Дружба, воспетая в песнях

   После важного исторического события — вхождения Башкортостана в состав России в 1557 году начался новый этап в жизни башкирского народа, связанный с тесным общением с русским и другими народами, населявшими Поволжье и Приуралье. Вместе с ними башкиры выступали в одном строю в дни тяжелых испытаний. Через века жизни, полной борьбы, угнетения, страданий и тревог народ пронес свое искусство, передавая его из поколения в поколение. Фольклор стал тем фундаментом, на котором строилась и росла впоследствии молодая национальная культура Башкортостана. Прогрессивные русские писатели, ученые, этнографы издавна изучали самобытное искусство башкирского народа. Труды Р.Г.Игнатьева, И.И.Лепехина и С.Г.Рыбакова представляют большой интерес и в наши дни.
   Систематическое собирание музыкального фольклора башкир, подлинно научное изучение его стало возможным в 20—30-е годы XX века. В Башкирии в течение ряда лет плодотворно работали русские фольклористы — музыковед Л.Н.Лебединский, композитор А.Н.Ключарев, композитор-этнограф А.А.Эйхенвальд. Совместно с башкирскими композиторами Х.Ф.Ахметовым, К.Ю.Рахимовым, С.Х.Габяши, З.Г.Исмагиловым они собрали и изучили огромное количество народных песен и инструментальных мелодий. Результатом, имеющим большое научное и практическое значение для музыкального искусства, стало издание первого большого труда Х.Ахметова, Л.Лебединского, А.Харисова «Башкирские народные песни» (Уфа, 1954 г.).
   Становление и развитие башкирской профессиональной музыки проходило в тесном взаимодействии и сотрудничестве с деятелями музыкального искусства России — композиторами, музыковедами-фольклористами, профессорами Московской консерватории, музыкантами-исполнителями…
   Представляются интересными сведения об использовании башкирских народных песен замечательным русским композитором А.А.Алябьевым, приведенные в исследовании известного башкирского музыковеда Л.П.Атановой «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора». В Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки ею обнаружены записи мелодий башкир, татар и казахов. Среди них — шесть башкирских мелодий, по предположению исследователя, записанные от кураиста-башкира во время пребывания А.Алябьева в ссылке в Оренбургской губернии. Л.Атанова пишет о первых обработках башкирских народных песен А.Алябьевым в вокальном цикле «Азиатские песни», а также об использовании башкирских мелодий в опере «Аммалат-бек» и «Башкирской увертюре».
   «Своим творческим обращением к башкирским народным мелодиям и песенным сюжетам А.А.Алябьев положил начало русскому «степному» ориентализму, столь блестяще расцветшему в русской классической музыке второй половины XII века», — пишет исследователь. В начале 30-х годов, когда в республике еще не было композиторов-профессионалов, появляются сочинения на башкирские темы у В.И.Виноградова «Симфонические картины», «Шихан», у А.С. Ключарева симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Башкирская сюита» для симфонического оркестра, хоровые обработки башкирских народных песен.
   Становление профессиональной композиторской школы в Башкирии тесно связано с деятельностью русских композиторов, которые обучали композиторов республики и будущих певцов — солистов оперного театра в национальной студии при Московской консерватории. Газиз Альмухаметов — организатор башкирской студии, говорил: «Для нас очень важно, чтобы дети не только учились в специальном учебном заведении, но и кипели в жарких ритмах Москвы, видели замечательные театральные спектакли, слушали образцовые концерты».
   Наши будущие композиторы занимались в классе композиции у видных преподавателей консерватории — профессоров В.А.Белого, В.Г.Фере, А.Н.Александрова, Ю.М.Яцевича, Е.О.Месснера. А обучались тогда те, кому предстояло создать первые симфонии, оперы, балеты, оратории: Х.Ахметов, Р.Муртазин, З.Исмагилов, Х.Заимов. В 1938 году был открыт Оперный театр. Республика готовилась к предстоящей в Москве в 1941 году Декаде башкирского искусства. Нужно было показать достижения театрального искусства. Кроме оперы «Хакмар» М.Валеева, в творческом багаже театра еще ничего не было. Поэтому по решению правительства республики в Уфу были приглашены композиторы, они и создали первые замечательные образцы музыкальных спектаклей, которые на раннем этапе становления профессиональной музыки в Башкирии стали хорошей школой как для оперного театра, так и для начинающих композиторов республики. Кстати, основателем и организатором Оперного театра стал замечательный дирижер и музыкант, приглашенный из Москвы Петр Михайлович Славинский, который провел огромную работу по консолидации всех имеющихся в Уфе музыкальных сил и в рекордно короткие сроки сумел создать полноценный творческий коллектив.
   В годы Великой Отечественной войны в Уфе жили и работали эвакуированные в Башкортостан музыканты и композиторы из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. С их помощью продолжалась работа по созданию национального репертуара для театра оперы и балета. К наиболее крупным удачам этого периода можно отнести оперу Николая Чемберджи «Карлугас» на либретто Баязита Бикбая. В опере показаны страницы героической истории башкирского народа, его вольнолюбивый дух. Определенный вклад в оперное искусство республики внес композитор и фольклорист Антон Эйхенвальд. В его операх «Мэрген» и «Ашкадар» проявилось хорошее знание башкирского музыкально-поэтическо го фольклора. Цитаты из народных мелодий щедро насыщают и другие оперные партитуры тех лет. Заметный след в истории башкирской оперы оставила опера «Акбузат», написанная в 1942 году молодым композитором Халиком Заимовым в содружестве с московским композитором Антонио Спадавеккиа. В основу оперы положены мотивы эпического сказания «Акбузат» — одного из значительных памятников духовной культуры башкирского народа. Героическая борьба за счастье людей, идеалы народа, являющиеся главным содержанием эпоса, определили и основные сюжетные линии оперы. Легенда о Хаубан-батыре, волшебном коне Акбузате и алмазном мече колоритно переданы языком музыки. Музыка оперы красочна, образна, напоена народной песенностью.
   По следам событий военных лет украинским композитором Филиппом Козицким и музыкантом-мелодистом, драматургом Хабибуллой Ибрагимовым на либретто Сайфи Кудаша была написана опера «За Родину». Это первое сочинение на военную тематику для оперного театра, поставленное на сцене 15 марта 1943 года. В 1944 году состоялась премьера первого башкирского балета «Журавлиная песнь», написанного московским композитором Львом Степановым. Хотя созданные в этот период сочинения еще не решали проблем национального стиля, успехи этого раннего этапа бесспорны — было немало удачных находок, верно намечены и определены пути дальнейшего развития национальной оперы и балета.
   В этом немалая заслуга известных композиторов России, которые не оставались в стороне и вместе с композиторами Башкортостана приняли участие в создании песен-листовок для башкирской кавалерийской дивизии — «Дивизия, вперед!» М.Валеева, «Подымайся, Урал!» А.Спадавеккиа, «Баш кирские батыры» З.Исмагилова, «Башкирские конники» Л. Чемберджи и другие, поднимавшие настроение и воинский дух бойцов, сражавшихся в священной войне против фашизма.
   Тему дружбы народов в своем творчестве стремились отразить почти все композиторы в разных жанрах музыкального искусства. Это были и хоровые произведения, и симфонические сюиты, кантаты и оратории. Но наиболее ярко и мощно эта тема прозвучала в двух операх Загира Исмагилова, композитора, которому бы в этом году исполнилось 90 лет. Первым триумфом композитора стала постановка оперы «Салават Юлаев» на уфимской сцене, а затем — огромный успех этого произведения в 1955 году в Москве на Декаде башкирской литературы и искусства. С этой оперы начинается новый этап в развитии башкирской оперы. Сюжет оперы на либретто Баязита Бикбая о легендарном герое башкирского народа, первом известном нам башкирском поэте, борце против угнетателей народа в Крестьянской войне, сподвижнике Емельяна Пугачева предоставлял возможность воплотить героику народной борьбы, острые социально-исторические конфликты. Музыкальный язык, тесно связанный с народно-песенными истоками, сочетает яркое национальное своеобразие башкирской музыки и реалистические принципы музыкальной классики. В «Салавате Юлаеве» композитор достигает классической стройности оперных форм. Вот уже более пяти десятилетий опера не сходит со сцены, воспевая дружбу русского и башкирского народов, окрепшую в совместной борьбе. В одной из своих последних опер «Послы Урала» Загир Исмагилов развивает традицию исторической героико-эпической оперы. Как и в «Салавате», народ здесь показан в важнейший, переломный момент истории: страдая от родовой междоусобицы и нападений внешних врагов, он принимает решение отправить послов к царю Ивану Грозному с просьбой принять Башкирию в состав Российского государства. Опера стройна по композиции, впечатляет ее яркий язык, продуманность музыкальной драматургии, богатство и многообразие оперных форм. B ней несколько лейттем. Одна из них — тема Родины, родного края (народная песня «Урал»), воплощающая любовь народа к родной земле, мечту о лучшей жизни. Активное развитие получает в музыке тема, связанная с «белым царем» Иваном Грозным. Ее основу составляет мелодия, предположительно сочиненная самим Иваном Грозным — знатоком и любителем церковного пения — «Стихиры на праздник митрополита Петра». Этот суровый знаменный распев звучит в исполнении многоголосного хора, открывающего оперу. Он развивается и в оркестровом вступлении к третьему акту, из этой же темы вырастает монолог Ивана Грозного.
   Особенно ярко и многогранно показан в опере образ народа. Мастерски написаны композитором монументальные хоровые сцены. Их торжественно-эпическое звучание производит впечатление ораториальности сочинения. Колоритны образы представителей башкирского народа — Юлтыя, Аксэсэна, Карасэс, Харыласэс и других. Как и в «Салавате», мощно звучит в опере тема дружбы башкирского и русского народов. Эта опера была приурочена З.Исмагиловым к 425-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России. В новом театральном сезоне опера вновь будет идти на нашей оперной сцене. Для ее постановки приглашен известный режиссер из Пермского оперного театра Георгий Исаакян. Эта постановка посвящается 450-летнему юбилею, который торжественно отмечает Башкортостан.
   Таковы некоторые страницы музыкальной культуры республики в свете этого большого исторического праздника.

Эльмира Мингазова


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018