говорит о том, что за все приходится платить.
Та же история прослеживается и в «Слове пацана». Это довольно трагический фильм. Кто остался счастлив после восьмой серии? Пожалуй, таковых нет. Режиссеры неодносмысленно дали понять, что романтизации бандитов и хулиганов не будет. В жизни все было отнюдь не радостно. Судьба Айгуль, Вовы Адидаса яркие тому примеры. Да и остальным героям досталось. Это неплохое кино об историческом периоде нашей страны, о котором не стоит молчать. Почему? Потому что это наша история.
Кто-то скажет, что есть случаи, когда подростки реально повторяют стычки во дворах, вжившись в образ Пальто и Марата. Это исключение из правил. Думаю, и после просмотра отвратительной американской «Пилы» были те, кто попытался повторить историю психа. Почему не было бурного обсуждения, что такие фильмы запрещены к просмотру? Тем более жизнь и история показывают, что запретный плод сладок. Думаю, после запрета сериал стал бы еще популярнее. Найти и посмотреть любой фильм сегодня не проблема. Другое дело, что после просмотра ты останешься довольным. Большинство отзывов о «Слове пацана» положительные. И это говорит о многом.
Единственное опасение кроется в том, что второй сезон может испортить все впечатление. У нас такое бывает часто. Но это если режиссеры решатся на продолжение картины. В любом случае сериал будут смотреть и пересматривать. «Зашел» он нашим телезрителям.


Записала Зульфия Ханнанова.

Юрий Горюхин, главный редактор журнала «Бельские просторы», писатель:
Владимир Кузьмичёв, поэт, писатель, переводчик:
Александр Хватков, поэт:
Юрий Горюхин, главный редактор журнала «Бельские просторы», писатель:
Автор:Зульфия Ханнанова
Читайте нас: